Анализ урока истории «Версальско-Вашингтонская система»
АННОТАЦИЯ
Тема: Версальско-Вашингтонская система.
Данный урок представляет собой закрепляющее занятие – проработку и закрепление изученных теоретических знаний на практике и поэтому к изучению проблемы учащиеся приступают с определенным запасом знаний и выработанных умений и навыков.
Содержание и форма урока представляет собой практическое занятие с применением групповых форм и интерактивных методов обучения. Роль учителя заключается в организации познавательной деятельности детей, обобщении и систематизации материала по проблеме, предупреждение затруднений. Изучаемая тема требует осмысления, критического подхода к некоторым выводам и определениям, в связи, с чем усиливается роль учителя в обеспечении помощи учащихся. Учащиеся предварительно были разделены на 3 группы, каждая из которых получила информационный кейс по определенной теме. Задача каждой из групп: подготовить аналитический информационный проект.
Основная идея урока заключается в выработке общей позиции по вопросу послевоенного урегулирования в 20-е годы в условиях открытого диалога, в котором учащиеся покажут не только понимание сущности и значения обсуждаемой проблемы, но и осмысление ее в связи с собственной позицией.
Педагогические приёмы и методы, используемые на уроке:
Кейс-технология.
Учащимся предлагается создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу и для её решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, учебник, сайты в сети Интернет).
- метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры;
- метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
- метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий. Формирует навыки функциональной грамотности (читательская грамотность)
«Исследовательский фартук».
У учащихся листы бумаги, на которых схематично изображен фартук. В верхней части фартука записана тема, в нижней части нарисованы карманы. Дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение рассказа учащихся заполняют карманы.
« Кластер»
«Кластер». Создание кластеров, также как и таблиц, позволяет систематизировать материал, выделить в нем главное. В ходе ознакомления с определенной информацией учащиеся ее анализируют, выделяют смысловые единицы и располагают их в определенном графическом порядке.
«Займи позицию»
Это дискуссионный вид работы на уроках. Применяется для того, чтобы ученики научились правильно выражать свое мнение по той или иной проблеме, могли четко обозначить его, могли легко начать дискуссию. На данном уроке осуществляется работа в парах. Как итог работы – это умение высказать свою позицию и выслушать оппонента для заполнения предложенной таблицы «Оценка деятельности Лиги Наций».
Заполнение лист- чека.
Данный приём позволяет проанализировать и систематизировать определенную информацию.
В ходе выполнения практической работы учащиеся систематизируют полученную информацию и выделают особенности, признаки неустойчивости и противоречивость Версальско –Вашингтонской системы.
В ходе диспута учащиеся дают ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос «Версальско – Вашингтонская система – успех или неудача мировой дипломатии». Диспут проходит между оптимистами (успех), пессимистами (неудача) и реалистами (данная система имеет как «+», так и «-«) и завершается составлением ранжированного ряда. Метод «Ранжированного ряда» проводится в форме игрового моделирования. Составление ранжированного ряда дает возможность развивать критическое мышление, умение выстраивать логическую цепочку, дает возможность учащимся реально оценивать исторические события и давать им свое оценочное суждение. Это способствует развитию аналитического мышления, формированию умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать оппонента. Формируются навыки креативного мышления, которое является ведущим компонентом функциональной грамотности, что свидетельствует об актуальности данного метода.