Урок истории в 5 классе «Система образования в Афинах»
Технологическая карта учебного занятия, направленного на апробацию актуального содержания учебной деятельности и применение в образовательном процессе современной школы образовательных технологий в контексте требований ФГОС.
Ф.И.О. учителя
учитель истории и обществознания Боброва Л.С. МБОУ «ДСОШ №3» г. Добрянка Пермский край.
Тема урока Система образования в Афинском полисе.
Место урока
Урок по курсу истории Древнего Мира.
Форма урока
Урок предполагается в КТП как урок открытия новых знаний
Возраст обучающихся: 5класс
Цель: Развитие системы компетенций у учащихся 5 класса на примерах духовно-нравственного опыта греческой цивилизации.
Задачи:
1. Развитие системы метапредметных действий. [1]
Познавательных:- установление признаков системы (на примере образования в Древних Афинах),
- развитие критического мышления,
- отработка навыков смыслового чтения.
Коммуникативных:- закрепление работы в группах,
- умение грамотно выстраивать свое выступление,
- умение вести диалог на заданную тему,
- умение участвовать в эвристической беседе.
Регулятивных:- определение плана работы, координация деятельности в группе,
- самостоятельная деятельность на разных этапах урока,
Личностных:- ценность всесторонне-развитого, образованного гражданина на примере жителя Афин,
- роль физического развития в жизни настоящего гражданина, будущего защитника своего отечества,
- значимость образования, всестороннего развития в современном мире.
2 . Развитие предметных умений:
- работа с историческим документом,
- расширение знаний о духовной жизни Древней Греции,
- представление о гражданском обществе на примере Афинского полиса,
- роль исторической личности в истории.
3. Организационные задачи:
- подготовить текст, для работы в группах,
- заранее разбить учащихся на группы,
- подготовить документ об образовании в Афинах,
- подобрать разнообразные виды работы с текстовым материалом,
Прогнозируемые результаты:
Предметные: в процессе разных видов самостоятельной деятельности учащиеся смогут определить систему образования в Афинах, расширить понятийный аппарат (раб-педагог, палестра, стиль, гимнасий), объяснять, применять его при устном ответе, закрепить навыки работы с разными историческими источниками
Метапредметные: в результате включения в деятельность, предлагается практика решения проблемных ситуаций, используя контекстные знания. Получат опыт смыслового чтения, будут вовлечены в процесс развития критического мышления, в том числе через определение логики изложения. В результате самостоятельной деятельности на уроке попадут в ситуацию эвристической беседы, получат практику работы в группах, необходимости грамотно выстраивать свое выступление.
Личностные: понять ценность всесторонне-развитого образованного гражданина на примере жителя Афин, роль физического развития в жизни настоящего гражданина, будущего защитника своего отечества, значимость образования, всестороннего развития в современном мире.
Краткая аннотация: При работе в группах учащиеся знакомятся с системой образования в Афинах. На примере обучения и воспитания гражданина Афин складывается представление о важности всесторонне-развитого человека. Во время активной деятельности получают практику собственного выступления, эвристической беседы, смыслового чтения, логике изложения текста. Каждая группа получает техническое задание. Данная форма урока позволяет продолжить формирование УУД у учащихся, направленных на развитие
Образовательные технологии: технология развития критического мышления, приемы смыслового чтения при работе с текстом, технология сотрудничества, эвристическая беседа.
Способы деятельности обучающихся: метод проблемного обучения, работа в группах, обратная связь.
Техническое задание:
1. Каждая группа получает 2 текста. Тексты должны быть у всех участников группы. Тексты даны без названий, взяты из учебника по истории Древнего Мира (параграф № 38).
Текст №1 - документ (письмо) без указания автора и адресата, взят из материалов для дополнительного чтения параграфа №38, используется в начале урока на этапе мотивации учебной деятельности.
Текст №2 параграф №38 учебника по истории Древнего Мира и используется при работе на основном этапе. Параграф разбит на смысловые части. Каждый пункт учебника используется как отдельный элемент общего текста. Каждая группа на организационном этапе получает один элемент (пункт) единого текста.
2. Каждая группа получает задание:
1.Прочитать текст.
2. Озаглавить текст.
3. Составить план.
4. Озвучить основную идею текста (выступает 1 представитель от каждой группы).
Ход урока
1. Этап: Организационный (3-5мин.)
На этом этапе происходит деление на группы. Создание положительной эмоциональной сферы для дальнейшей деятельности. С целью экономии времени, можно разделить группы заранее.
2. Этап: Мотивация и актуализация учебной деятельности.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Его осуществления, фиксация затруднения. В качестве мотивации, поддержания интереса используется проблемная ситуация. Учитель просит прослушать текст №1. [Приложение №1]Письмо предоставляется без названия каждому ученику. Учащиеся могут читать самостоятельно или следить по тексту. Учитель дает минимальную информацию. Из бытовой сценки древнегреческого автора, сохранилось письмо. Надо определить проблему, автора, адресата.
Задание: Ответить на вопросы:
1. Проблема, которая поднимается в письме?
2. Автор письма?
3. Адресат письма?
Ответы должны быть получены через эвристическую беседу.
При обсуждении письма решаются несколько задач:
- учебного характера (нестандартная ситуация, необходимость применения обще предметных учебных действий, подготовка к самостоятельному определению темы урока)
-мотивация (интерес, включение учащихся в пробный учебный процесс, решение учебной проблемы)
- отработка элементов эвристической беседы, умение отстаивать свою точку зрения. Опираясь на доказательства (в данном случае на оценочные суждения).
- если позволяет время, можно порассуждать о некоторых признаках образования в Афинах (плата за образование, учебные принадлежности, наказание за нерадивость).
В заключении работы с письмом попросить учащихся попробовать самостоятельно определить тему урока. «Образование в Греции». Учитель должен уточнить, что именно в Афинах. Можно обсудить почему в Афинах была своя система образования, отличная от других городов-полисов. Совместно с учащимися определяются и задачи:
-«чему учат в школе»,
- процесс обучения,
-кого учат,
- кто учит.
3 этап: Деятельностный (15-20мин.) урока.
Работа в группах по заранее подготовленным текстам, которые описывались в техническом задании. Необходимо, чтобы текст был у каждого участника группы. Текст дан без названия, распределен спонтанно. Важно, чтобы логика текста определялась как отдельное задание после выступления каждой группы.
На этом этапе решаются следующие задачи:
-установление признаков системы образования, последовательности и преемственности его в Древних Афинах;
- отрабатывается основной понятийный аппарат:
гимнасии, Народное собрание, гражданин, атлет, красноречие, палестра, педагог-раб, учитель, стиль, папирус, портик, полис;
- расширение знаний о духовной жизни Древней Греции;
- развитие навыков критического мышления и смыслового чтения;
- работа с разными источниками информации;
- закрепление работы в группах;
- умение грамотно выстраивать свое выступление;
- умение вести диалог на заданную тему;
- умение участвовать в эвристической беседе;
- определение плана работы, координация деятельности в группе;
- самостоятельная деятельность на разных этапах урока;
- ценность развитого, образованного гражданина на
примере жителя Афин.
Группа №1 Текст№2[Приложение №2]
Группа №2 Текст№3 [Приложение№3]
Группа №3 Текст№4 [Приложение 4]
Группа №4 Текст№5 [Приложение №5]
После озвучивания задания, определения времени (10 мин.), группы приступают к самостоятельной деятельности. В процессе работы
определяют роли,
совместно составляют план,
название текста,
готовятся к выступлению.
После выступления каждой группы, (названия записываются на доске), когда произойдет первичное закрепление во внешней и в своей речи, можно приступать к выстраиванию общей логики всего текста. Еще раз вместе с учащимися во время беседы, по возможности, для каждого ученика организовывая ситуацию успеха, обсуждаются следующие направления:
- система, последовательность образования в Афинах,
- основные предметы. Упор делается на всестороннем развитии.
- схожие моменты в современном образовании с классическим - греческим.
- значимость гражданского воспитания, ведь Афины – родина демократии.
Результатом этапа будет включение полученных знаний в общую систему. Определить логику общего текста. В качестве определения правильности логики изложения можно обратиться к учебнику, проверить, как автор назвал пункты параграфа. Совпадает ли мнение автора с совместным продуктом урока. Предложенный вариант не обязательно должен полностью совпасть с текстом учебника. Информация может быть изложена с начальной стадии образования до высших ступеней, но может быть и наоборот. Роль раба – педагога может быть указана и после описания первой ступени образования. Главное должна выстроиться общая система (с 7 лет до зрелости) образования в Афинах.
4 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель, поддерживая ситуацию успеха каждой группы, спрашивает о цели, которая стояла в начале работы, о задачах, которые были определены самими учащимися. Заключительный вопрос: «Достигли ли поставленной цели?», «Были ли решены поставленные задачи?», «Что понравилось в системе образования в Афинах, что не понравилось?»
На заключительном этапе рефлексии попросить оценить свою деятельность на уроке успешно, не успешно. Оценить урок: понравился, не понравился, какой этап урока был самым трудным, легким, интересным, предложив проголосовать, как это делали в Афинах:
- белые камешки
- черные камешки
Рефлексию можно завершить, дав домашнее задание: Прочитать параграф №38, нарисовать кластер: «Система образования в Афинах».
Домашнее задание может быть:
- самостоятельно составить кластер (схему) или
- заполнить готовый, который будет или выдан, или нарисован в процессе рефлексии на уроке, с указанными параметрами.
Параметры, которые должны быть внесены как смысловые: системность, преемственность, последовательность, содержание, принципы, условия воспитания и образования. (Этапы, кто учил, чему учил, как учил, кто обучался). Параметры для оформления кластера. Можно добавить за «особые находки», то есть оценить и личный фактор.
Предлагаю кластер, подготовленный учащимися 6 класса, выполненный как учебный проект. [3]
Отметки на уроке можно поставить за активное участие при обсуждении различных вопросов: решение проблемной ситуации, при работе в группе, при выступлении. Домашнее задание можно оценить отдельно у каждого ученика. (Решается проблема с накопляемостью отметок).
Заключение.
В результате проведения урока возникли следующие трудности:
1. Сложность в начале урока при работе с документом №1.
- Трудно работать с письмом без адресата и респондента.
- Тема урока учащимся была не известна, что в свою очередь создавало трудности для определения проблемы.
- Ограниченность во времени. Ведь письмо используется как инструмент актуализации и мотивации, а не в качестве проблемы для проведения основного этапа урока.
Поэтому роль учителя очень важна на первых этапах урока, он должен быстро создать комфортную ситуацию для работы, поддерживать поступление разных предложений, задавать наводящие вопросы, направлять процесс самостоятельной деятельности учащихся.
В этом случае можно по-разному решить этот вопрос:
1.1 Распределение на группы:
- на перемене, с учетом пожеланий или без учета пожеланий учащихся распределить группы,
- на первом этапе урока, в этом случае время уйдет больше, но ученики уже активно включатся в урок, меньше времени будет потрачено на мотивационный период.
1.2 Легче всего определяется проблема, поднимаемая в письме. Дальше уже по ходу совместной беседы, рассуждения с ребятами, можно решить вопрос и о респонденте, и об адресате.
1.3 В зависимости от уровня класса в начале урока можно предложить будущую тему урока, тогда выявление проблемы, поставленной в письме, пойдет проще, быстрее, а значит больше времени останется на другие этапы урока. 2. Трудность в поддержании интереса учащихся на протяжении всего урока. Как правило, в начале урока интерес выше. Решить эту проблему поможет разнообразная деятельность:
- проблемная ситуация,
- работа в группах,
- беседа,
- выступление представителей от групп,
- анализ своего выступления и учеников другой группы,
- проверка по заданному алгоритму (по учебнику).
3. Проблема с ограниченностью во времени.
- Во-первых, время для каждого этапа ограничено, значит, не будет возможности для простого обсуждения, беседы.
- Во-вторых, сама программа по истории Древнего Мира очень насыщена. На тему образования в Древних Афинах предусматривается всего 1 час.
Решить данную проблему можно за счет резервных уроков, интегрированных уроков, внеурочного компонента.
Выбранная форма урока поможет учителю решить и комплекс учебно-методических задач.
1. В зависимости от уровня класса можно использовать разные смысловые части в отдельном аспекте. Во время урока происходит развитие основных метапредметных и личностных компетенций. Урок предлагается как комбинированное занятие, делается упор на деятельностный подход на протяжении всего урока.
2. Акцент на гражданственность, роль физического воспитания и проблемы развитой личности, обсуждаемые на уроке, дают возможность порассуждать об идее воспитания и образования и в современном обществе. Можно продолжить беседу или дискуссию по вопросам концепции образования и воспитания в России сегодня, сопоставив ее с Афинской.
3. Поднятые проблемы, тема сама по себе актуальны, так как поднимают вопросы, интересующие современного ученика, устанавливаются параллели с системой образования в Древнем Мире. В курсе истории уже были темы про школу, занятия, учеников в разных странах (Египет, Вавилон, Финикия, Индия, Китай). На уроке можно установить параллели и с ними.
4. Можно широко использовать внеурочный компонент. Это решит указанные проблемы ограничения во времени. Для этого могут быть использованы следующие ресурсы:
- предусмотренные для воспитательной работы: классные часы по разнообразной тематике («Ученик в Древнем Мире», «Система образования в Афинах», «Чему учат в школе?» и др.), беседы, дискуссии, занятия для кружков и клубов и т. д.,
- разнообразные творческие проекты,
- ученические проекты,
- исследовательские работы, где более тщательно будут проанализированы проблемы воспитания и образования в Древней Греции, Древнем Мире, в современной Российской Федерации,
- учебно-развивающее занятие с постановкой проблемной задачи. Где более конкретно должны разработаться и техническое задание, и организационные моменты, и система оценивания, состоящая и разнообразных параметров.
Таким образом, материалы урока можно использовать как отправную точку для совместного творчества, как учеников, так и учителей.
Список литературы и методических материалов:
1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – Москва, Просвещение, 2010
2. Годер Г.И. История Древнего Мира. 5 класс, Москва, Просвещение, 2013
3. Кластер, подготовленный к уроку «Образование в Афинах»
Приложения.
Приложение №1
Текст №1 Письмо матери учителю о нерадивом ученике
«Спроси-ка, его, почтеннейший, где этот дом, куда мне каждое 30-е число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если и возьмет в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нем подспорье на черный день…. А попробуй-ка посильнее постращать его, так взберется на крышу…. А мне не столько его жаль сколько, черепиц, которые крошатся. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него дух вон вышел!»
Приложение №2
Текст №2
«Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трех афинских гимнасиев.
Гимнасии располагались за городом, среди зеленых деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны. Помещения для отдыха и бесед.
В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.
В гимнасиях обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.
Приложение №3
Текст№3
«До 7 лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В 7 лет его передавали педагогу (в переводе с греческого это слово обозначает «сопровождающий ребенка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам – ни чего не брать за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, при малейшем непослушании своего воспитанника – брался за розгу.
Педагог был рабом, состарившимся или увечным, непригодным для другой работы. Нередко педагог даже не говорил по-гречески.
Приложение №4
Текст№4 «С 12 лет мальчики начинали посещать еще одну школу, где занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра от слова «пале»- борьба. В хорошую погоду тренировались под открытым небом на обширном дворе, а в ненастье под крышей портиков, окружавших этот двор.
Так мог выглядеть урок гимнастики в палестре. Мальчики тренируются в борьбе. Схватку может выиграть тот, кто ловок и силен. Вот один из борцов перебросил соперника через колено, того признают побежденным, если он трижды коснется телом земли. Строгий учитель может ударить того, кто нарушит правила состязания. При борьбе использовали масло, которым до блеска натирали кожу. Тренируются обнаженными. После урока всей гурьбой побегут смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, иногда баня.
В палестрах стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров. Всемирно известная статуя метателя диска. Мирон, ее создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлета. Скульптор показывает каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего государства»
Приложение №5
Текст№5
« В рассветный час все городские и сельские мальчики спешат в школу. Так могла выглядеть одна из них.
Учитель с плеткой диктует текст: «невежда - самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натертых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она – стиль. Другим плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом или тростниковым пером.
В школах учили читать и писать, считать и рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера, других поэтов. В Греции встречались те, кто выучил наизусть «Илиаду» и «Одиссею. Ученики овладевали игрой на флейте, других музыкальных инструментах. Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.
В школах были каникулы, праздники, посвященные богам или великим победам (Саламинская битва, Марафонское сражение), когда ученики не посещали школу. Образование было платным, но плата была невелика.
Для девочек школ не было. Мать сама передавала им знания, которые имела. Иногда приглашали учителей на дом, особенно в знатных семьях. Главные занятия для девочек: грамота, пение, танцы, хорошие манеры, домоводство».
Приложение №6
Кластер «Образование в Афинах»