12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Даниленко Маргарита Алексеевна19
2

Тема: Взаимосвязь общества и природы. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы - конспект урока

Даниленко Маргарита Алексеевна

География. 10 класс


Внедрение интерактивных форм организации учебного

процесса с целью формирования ключевых компетенций и

повышения мотивации учащихся


Аннотация


В современной школе существует серьёзная проблема, которую отмечают учителя – предметники. Это проблема - отсутствие связи между теорией и практикой. Дети не могут переложить полученные общие знания на изучение регионов, затрудняются в поиске причинно-следственных связей.

Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу.


Как же воспитать такую личность? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо в корне пересмотреть отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса. Сегодня есть возможность построить образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Этому способствуют инновационные технологии обучения.


«Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий и активных методов обучения» - это основная задача, поставленная перед учителями географии сегодня.


В соответствии с ГОС СОО география предполагает полное освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и

содержания, ориентированных на подготовку к последующему

профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей

обучающихся путем более глубокого освоения основ наук, систематических знаний; формирование умения применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации.


«Человек и окружающая среда.

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в

окружающей среде. Представление о ноосфере.

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды.

Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность.

Рациональное и нерациональное природопользование» - так на базовом уровне Программа по географии предлагает нам изучение этой важной темы современности.


И, как пример, вашему вниманию предлагается урок географии в10 классе -

Тема: «Взаимодействие общества и природы. Природные ресурсы и их виды. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Природопользование: рациональное и нерациональное».

Цели:

Образовательные: -сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». -Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах.

Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.

Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления.

- Формирование ключевых компетенций при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.

Планируемые результаты:

личностные:

-любовь к природе и бережное отношение к ней;

-знание законов природы и этапы взаимодействия общества и природы.

- создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения, коммуникативная компетентность и сотрудничество в процессе работы на уроке.

метапредметные:

-работать с различными источниками информации; развивать информационную культуру всех участников образовательного процесса;

-- формирование активной творческой личности, с высокой мотивацией на дальнейшее обучение;

предметные:- переосмысление организации учебного процесса с позиций стимулирования активности учащихся на уроках: отбор наиболее продуктивных форм и методов организации учебного процесса с целью активизации деятельности учащихся.

Методы обучения:

-по источникам передачи информации и приобретения знаний :

а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;

б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).

- по типу (характеру) познавательной деятельности:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

в) проблемное изложение знаний;

г) частично-поисковый (эвристический);

д) исследовательский.


Учебно-наглядный комплекс : настенные карты (карта природных ресурсов, политическая карта мира), атласы, учебник, таблицы, схемы, картосхемы учебника, иллюстрации, коллекции.


Ключевые понятия: географическая среда, окружающая среда, «антропосфера», природные ресурсы, природные условия, природопользование, рациональное и нерациональное природопользование.

Тип урока: комбинированный урок, в сочетании объяснения учителя с применением ИКТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, самостоятельную и практическую работу.


Организация учебной деятельности на уроке

Организационный момент

География изучает географическую оболочку. Ее компоненты образовывают единственный сложный изменяющийся организм – Землю. На протяжении последних столетий на географическую оболочку постоянно возрастало. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды.

Мотивация познавательной деятельности учащихся

Подумайте!: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?

Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.

Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.

Как вы думаете? Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?

Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.

Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.

Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты..

Подумайте! Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?

Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».

В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.

Сегодня на уроке мы и будем рассматривать эти вопросы.

ІІІ. Изучение нового материала.

С развитием географической оболочки наиболее активным фактором, влияющим на состояние всех ее компонентов, стало возникновение живой мыслящей материи, носителем которой является человек. Человек взаимодействует с компонентами географической оболочки как непосредственно (как компонент биосферы), так и опосредствованно через общественный труд как форму особого обмена вещества с природой. В результате длительного влияния деятельности человека на географическую оболочку возникла географическая среда.

Работа с учебником: стр.30 – найдите определение понятия «географическая среда».

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Социально-экономическая география рассматривает географическую среду, в которой проживает человек, как сферу взаимодействия общества и природы. Она называется «антропосферой».

Окружающая среда в широком смысле – это природный и материальный мир, что окружает человека. Оно включает в себя как природную среду, так и искусственную техногенную среду.

Задание 1.

Давайте вспомним, что такое природные условия и природные ресурсы?

Природные условия – это совокупность компонентов географической среды (географическое положение территории, климат, рельеф, гидрографические особенности территории и т.д.), влияющие на возможности развития хозяйства и условия жизни человека.

Природные ресурсы – компоненты природы, которые при данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в хозяйстве. Различают ресурсы минерального сырья, земельные, водные, климатические, биологические, рекреационные.

В природной среде человека есть прежде всего природные ресурсы – это те компоненты окружающей среды, которые используют в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой.

Запишите себе в тетради схему «Природные ресурсы по степени исчерпаемости». t1642186995aa.jpg


Также изучая географию вы ознакомились с другой классификацией природных ресурсов – по их использованию. И сейчас давайте построим схему «Природные ресурсы по их иt1642186995ab.jpgиспользованию».

Природные ресурсы по их использованию.

Человек использует природные ресурсы в процессе природопользования – деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов. При этом природные ресурсы могут выступать или как сырье – естественные материалы, которые  человек перерабатывает в соответствии со своими потребностями (минеральные, лесные ресурсы и т.д.), или как средство его получения (земельные ресурсы).

Следствием природопользования являются количественные и качественные изменения природных ресурсов. Особенно сильными они являются в случае нерационального природопользования – такого использования природных ресурсов, которое приводит к очень быстрому ухудшению их качества и полного исчерпания.

При нерациональном природопользовании часть природных ресурсов просто теряется. Это приводит к чрезмерной их добыче. Одновременно значительно ухудшается состояние окружающей среды, что приводит к экологическим кризисам.

Противоположностью нерационального природопользования является рациональное природопользование – изучение, освоение и  использование природных ресурсов таким образом, чтобы обеспечить по возможности более длительное время их использования и сохранялось или даже повышалось их качество.

Одним из важных условий рационального природопользования является расчет количества природных ресурсов в стране и времени, на которое хватит этих ресурсов (если они исчерпаемые). Иными словами, нам необходимо иметь данные о ресурсообеспеченности. Под этим понимают количество природных ресурсов  на каждого жителя страны или мира в целом или срок (в годах), на который хватит этих природных ресурсов при современном уровне их использования.

Предлагаю вашему вниманию таблицу «Обеспеченность мировых потребностей запасами полезных ископаемых». Проанализируйте её и сделайте вывод, какие природные ископаемые находятся в стадии исчерпаемости?

Полезные ископаемые и категории запасов

Продолжительность возможного

потребления, годы

1.Вполне достаточные

Алюминий

Железо

Титан

Хром

Марганец

Платина

Молибден

свыше 200

194

свыше 300

300

185

110

108

2.Относительно достаточные

Медь

Свинец

Олово

Кобальт

Никель

Вольфрам

54

29

42

44

33

57

3.Близки к исчерпанию

Цинк

Висмут

Серебро

Ртуть

Асбест

27

30

20

20

22

В хозяйственной деятельности важно экономное использование ресурсов, дающее большой экономический эффект. Например, чтобы более эффективно использовать возобновляемые ресурсы, необходимо:

а) рационально добывать и перерабатывать природные ресурсы;

б) заблаговременно вовлекать в эксплуатацию новые неистощенные ресурсы и за счет этого ослабить использование истощенных;

в) искусственно возобновлять ресурсы, что можно делать более интенсивно, чем это делает природа;

г) находить или производить искусственные  заменители.

Прослушайте сообщение учащихся: «Охраняемая природная территории и акватории «

Охраняемая природная территории и акватории – это природные комплексы и объекты, исключённые полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно - просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности . 

Они характеризуют основные типы ООПТ:

Заповедники

Национальные парки

Природные парки

Памятники природы

Памятники Всемирного наследия

Санаторно-курортные зоны

Ботанические сады.

Учитель: Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:

1)  рациональное использование природных ресурсов;

2)  разработку и внедрение «чистых» технологий производства;

3)  организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;

4)  контроль общества.

Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:

1)  хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;

2)  размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.

За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.

Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?

Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1.

«Игровая минутка»

Объясните утверждение: «История человечества есть ни что иное, как эволюция окружающей среды, которая вызвана самой средой» (Э. Реклю).

Задание 2.

Дайте ответы на вопросы

Что такое природопользование? Каким оно бывает?

Назовите признаки нерационального и рационального природопользования.

Сколькими способами и в каких единицах можно определять ресурсообеспеченность?

Задание 3.

Обозначьте на контурной карте страны с высоким уровнем обеспечения разными природными ресурсами. К ним относят Россию, США, Канаду, Бразилию. С определенными ограничениями – Китай, Австралийский Союз.

Задание 4.

Проблемные вопросы.

Как вы думаете, к какому виду природных ресурсов по степени исчерпаемости можно отнести поваренную соль? Обоснуйте свою точку зрения (обратите внимание на особенности образования этого вида полезных ископаемых).

Можно ли довольно точно вычислить ресурсообеспеченность лесными ресурсами в годах? Обоснуйте свою точку зрения (обратите внимание на природу этого вида ресурсов).

Каким образом ресурсообеспеченность страны полезными ископаемыми может возрасти, если население и добыча полезных ископаемых не уменьшится (обратите внимание на внедрение современных средств исследования земных недр)?

V. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1.

«Блиц опрос»

Что такое географическая оболочка?

Какие компоненты природы вы знаете?

Что такое антропогенный комплекс?

Что вы знаете о естественных условиях?

Как вы понимаете понятие «природные ресурсы»?

Задание 2.

Вычислите ресурсообеспеченность двух стран земельными ресурсами. Полученные данные запишите в таблицу. В каких единицах вы получили ответ?

Страна

Численность жителей, млн чел.

Запасы природных ресурсов

Ресурсообеспеченность

Земельные угодья, млн га

Леса,

млн га

земельными ресурсами

лесными

ресурсами

США

307

937,3

296



Россия

144

1707,5

850



Бразилия

198

851,2

514,5



Китай

1338

959,6

115



Индия

1166

328,8

64



Австралийский Союз

21

768,7

106,7



Япония

127

37,2

25,3



Задание 3.

Дайте ответы на вопросы.

Определите понятие «географическая среда». Как она соотносится с географической оболочкой?

Расскажите о взаимосвязях основных элементов природы и общества.

Что такое невозобновляемые и возобновляемые природные ресурсы?

Что подразумевают под понятием «исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы»?

Что входит в исчерпаемые природные ресурсы?

Что такое ресурсообеспеченность?

Задание 4.

Запишите в виде схемы какие бывают классификации природных ресурсов.

VI. Итог урока

Прием «Микрофон»

Дети пятью предложениями расскажите, чему вы научились на уроке.

VIII. Домашнее задание

-Выучить § 11, составить логический конспект. Приготовить презентацию на тему: «Природные ресурсы Донецкой области».

-Для любознательных: как вы понимаете эту пословицу? «Плоха та птица, которая загрязнят собственное гнездо?»

Неужели же всё человечество, да и каждый из нас уподобились такой птице?




Литература

1. Голубев, А.П. Экономическая классификация ресурсов. - СПб, 2005. - 121 с.

2.Ермолаев Н.Н. Естественные ресурсы планеты. - Новосибирск, 2000. - 209 с.

3.Комар И.В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. - М., 1986. - 219 с.

4.Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. - М., 1972. - 328 с.

5.Назаров Б.Ю. Кадастры природных ресурсов. - М., 2006. - 89 с.

6.Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. - М., 1993. - 453 с.

7.Юн В.Г. Классификация и учёт природных ресурсов. - М.,2005. - 301 с.

8.Максаковский В.П. География. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень. Просвещение, 2017. – 416 с.

 9. Интернет-ресурс https://yandex.fr/images/search ?pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fimage3.slideserve.com%2F6341656%2Fslide12-l.jpg&text=классификация%20природных%20ресурсов-план%20урока&lr=142&rpt=simage&source=wiz






11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.