Конспект занятия музыки «Музыкальные жанры: марш, танец и песня» (2 класс)
Коррекционно-развивающий курс «Музыкально-ритмические занятия»
Тема занятия: «Музыкальные жанры – марш, танец и песня»
Копленко Ольга Михайловна, учитель музыки
Слабослышащие обучающиеся 2 класса (вариант 2.2)
КГБОУ «Минусинская школа-интернат», Красноярский край, г. Минусинск
2022 учебный год
Конспект занятия
Тема: «Музыкальные жанры – марш, танец и песня»
Цель занятия: закрепление знаний детей о жанровом разнообразии музыки через различные виды музыкальной деятельности.
Задачи занятия:
Воспитательные: воспитывать культуру слушания, любовь, интерес к музыке.
Образовательные: активизировать познавательную деятельность; формировать способности к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов, формирование основ музыкальной культуры.
Развивающие: развивать умение определять характер прозвучавшей музыки, художественный вкус и интерес к музыкальной деятельности через повторное слушание и анализ прозвучавшего «Марша»; развивать координацию движений, мышление, музыкальную память, речь, интерес к музыкальным жанрам, воображение, умение делать выводы о прослушанном; развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся через организацию творческой учебной деятельности; развивать вокально-хоровые навыки при разучивании песни «Мы - солдаты».
Коррекционные: следить за звуко-произносительной стороной и слитностью речи.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический, метод стимулирования, метод обобщения, метод перспективы и ретроспективы, метод эмоциональной драматургии, метод активизации мыслительной деятельности, метод размышления о музыке.
Тип занятия: урок углубления темы и закрепления полученных знаний.
Оборудование: Телевизор, ноутбук, пианино, карточки с речевым материалом, конверт с письмом, буквы для составления слова.
План:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Работа над звуко-произносительной стороной речи при помощи фонетической ритмики, автоматизация звука «с».
3. Актуализация проблемы по теме урока
4. Повторение музыкальных жанров – марш, танец, песня
5. Просмотр видео-заданий от старшеклассников
6. Прослушивание музыки - марш
7. Повторение танцевальных движений, транслируемое на экране
8. Мелодекламация песни «Мы - солдаты»
Музыкальный материал: «Марш» Е. Тиличеева, песня «Мы – солдаты» (муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова), песня в исполнении группы «Непоседы» - «А рыбы в море плавают вот так».
Презентация: слайды с названиями жанров, картинки, видео-задания от старшеклассников на каждый этап занятия.
Сформировать УУД:
Предметные: совершенствовать музыкальное восприятие, сформировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Метапредметные: формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся на основе музыкального восприятия; воспитывать интерес к музыке, обогащать духовный мир детей.
Знак ( / ) – это фразы, которые учитель произносит за экраном. Восприятие речевого материала детьми только на слух, исключая зрительное.
Знак (…) - это имена ребят, которые звучат за экраном учителя.
Орг. момент:
Учитель: - Доброе утро, ребята! Вы готовы к занятию?
Фразы на слух: /- Как ты слышишь?... /- Ты слышишь плохо?...
/- … спроси у … как он слышит?
Ответы детей: Я слышу хорошо. Я слышу отлично. Я слышу хорошо, а не плохо.
Учитель: - Какое у вас настроение хорошее или плохое? Если я подниму картинку – хорошее настроение, то вы громко хлопайте и кричите: «Да!». Если я подниму картинку – плохое настроение, то вы громко топайте и кричите: «Нет!»
Учитель несколько раз поднимает картинку с весёлым смайликом и несколько раз с грустным смайликом. Дети соответственно выполняют действия.
Учитель: - Отлично! /Какое будет занятие?...
Дети: - Будет музыкально-ритмическое занятие.
Основная часть:
Фонетическая ритмика.
Учитель: /- Будем хорошо говорить звуки. Что будем делать?...
Дети: - Будем хорошо говорить звуки.
Учитель: /- Встаньте в круг.
Дети: - Мы встали в круг.
Учитель: - Будем говорить долго и кратко.
Дети сопряжённо с учителем произносят звуки с элементами фонетической ритмики.
А________а О____о У_____у И____и Э_____э
Учитель: - А теперь скажем хорошо звук «с».
Кратко (надуваем шарик): с с с с с
Долго (сдувается шарик): с___________
Учитель: - Будем говорить слоги долго и кратко:
са___са со___со су___су си___си сэ___сэ
Учитель: - Будем говорить раздельно:
Са со су си сэ
Учитель: - Будем говорить слитно:
Сасосусисэ
Учитель: /- Что мы делали?...
Дети: Мы говорили хорошо звуки: а, о, у, и, э, с.
Внезапно падает конверт, прикреплённый к потолку.
Учитель: - Ребята, что это? Это письмо. Давайте прочитаем.
Один из ребят читает текст письма:
Привет первоклашки! Мы старшеклассники. Мы любим уроки музыки. А вы? Хотим с вами поиграть. Мы загадали слово. Вам нужно его составить. Выполняйте задания и получайте буквы. А в конце вас ждёт сюрприз. Готовы? Внимание на экран. |
Беседа по содержанию письма.
Учитель: - Кто написал письмо?
Дети: Старшеклассники.
Учитель: - Что хотят старшеклассники?
Дети: - Поиграть.
Учитель: - Что будет, если мы выполним задания?
Дети: - Получим сюрприз.
Учитель: - Как вы думаете, что будем делать?
Дети: - Будем выполнять задания.
На экране 1 задание. Видео от учащегося 7 класса: «У музыки есть жанры. Я их знаю. Проверим, а знаете ли вы? Ваше задание. Назовите жанры музыки. Удачи!»
Учитель: Узнали, кто дал задание?
Дети: - Да, это Андрей.
Учитель: - Что будем делать ребята?
Дети: - Будем называть жанры музыки.
Учитель: - Какие жанры музыки вы знаете?
Дети: - Марш, танец, песня.
Учитель: - Посмотрите и скажите, какой это жанр музыки.
На экране слады с картинками: Марш, песня, танец. Дети называют жанр, соответствующий картинке.
Учитель: - Что мы делали?...
Дети: - Мы называли жанры музыки.
На экране видео со старшеклассником: «Здорово. Всё правильно. Вы получаете букву «Л».
Учитель: - Какую букву он показал? Запоминайте!
На экране 2 задание. Видео от учащегося 5 класса: «Я люблю слушать музыку – марш. Послушайте, и скажите, какая музыка в марше. Удачи!»
Учитель: - Ребята, как вы думаете, что нам предлагает делать Максим? Что будем делать?...
Дети: - Будем слушать музыку.
Учитель: /- Будем слушать марш. Что будем делать?...
Дети: - Будем слушать марш.
Слушание музыки. Учитель исполняет марш на пианино.
Учитель: /- Что мы слушали?...
Учитель: - Посмотрите на слова на доске и подберите правильные.
Дети подходят к доске и выбирают слова, подходящие к характеру звучания марша.
Учитель: - Какая музыка в марше?
Дети: - Музыка в марше – чёткая, бодрая, умеренная, удобно шагать.
Учитель: - Давайте проверим и послушаем, что нам скажет Максим.
На экране видео со старшеклассником: «Молодцы! Хорошо слушали музыку. Получайте букву «С». Удачи!»
Учитель: /- Что мы делали?...
Дети: - Мы слушали музыку.
Учитель: - Давайте вспомним буквы, которые вам сказали ребта.
Дети: - «Л, С».
На экране появляется третье задание. Видео от учащегося третьего класса: «Я люблю танцевать. А вы? Проверим сможете повторить за мной».
Учитель: - Что будем делать? Что нам предлагает Матвей?
Дети: - Танцевать.
На экране танец-повторялка от Матвея. Все дети повторяют танцевальные движения за учащимся третьего класса.
Учитель: - Что мы делали?
Дети: - Мы танцевали.
На экране видео с учащимся третьего класса: «Класс! Танцевали отлично. Получите букву «Т».
На экране появляется четвёртое задание. Видео от учащихся четвёртого класса: «Мы любим петь. Интересно, а вы научились петь?»
Учитель: - Вы научились петь? Что будем делать?
Дети: - Будем петь песню.
Учитель: - Как называется песня?...
Дети: - «Мы – солдаты».
Учитель: - Подойдите к пианино. Послушайте.
- Отхлопаем ритм. Прочитаем слова.
- Приготовьтесь петь под музыку.
- Что мы делали?...
Дети: Мы пели песню «Мы солдаты».
На экране видео с ребятами четвёртого класса: «Молодцы! Хорошо пели. Получите букву «У». Удачи! Пока».
Учитель: - Давайте вспомним все буквы.
Дети: «Л,С,Т, У».
Учитель: - Мы выполнили все задания ребят. Что делать с буквами?
/- Будем составлять слово.
Дети: - Будем составлять слово.
Дети с помощью учителя составляют слово.
Учитель: - Какое слово у нас получилось?
Дети: - Стул.
Учитель: - Как вы думаете зачем нам слово стул? Может там сюрприз, подарок?
Дети заглядывают под стулья. Находят маленькие подарки.
Учитель: - Вы большие молодцы. Хорошо выполняли задания и получили подарки. Но давайте ещё раз назовём жанры музыки.
Дети: - Марш, танец, песня.
Учитель: /- Какое было занятие?...
Учитель: - Вам понравилось занятие?
Дети хлопают и говорят: «Да».
Учитель: - Ребята, спасибо за занятие. До свидания.