Тема: Звуки [л], [л’], буквы Л л
Тема: Звуки [л], [л’], буквы Л л
Цели: Создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; учить различать звуки [л],[л,], букву “л” в слогах и в словах устной, давать характеристику новых звуков; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; отрабатывать навык правильного, слогового чтения; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, речь, память и внимание; воспитывать культуру учебного труда, интерес к сказкам, дружеское отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; действовать по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; предвидеть разные возможные мнения других людей; обосновывать и доказывать собственное мнение.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Оборудование: компьютерная презентация, предметные картинки для групповой работы, иллюстрации к сказкам, модели звуков - фишки, образцы печатных и письменных букв.
Ход урока:
Прозвенел звонок весёлый. Все готовы ? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем. Мы работать начинаем !
Организационный момент
-Какой у нас урок? Какое нужно настроение, чтобы на уроке всё получилось, чтобы урок был полезный и интересный?
-Улыбнитесь друг другу, солнышку, мне. Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
2.Целеполагание
-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(На доске помещены карточки «Этапы урока»
-Отвечать на вопросы,
-Задавать вопросы
-Работать в группах
-Работать в парах
-Читать
Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.
-Посмотрите на ленту букв. Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?
-Чем отличаются гласные от согласных?
3.Работа в парах.
-А сейчас, ребята, мы поработаем в парах. Взяли карандашик обратной стороной, повернулись налево, я буду загадывать загадку, а вы обратной стороной карандашика пишете на спине у соседа букву, которая обозначает первый звук в отгадке. А потом наоборот поворачиваемся налево.
(После каждой загадки идет взаимопроверка, дети отвечают , какую букву им написал сосед и говорят согласны они с ним или не согласны.)
- Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит. Это доктор. Айболит
-Прыг да прыг по полотну —
Нитку длинную тяну,
За стежком ещё стежок —
Вот зелёненький лужок.
А ещё стежочки —
Расцветут цветочки. Иголка
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой
Над моею головой. Самолет
Зелёное покрывало
Летом на земле лежало. Трава
Учитель открывает кленовые листочки, под которыми написаны буквы
А И С Т
- Ребята, какое слово получилось?
- Аист.
4.Изучение нового материала.
-Ребята, а сейчас поиграем в игру: я называю слово, а вы показываете мне фишку, которой мы обозначаем первый звук в слове
НОС ОБЛАКО СИЛА КУКЛА
Дети показывают фишки и объясняют свой выбор. (гласный, согласный, твердый, мягкий)
ЛУНА
-Что мы знаем про первый звук?( Мы еще не проходили)
-Значит какая тема сегодняшнего урока?( буква Л, звук (Л).
-Что можем про него сказать? Он гласный или согласный?
-А теперь давайте проверим он звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
-Сколько слогов в слове луна? Разделим на слоги, поставим ударение.
Составим схему слова ЛУНА.
-А сейчас послушайте следующее слово
ЛИСА
-Делим на слоги, ставим ударение, составляем схему слова ЛИСА.
5.Физминутка
6.Работа в тетради.
- Звуки [л], [л’] на письме будем обозначать согласной буквой «эль». Л л
Откройте тетради, печатаем букву Л.
7.Чтение слогов с интерактивной доски (слайд 6)
АЛ ЛА
ОЛ ЛО
УЛ ЛУ
ИЛ ЛИ
ЫЛ ЛЫ
8.Работас учебником.
-Ребята, откройте учебник на стр.58.
-Вспомним произведения детского писателя К.И Чуковского?
- Кого мы видим на картинке?
-Из какого произведения строчки?
-А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна в небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
(ТАРАКАНИЩЕ)
-В каких словах встречается звук Л?
-А теперь мы посмотрим в учебник на страницу 59: найдите слоги. Давайте их почитаем. (Каждый ребёнок читает по одному слогу. Сначала читают слоги дети «сильные», а затем «слабые». После каждого прочтённого слога ребёнок поясняет:
9.Включение новых знаний и опыта в систему имеющихся.
-Чтение слов на стр.59.
КУКЛА КАТАЛА
КУКЛЫ КАТАЛ
УСНУЛИ СТОЛ
УСНУЛ СТУЛ
10. Дифференцированная работа.
Сильные дети читают предложения на стр.59, а слабые с доски слоги вместе с учителем.
-Ребята. У кого на парте лежит листочек, те работают вместе со мной, а остальные читаем предложения на стр.59.
Проверка сильных детей.
11.Работа в группах
Каждая группа получает задание 6составить слова из слогов и букв.
СА СО НИ ЛО ЛА К НИ НА КО ТО ЛУ
Полученные слова дети помещают на ленту с магнитом и во время проверки вешаем их на доску.
11.ИТОГ УРОКА.
Молодцы ребята!!! Хорошо поработали!
--С какими звуками и буквой работали на уроке?
-Перед вами 2 пушистика с разным настроением: радостным и унылым. Раскрасьте того пушистика, чьё настроение совпадает с вашим.
Наш урок закончился. Складываем тетради и книги в портфель. Готовимся к следующему уроку и идём на перемену.
САМОАНАЛИЗ УРОКА (Мочалова Т.Б.)
Тема урока: «ЗВУКи [л], [л’], БУКВЫ Л, л»
Тип урока – Урок открытия новых знаний
Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Это первый урок знакомства с данной буквой. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.
Цель урока: Создать условия для формирования представления о звуках [л], [л,] и букве, которая их обозначает; научить различать звуки [л],[л,], букву “л” в слогах и в словах устной, давать характеристику новых звуков; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; отрабатывать навык правильного, слогового чтения;
развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, речь, память и внимание; воспитывать культуру учебного труда, интерес к сказкам, дружеское отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; действовать по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
При подготовке к данному уроку мной были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся моего класса:
В данном классе 24 обучающихся, дети пришли к 1 сентября с низкой , средней и высокой готовностью к школе.
Некоторые дети не умеют читать; не имеют четкие представления о графическом образе букв; у многих недостаточно развит фонематический слух, что может послужить предпосылками появления ошибок в чтении и письме учащихся. По этой причине акцент в уроке сделан и на чтение слияний буквы, и на развитие фонематического слуха.
Учитывая психологические особенности первоклассников, я использовала в уроке приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр.
При отборе материала к уроку я руководствовалась принципом целостности урока, тем, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между собой.
При проведении урока я ориентировалась на принципы:
- развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип научности;
- принцип систематичности и последовательности ;
- принцип связи обучения с практикой ;
- принцип сознательности и активности;
- принцип доступности.
Чтобы решить цель урока, я подобрала интересные, развивающие примеры, вопросы, задания.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
Для проведения урока использовались следующие методы:
- словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);
- наглядные;
- иллюстрации к тексту;
- практические (выполнение упражнений разной степени сложности).
Использовался раздаточный дидактический материал – разрезные модели для фонетического анализа слова.
Осуществление развития учащихся в процессе обучения происходило через осуществление метапредметности - «рисунок и схема».
В ходе урока была организована фронтальная, коллективная, групповая и работа в парах.
Считаю, что воспитание сознательного читателя нужно начинать с 1-го класса, с этапа обучения грамоте. С этой целью я уделяю внимание развитию связной речи учащихся; обогащению их активного словаря; знания сказок, а также учу осознанно воспринимать прочитанное.
Стараюсь научить детей ставить перед собой задачи; формировать и осознавать тему урока; осознанно подходить к обобщающему повторению в конце урока.
Заключительный этап урока – рефлексия. Ученики с удовольствием оценивали свою работу на уроке.
воспринимались обучающимися.
Цель урока достигнута.
Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.