Тематическое планирование на 35 часов по учебному предмету «Родная (русская) литература» для 7 классов

2
0
Материал опубликован 22 July 2021

Учебно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 7-х классов


Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1. Фольклор и Древнерусская литература (3ч.)

1

Образ богатыря в искусстве.

1

Осознают общие и различные взгляды на образ богатыря в русском искусстве. Объясняют образы Богатыря-воина на картине В. Васнецова «Один в поле воин» и Богатыря-защитника на картине «Три богатыря» В. Васнецова.

Учатся сопоставлять с «природным» богатырем на картине М. Врубеля «Богатырь».



2

Нравственный идеал Древней Руси. Иконопись.


2

Анализируют тексты и иконы на предмет изображения идеального человека. Обсуждают вопросы: какими чертами характера должен обладать такой человек, были ли такие примеры в истории?

Осознают значение личности Андрея Рублёва для русского искусства. Просмотр и обсуждение фрагмента фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»


2. Литература XVIII века (3 ч.)

3

Русский классицизм.

Принципы русского классицизма.

1

Осваивают понятие «Силлабическое стихосложение». Учатся анализировать идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Теория трех штилей.

4

Театр в России 18 века. Афиши и декорации

2

Актуализация сведений по истории театра в России, домашние театры и скоморошья культура.

Объясняют первые постановки Фонвизина, реакцию критиков и зрителей.


3. Литература XIX века (12 ч.)

5

А. С. Пушкин и музыка.

1

Взаимоотношения литературы и музыки. Осваивают новые имена композиторов и исполнителей, которые вдохновлялись творчеством А. С. Пушкина.

Осознают глубину текстов и отражение литературы в разных музыкальных жанрах: опера, романс и др.


6

Игровой проект – «Мой Пушкин».

2

Получают представление о личности Пушкина.

Осознают значение Пушкина для других авторов.

Знакомство с фрагментами текстов М. Цветаевой «Мой Пушкин», А. Терца «прогулки с Пушкиным», с мультфильмами студентов ВГИКа по биографии Пушкина. Создание своего «живого» образа. Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе.

7

Романтический пейзаж М. Ю. Лермонтова.


1

Получают представление о значении Кавказа для творчества Лермонтова.

Осознают, как ранние работы дополняют его изображение Кавказа. Сравнение полотен Лермонтова с художниками – пейзажистами того времени.

8

Образ Петербурга в русском искусстве.


2

Осваивают образ Петербурга – главного героя русской классики.

Анализируют иллюстрации к повести «Шинель».

Создаем цикл иллюстраций по фрагментам «Петербургских повестей» Гоголя, рассматриваем их в сравнении с примерами из Ф. Достоевского («Белые ночи»).


9

Художники-передвижники и Некрасов.

1

Осваивают произведения Некрасова, где сталкиваются с острой социальной критикой. Для понимания причин авторского гнева рассматривают работы художников – Максимова, Перова, Репина и др.


10

Творческий проект – «Иллюстрации как метод чтения»


3

Учатся производить проект, посвященный созданию цикла иллюстраций к любому тексту, который лучше раскрывается с помощью изобразительного ряда. Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе.

11

Сатира в живописи и литературе.

2

Получают представление о сатирических произведениях XIX века, сопоставляя их с живописными полотнами Федотова и др. Обсуждение причин появления сатиры, ее значимости, целей и задач.

4. Литература XX века и современная (17 ч.)

12

Информационный проект – «Русская литература XX века. Новые имена».


2

Актуализация знаний об авторах XX века. Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе.

Создание проекта, посвященного любому творцу этого времени на выбор обучающегося (от Маяковского до Чуковского, от Олеши до Крапивина). Знакомство с неизвестными авторами XX века, представление их в интересной форме, обсуждение.

13

Авангардное искусство. Футуризм. Окна «РОСТА»


2

Актуализация сведений об изменениях форм искусства, появлении междисциплинарных связей.

Анализ необычных проявлений искусства на стыке разных сфер: стихокартины, плакаты и др.


14

Образы «малой Родины» в искусстве.


2

Актуализация знаний о произведениях авторов, которые пишут о «малой Родине».

Сопоставление стихотворений Рубцова с «тихими» картинами И. Левитана.

Анализ текста Паустовского «Мещерская сторона».

15

«Русская песня» Шмелева и фольклор.


2

Анализ текста Шмелева со звучащей фоном русской народной песней. Смотрят, как влияет музыкальное сопровождение на понимание смысла произведения.

Сопоставление рассказа И. Тургенева «Певцы» с музыкальным сопровождением и без него.

16

Исследовательский проект – «Спорные вопросы литературы»

2

Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе.

Учатся искать ответы на самые сложные и спорные вопросы литературоведения. Вопросы обучающиеся могут ставить сами, могут обратиться к учителю, но главное, чтобы они были без однозначных ответов. (Был ли Шекспир? и др.)


17

Уральская литература XX века.


1

Развитие представления об уральской литературе. П. П. Бажов рассматривается как создатель новой мифологии Урала. Произведения с точки зрения понимания самоидентичности уральцев.

17

Знакомство с примерами современной уральской поэзии.

2

Осваивают новые представления о современной литературе. Особое внимание авторам, которые получили признание в мировой общественности – Борис Рыжий. Знакомство с уральскими поэтическими школами и молодыми авторами, чтение понравившихся стихотворений, урок-концерт.

18

Практический проект – «Любимая современная книга и ее история».


3

Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе.

Итоговый практикоориентированный проект, посвященный любимым книгам XXI века. Обучающийся должен доказать, что его книгу необходимо включить в программу, изучать, обсуждать и т.д. Информационный проект + творческий.

18

Обобщение и систематизация изученного

(резервные уроки)

1

Актуализация знаний, полученных за год.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации