Тематическое планирование на 35 часов по предмету Родная (русская) литература для 8-х классов
Учебно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 8-х классов
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1. Фольклор и Древнерусская литература (3ч.) | |||
1 | Образ Сергия Радонежского в искусстве (М. Нестеров) | 1 | Осознают общие и различные взгляды на образ богатыря в русском искусстве. Объясняют образы Богатыря-воина на картине В. Васнецова «Один в поле воин» и Богатыря-защитника на картине «Три богатыря» В. Васнецова. Учатся сопоставлять с «природным» богатырем на картине М. Врубеля «Богатырь». |
2 | Образ святости в житиях и иконописи. | 2 | Анализируют тексты и иконы на предмет изображения идеального человека. Обсуждают вопросы: какими чертами характера должен обладать такой человек, были ли такие примеры в истории? Осознают значение личности Андрея Рублёва для русского искусства. Просмотр и обсуждение фрагмента фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» |
2. Литература XVIII века (3 ч.) | |||
3 | Русский классицизм и сентиментализм. | 1 | Осваивают понятие «Силлабическое стихосложение». Учатся анализировать идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Теория трех штилей. |
4 | Карамзин – историк. «История государства Российского» | 2 | Актуализация сведений по истории театра в России, домашние театры и скоморошья культура. Объясняют первые постановки Фонвизина, реакцию критиков и зрителей. |
3. Литература XIX века (15 ч.) | |||
5 | Опера Глинки «Жизнь за царя» и дума Рылеева «Иван Сусанин». | 1 | Взаимоотношения литературы и музыки. Осваивают новые имена композиторов и исполнителей, которые вдохновлялись творчеством А. С. Пушкина. Осознают глубину текстов и отражение литературы в разных музыкальных жанрах: опера, романс и др. |
6 | Романсы и песни на стихи русских поэтов Пушкинского круга. | 2 | Получают представление о личности Пушкина. Осознают значение Пушкина для других авторов. Знакомство с фрагментами текстов М. Цветаевой «Мой Пушкин», А. Терца «прогулки с Пушкиным», с мультфильмами студентов ВГИКа по биографии Пушкина. Создание своего «живого» образа. Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе. |
7 | «Капитанская дочка» в историческом контексте. | 2 | Получают представление о значении Кавказа для творчества Лермонтова. Осознают, как ранние работы дополняют его изображение Кавказа. Сравнение полотен Лермонтова с художниками – пейзажистами того времени. |
8 | Лермонтов и Кавказ. | 2 | Осваивают образ Петербурга – главного героя русской классики. Анализируют иллюстрации к повести «Шинель». Создаем цикл иллюстраций по фрагментам «Петербургских повестей» Гоголя, рассматриваем их в сравнении с примерами из Ф. Достоевского («Белые ночи»). |
9 | «Ревизор» на сцене и в кинематографе. | 1 | Осваивают произведения Некрасова, где сталкиваются с острой социальной критикой. Для понимания причин авторского гнева рассматривают работы художников – Максимова, Перова, Репина и др. |
10 | Творческий проект – «Иллюстрации как метод чтения» | 3 | Учатся производить проект, посвященный созданию цикла иллюстраций к любому тексту, который лучше раскрывается с помощью изобразительного ряда. Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе. |
11 | Остановить мгновение. Фет и фотоискусство. | 1 | Получают представление о сатирических произведениях XIX века, сопоставляя их с живописными полотнами Федотова и др. Обсуждение причин появления сатиры, ее значимости, целей и задач. |
12 | Финал сказки «Снегурочка» в театральных постановках. | 2 | Подбирать материал о биографии и творчестве писателя. Анализировать театральные и драматургические художественные приемы. Сопоставлять литературное произведение и инсценировки. |
13 | Эпоха Николая I в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» | 1 | Иметь представление о понятиях «психологизм», «историзм», «гуманизм». Знать контекст и историческую эпоху, описываемую в рассказе. Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. |
4. Литература XX века и современная (13 ч.) | |||
14 | Романтический герой М. Горького. Образ в литературе и мультипликации. | 1 | Актуализация знаний об авторах XX века. Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе. Создание проекта, посвященного любому творцу этого времени на выбор обучающегося (от Маяковского до Чуковского, от Олеши до Крапивина). Знакомство с неизвестными авторами XX века, представление их в интересной форме, обсуждение. |
13 | Образ моря в произведениях А. Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам») | 2 | Актуализация сведений об изменениях форм искусства, появлении междисциплинарных связей. Анализ необычных проявлений искусства на стыке разных сфер: стихокартины, плакаты и др. |
14 | Нравственные вопросы русской литературы второй половины XX века. | 3 | Актуализация знаний о произведениях авторов, которые пишут о «малой Родине». Сопоставление стихотворений Рубцова с «тихими» картинами И. Левитана. Анализ текста Паустовского «Мещерская сторона». |
15 | Исследовательский проект – «Основные особенности современной русской литературы» | 3 | Анализ текста Шмелева со звучащей фоном русской народной песней. Смотрят, как влияет музыкальное сопровождение на понимание смысла произведения. Сопоставление рассказа И. Тургенева «Певцы» с музыкальным сопровождением и без него. |
16 | Практический проект – «Книга, которая повлияла на мою жизнь». | 3 | Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе. Учатся искать ответы на самые сложные и спорные вопросы литературоведения. Вопросы обучающиеся могут ставить сами, могут обратиться к учителю, но главное, чтобы они были без однозначных ответов. (Был ли Шекспир? и др.) |
17 | Резервные уроки. Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | Развитие представления об уральской литературе. П. П. Бажов рассматривается как создатель новой мифологии Урала. Произведения с точки зрения понимания самоидентичности уральцев. |
Сорокина Светлана Валерьевна
Maria.Gramatchikova