12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Maria.Gramatchikova49
Следую завету Паустовского:"Жить нужно странствуя"! Надеюсь, что получается:) Кандидат филологических наук и любитель гор.
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
0

Тематическое планирование на 35 часов по предмету Родная (русская) литература для 8-х классов.


Учебно-тематическое планирование по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 8-х классов


Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1. Фольклор и Древнерусская литература (3ч.)

1

Образ Сергия Радонежского в искусстве (М. Нестеров)

1

Осознают общие и различные взгляды на образ богатыря в русском искусстве. Объясняют образы Богатыря-воина на картине В. Васнецова «Один в поле воин» и Богатыря-защитника на картине «Три богатыря» В. Васнецова.

Учатся сопоставлять с «природным» богатырем на картине М. Врубеля «Богатырь».



2

Образ святости в житиях и иконописи.

2

Анализируют тексты и иконы на предмет изображения идеального человека. Обсуждают вопросы: какими чертами характера должен обладать такой человек, были ли такие примеры в истории?

Осознают значение личности Андрея Рублёва для русского искусства. Просмотр и обсуждение фрагмента фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»


2. Литература XVIII века (3 ч.)

3

Русский классицизм и сентиментализм.

1

Осваивают понятие «Силлабическое стихосложение». Учатся анализировать идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Теория трех штилей.

4

Карамзин – историк. «История государства Российского»

2

Актуализация сведений по истории театра в России, домашние театры и скоморошья культура.

Объясняют первые постановки Фонвизина, реакцию критиков и зрителей.


3. Литература XIX века (15 ч.)

5

Опера Глинки «Жизнь за царя» и дума Рылеева «Иван Сусанин».

1

Взаимоотношения литературы и музыки. Осваивают новые имена композиторов и исполнителей, которые вдохновлялись творчеством А. С. Пушкина.

Осознают глубину текстов и отражение литературы в разных музыкальных жанрах: опера, романс и др.


6

Романсы и песни на стихи русских поэтов Пушкинского круга.

2

Получают представление о личности Пушкина.

Осознают значение Пушкина для других авторов.

Знакомство с фрагментами текстов М. Цветаевой «Мой Пушкин», А. Терца «прогулки с Пушкиным», с мультфильмами студентов ВГИКа по биографии Пушкина. Создание своего «живого» образа. Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе.

7

«Капитанская дочка» в историческом контексте.

2

Получают представление о значении Кавказа для творчества Лермонтова.

Осознают, как ранние работы дополняют его изображение Кавказа. Сравнение полотен Лермонтова с художниками – пейзажистами того времени.

8

Лермонтов и Кавказ.

2

Осваивают образ Петербурга – главного героя русской классики.

Анализируют иллюстрации к повести «Шинель».

Создаем цикл иллюстраций по фрагментам «Петербургских повестей» Гоголя, рассматриваем их в сравнении с примерами из Ф. Достоевского («Белые ночи»).


9

«Ревизор» на сцене и в кинематографе.

1

Осваивают произведения Некрасова, где сталкиваются с острой социальной критикой. Для понимания причин авторского гнева рассматривают работы художников – Максимова, Перова, Репина и др.


10

Творческий проект – «Иллюстрации как метод чтения»

3

Учатся производить проект, посвященный созданию цикла иллюстраций к любому тексту, который лучше раскрывается с помощью изобразительного ряда. Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе.

11

Остановить мгновение. Фет и фотоискусство.

1

Получают представление о сатирических произведениях XIX века, сопоставляя их с живописными полотнами Федотова и др. Обсуждение причин появления сатиры, ее значимости, целей и задач.

12

Финал сказки «Снегурочка» в театральных постановках.

2

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.

Анализировать театральные и драматургические художественные приемы.

Сопоставлять литературное произведение и инсценировки.

13

Эпоха Николая I в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

1

Иметь представление о понятиях «психологизм», «историзм», «гуманизм».

Знать контекст и историческую эпоху, описываемую в рассказе.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.


4. Литература XX века и современная (13 ч.)

14

Романтический герой М. Горького. Образ в литературе и мультипликации.

1

Актуализация знаний об авторах XX века. Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе.

Создание проекта, посвященного любому творцу этого времени на выбор обучающегося (от Маяковского до Чуковского, от Олеши до Крапивина). Знакомство с неизвестными авторами XX века, представление их в интересной форме, обсуждение.

13

Образ моря в произведениях А. Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам»)

2

Актуализация сведений об изменениях форм искусства, появлении междисциплинарных связей.

Анализ необычных проявлений искусства на стыке разных сфер: стихокартины, плакаты и др.


14

Нравственные вопросы русской литературы второй половины XX века.

3

Актуализация знаний о произведениях авторов, которые пишут о «малой Родине».

Сопоставление стихотворений Рубцова с «тихими» картинами И. Левитана.

Анализ текста Паустовского «Мещерская сторона».

15

Исследовательский проект – «Основные особенности современной русской литературы»

3

Анализ текста Шмелева со звучащей фоном русской народной песней. Смотрят, как влияет музыкальное сопровождение на понимание смысла произведения.

Сопоставление рассказа И. Тургенева «Певцы» с музыкальным сопровождением и без него.

16

Практический проект – «Книга, которая повлияла на мою жизнь».

3

Развитие способов проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе.

Учатся искать ответы на самые сложные и спорные вопросы литературоведения. Вопросы обучающиеся могут ставить сами, могут обратиться к учителю, но главное, чтобы они были без однозначных ответов. (Был ли Шекспир? и др.)


17

Резервные уроки. Повторение и обобщение изученного материала.

1

Развитие представления об уральской литературе. П. П. Бажов рассматривается как создатель новой мифологии Урала. Произведения с точки зрения понимания самоидентичности уральцев.






Опубликовано


Комментарии (2)

Сорокина Светлана Валерьевна, 22.07.21 в 10:28 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию, Мария. Только это не учебный план, а тематическое планирование.
Maria.Gramatchikova, 22.07.21 в 16:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое! Исправлю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.