Тематическое планирование углублённой работы по теме «Блоки Дьенеша как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 27 February 2023

Тематическое планирование углублённой работы по теме:

«Блоки Дьенеша как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста»


Воспитатель Кузнецова Г.В.



Цель:

Блоки Дьенеша, как средство познавательного развития детей.


Задачи:

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию.

Развивать навыки алгоритмической культуры мышления.

Развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения.

Развивать творческие способности, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Развивать пространственные представления.

Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.


Примерные ориентиры освоения программы:


Выделяет и называет несколько свойств предметов (цвет, форму, размер, толщина); находит предмет по указанным свойствам, показывает по слову, образцу.

Умеет обобщать, классифицировать объекты по одному свойству ( цвет, форма, размер); по двум свойствам ( форма-цвет; форма-размер; цвет-размер; толщина-цвет; форма-толщина); по трём свойствам ( цвет-форма-размер; форма-цвет-толщина;).

Объясняет сходство и различие объектов, обосновывает свои рассуждения.

Умеет кодировать и декодировать информацию, находить блоки по карточке-схеме.

Умеет находить блоки на карточке с отрицанием свойства ( не красный, не круглый, не большой).

Умеет пользоваться элементарными алгоритмами.

Проявляет интерес к играм с блоками Дьенеша, способности к моделированию и конструированию.


Формы работы:

Непосредственно-образовательная деятельность

Совместная деятельность с детьми ( дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Интеграция с другими образовательными областями ( художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное)

Самостоятельная игровая деятельность детей.





месяц

Использование блоков Дьенеша в НОД

Совместная деятельность с детьми

Интеграция с другими образователь-

ными областями

Организация работы с родителями

Обогащение предметно пространственной развивающей среды. Самостоятель

ная деятельность детей.

Сентябрь

ОО Познание

ФЭМП Сравнение двух групп предметов

Д/И «Разложи фигуры»

Цель: Закрепить умение классифицировать по одному признаку (цвету, форме, размеру).


Сравнение предметов по величине Д/И«Найди такой же»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением.


Геометрические фигуры

Д/И «Найди клад»

Цель: Развивать умение выявлять, называть форму.

Д/И Дорожки»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».


Д/И «Волшебный мешочек»

Цель: Учить находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знания о цвете, форме, размере.

ОО Художественно-эстетическое развитие.

Лепка «Яблоки и ягоды»

Цель: Закрепить умение детей лепить предметы круглой формы разной величины.

Часть родительского собрания

«Ознакомление с темой, целью и задачами углублённой работы»

Блоки Дьенеша объёмные


Самостоятельная игровая деятельность

Октябрь

ОО Познание

ФЭМП

Сравнение предметов по величине.

Д/И «Сравни и разложи»

Цель: Развивать умение выделять существенные признаки.


Ориентировка в пространстве.

Д/И «Угости Мишку»

Цель: Закрепить свойства блоков, умение определять пространственное направление.

Д/И «Разноцветные странички»

Цель: учить детей группировать фигуры по цвету.


Д/И «Заселим домики»

Цель: Учить детей группировать фигуры по форме, размеру.


Д/И «Второй ряд»

Цель: Развивать умения сравнивать предметы по цвету, форме. Развивать пространственные представления.


Д/И «Продолжи ряд»

Цель: Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд.

ОО

Социально-коммуникативное развитие

С-Р игра

Магазин (Блоки-деньги)


ОО Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация

«Украшение платочка»

Цель: Закрепить знание круглой, квадратной и треугольной формы.

Оснащение уголка для родителей специальной литературой.

Блоки Дьенеша- объёмные плоскостные.

Карточки с двумя полосками


Настольно-печатные игры

«Собери бусы»

«геометрическое лото»

Ноябрь

ОО Познание

ФЭМП

Прямоугольник

Д/И «Чудесный мешочек»

Цель: Познакомить детей с прямоугольником.

Д/И «Свой домик»

Цель: Учить раскладывать прямоугольники по цвету (в 3 обруча), по величине (в 2 обруча).


Количество и счёт

Д/И «Сколько»

Цель: Учить устанавливать соответствие между числом и количеством.

Д/И «Собери урожай»

Цель: Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине).


Д/И «Собери ягодки»

Цель: Развивать умение выделять в блоках два свойства (цвет, форма).


Игры с одним обручем

Цель: учить классифицировать по 2 свойствам (цвет-размер, цвет-форма, форма-размер).


Д/И «Четвертый лишний.»

Цель: Закрепить все свойства блоков.

ОО Физическое развитие

П/И «Найди свой домик»


ОО Социально- коммуникативное развитие.

С-р игра

«Автобус» (билеты-блоки)


Рекомендации для родителей по выбору и приобретению развивающих игр для детей 4-5 лет.










Бдоки Дьенеша объёмные, плоскостные.

Строительные игры.

«Гаражи» (для большой и маленькой машины)


Настольно-печатная игра «Собери картинку»

Декабрь

ОО Познание

ФЭМП

Порядковый счёт

Д/И «Необычные фигуры»

Цель: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства. Закрепить навыки порядкового счёта.


Величина.

Д/И «Собери цепочку»

Д/И «Волшебные дорожки»

Цель: Учить детей сравнивать по длине.

Игра-путешествие

«Новый год в городе волшебных фигур»

Цель: Развивать умение сравнивать, обобщать предметы по цвету, форме, величине.


Игра с двумя обручами

Цель: Учить классифицировать по 2 свойствам.


Д/И «Чего не хватает»

Цель: Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения.


Д/И «Что изменилось»

Цель: Развивать память, внимание, связную речь.

ОО Художественно-эстетическое развитие.

Рисование «Кто в каком домике живёт?»

Цель: Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных и треугольных частей.


ОО Физическое развитие

П/И «Карусель»:

Билеты- блоки


Оформление информационного материала «Логические блоки Дьенеша помогают говорить и думать»





Блоки Дьенеша объёмные, плоскостные. Обручи, домики с крышами трёх основных цветов и окошками различной формы.

Обруч с лентами.

Настольно-печатная игра:

«Геометрическая мозаика»

Январь

ОО Познание

ФЭМП

Сравнение равных групп предметов.

Д/И «Равенство»

Цель: развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов.


Составление целого из частей

Д/И «Цыплёнок»

«Рыбка»

«Домик»

Цель: Развивать умение выделять из группы геометрических фигур нужную. Развивать фантазию. Мышление.

Повторение:

Карточки с символами свойств.

Д/И «Кто быстрее найдёт нужный блок?»

Цель: Закрепить умение ориентироваться по карточкам, развивать зрительную память.


Д/И «Все в ряд»

Цель: Учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств.


Д/И «Секретики»

Цель: Закрепить знания детей о свойствах фигур, упражнять в применении кодовых карточек.

ОО Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация

«Автобус»


ОО Социально-коммуникативное развитие

С/Р игра «Театр»

- блоки- билеты

Места- кодовые карточки

Консультация для родителей «Дидактические игры с блоками Дьенеша дома».

Презентация дидактических игр с блоками для детей среднего дошкольного возраста.

Логические блоки объёмные, плоскостные.

Карточки с символами свойств:

Карточки с 8 клетками, где в первой изображено свойство.


Настольно-печатная игра «Заполни пустые клетки»

Февраль

ОО Познание

ФЭМП

Количество и счёт

Д/И «Пять волшебных сундучков»

«Найди нужный ключ»

Цель: Закрепить навыки счёта в пределах 5. развивать умение анализировать, сравнивать геометрические фигуры.


Геометрические фигуры

Д/И «Волшебные фигуры»

Цель: Развивать память, внимание, творческое мышление

Знакомство со свойством предметов- толщина

Д/И «Рыбалка»

Цель: учить понимать слова толстый, тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине.

Д/И «Домино»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по толщине

Д/И «Поручения»

Цель: Развивать умения сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам.

Д/И «Найди фигуру»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам, понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые»

ОО Физическое развитие

П/И «Найди друга».


ОО Познание

Конструирование

«Заборчик»

Мастер-класс, педагогическая лаборатория для родителей «Волшебный город»

Логические блоки объёмные,

Обруч

Вёдра


Моделирование предметов из геометрических фигур.


Настольно-печатная игра «Подбери по форме»

Март

ОО Познание

ФЭМП

Геометрические фигуры

«Волшебные картинки, или новые приключения Колобка»

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение группировать.


Величина

«Микки-Маус в зоопарке»

Цель: Закрепить понятия «больше- меньше- ещё меньше», «низкий -высокий»

Д/И «садовники»

Цель: Развивать умение выделять свойства предметов, обобщать по тём свойствам.

Д/И «Кто где живёт»

Цель: Развивать пространственное воображение, классифицировать по трём признакам.

Д/И «Строители»

Цель: Продолжать развивать умение обобщать фигуры по трём свойствам, опираясь на карточки – схемы.

Д/И «Кондитерская фабрика»

Цель: Развивать умение классифицировать по трём признакам, опираясь на карточки-схемы свойств

ОО Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация

«Букет для мамы»

ОО Физическое развитие

П/И «Найди свой цветок»

Совместные игры – занятия с детьми и родителями

Блоки Дьенеша объёмные, плоскостные,

Карточки схемы

Обручи-клумбы

Блоки- цветы

Настольно-печатная игра

«Сложи узор»,

Апрель

ОО Познание

ФЭМП

Количественный и порядковый счёт

Д/И «Путешествие в занимательную математику»

Цель: Закрепить навыки количественного и порядкового счёта, учить ориентироваться в пространстве, логически мыслить


Геометрические фигуры

«Цирк»

Цель: Развивать умение выделять геометрические фигуры по трём признакам, формировать наглядно- схематическое мышление с помощью карточек- свойств.

Знакомить с карточками- отрицание свойств

Д/И «Определи и разложи по цвету, форме»

Цель: Учить кодировать геом. фигуры через отрицание. Развивать логическое мышление, внимание.

Д/И «Давайте познакомимся»

Цель: развивать умение обозначать словом отсутствие какого либо свойства предмета.

Д/И «Угадай-ка»

Цель: развивать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии свойств у блоков.

Д/И «Загадки без слов»

Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.

ОО Физическое развитие

П/И «Автомобили и гаражи»


ОО «Социально-коммуникативное развитие»

С-р игра «Почта»

Оформление фотогазеты для родителей « Блоки Дьенеша- это интересно»

Блоки Дьенеша объёмные,

Карточки с символами свойств,

Карточки с отрицанием свойств


Настольно- печатные игры

«Чиним одеяло»

«Выбери фигуру»

Май

ОО Познание

ФЭМП

Сравнение групп предметов

Д/И « Дружат не дружат»

Цель: Развивать умение сравнивать по одному свойству.


Геометрические фигуры

Д/И «Наведи порядок»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам.

Д/И

«Подари кукле бусы»

«Кто быстрее соберёт гирлянду»

Цель: Учить выкладывать алгоритм по цепочке, развивать внимание, логическое мышление.

Д/И «Выложи рельсы для поезда»

Цель: Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

Д/И «Гусеница»

Цель: Учить выделять нужный блок из множества, развивать внимание, логическое мышление.

ОО Художественно-эстетическое развитие.

Конструирование

«Ворота»

ОО Физическое развитие

П/И «Кошки- мышки»

Индивидуальные беседы с родителями с рекомендациями по каждому ребёнку

Блоки Дьенеша,

Карточки с алгоритмами

Настольно-печатные игры

«Преврати геометрические фигуры в предметы»
«На что похоже?»








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации