Тематическое планирование углублённой работы по теме «Блоки Дьенеша как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста»
Тематическое планирование углублённой работы по теме:
«Блоки Дьенеша как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель Кузнецова Г.В.
Цель:
Блоки Дьенеша, как средство познавательного развития детей.
Задачи:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию.
Развивать навыки алгоритмической культуры мышления.
Развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения.
Развивать творческие способности, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать пространственные представления.
Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Примерные ориентиры освоения программы:
Выделяет и называет несколько свойств предметов (цвет, форму, размер, толщина); находит предмет по указанным свойствам, показывает по слову, образцу.
Умеет обобщать, классифицировать объекты по одному свойству ( цвет, форма, размер); по двум свойствам ( форма-цвет; форма-размер; цвет-размер; толщина-цвет; форма-толщина); по трём свойствам ( цвет-форма-размер; форма-цвет-толщина;).
Объясняет сходство и различие объектов, обосновывает свои рассуждения.
Умеет кодировать и декодировать информацию, находить блоки по карточке-схеме.
Умеет находить блоки на карточке с отрицанием свойства ( не красный, не круглый, не большой).
Умеет пользоваться элементарными алгоритмами.
Проявляет интерес к играм с блоками Дьенеша, способности к моделированию и конструированию.
Формы работы:
Непосредственно-образовательная деятельность
Совместная деятельность с детьми ( дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
Интеграция с другими образовательными областями ( художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное)
Самостоятельная игровая деятельность детей.
месяц | Использование блоков Дьенеша в НОД | Совместная деятельность с детьми | Интеграция с другими образователь- ными областями | Организация работы с родителями | Обогащение предметно пространственной развивающей среды. Самостоятель ная деятельность детей. |
Сентябрь | ОО Познание ФЭМП Сравнение двух групп предметов Д/И «Разложи фигуры» Цель: Закрепить умение классифицировать по одному признаку (цвету, форме, размеру). Сравнение предметов по величине Д/И«Найди такой же» Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Геометрические фигуры Д/И «Найди клад» Цель: Развивать умение выявлять, называть форму. | Д/И Дорожки» Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые». Д/И «Волшебный мешочек» Цель: Учить находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знания о цвете, форме, размере. | ОО Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Яблоки и ягоды» Цель: Закрепить умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. | Часть родительского собрания «Ознакомление с темой, целью и задачами углублённой работы» | Блоки Дьенеша объёмные Самостоятельная игровая деятельность |
Октябрь | ОО Познание ФЭМП Сравнение предметов по величине. Д/И «Сравни и разложи» Цель: Развивать умение выделять существенные признаки. Ориентировка в пространстве. Д/И «Угости Мишку» Цель: Закрепить свойства блоков, умение определять пространственное направление. | Д/И «Разноцветные странички» Цель: учить детей группировать фигуры по цвету. Д/И «Заселим домики» Цель: Учить детей группировать фигуры по форме, размеру. Д/И «Второй ряд» Цель: Развивать умения сравнивать предметы по цвету, форме. Развивать пространственные представления. Д/И «Продолжи ряд» Цель: Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. | ОО Социально-коммуникативное развитие С-Р игра Магазин (Блоки-деньги) ОО Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Украшение платочка» Цель: Закрепить знание круглой, квадратной и треугольной формы. | Оснащение уголка для родителей специальной литературой. | Блоки Дьенеша- объёмные плоскостные. Карточки с двумя полосками Настольно-печатные игры «Собери бусы» «геометрическое лото» |
Ноябрь | ОО Познание ФЭМП Прямоугольник Д/И «Чудесный мешочек» Цель: Познакомить детей с прямоугольником. Д/И «Свой домик» Цель: Учить раскладывать прямоугольники по цвету (в 3 обруча), по величине (в 2 обруча). Количество и счёт Д/И «Сколько» Цель: Учить устанавливать соответствие между числом и количеством. | Д/И «Собери урожай» Цель: Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Д/И «Собери ягодки» Цель: Развивать умение выделять в блоках два свойства (цвет, форма). Игры с одним обручем Цель: учить классифицировать по 2 свойствам (цвет-размер, цвет-форма, форма-размер). Д/И «Четвертый лишний.» Цель: Закрепить все свойства блоков. | ОО Физическое развитие П/И «Найди свой домик» ОО Социально- коммуникативное развитие. С-р игра «Автобус» (билеты-блоки) | Рекомендации для родителей по выбору и приобретению развивающих игр для детей 4-5 лет. | Бдоки Дьенеша объёмные, плоскостные.
Строительные игры. «Гаражи» (для большой и маленькой машины) Настольно-печатная игра «Собери картинку» |
Декабрь | ОО Познание ФЭМП Порядковый счёт Д/И «Необычные фигуры» Цель: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства. Закрепить навыки порядкового счёта. Величина. Д/И «Собери цепочку» Д/И «Волшебные дорожки» Цель: Учить детей сравнивать по длине. | Игра-путешествие «Новый год в городе волшебных фигур» Цель: Развивать умение сравнивать, обобщать предметы по цвету, форме, величине. Игра с двумя обручами Цель: Учить классифицировать по 2 свойствам. Д/И «Чего не хватает» Цель: Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения. Д/И «Что изменилось» Цель: Развивать память, внимание, связную речь. | ОО Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Кто в каком домике живёт?» Цель: Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных и треугольных частей. ОО Физическое развитие П/И «Карусель»: Билеты- блоки | Оформление информационного материала «Логические блоки Дьенеша помогают говорить и думать»
| Блоки Дьенеша объёмные, плоскостные. Обручи, домики с крышами трёх основных цветов и окошками различной формы. Обруч с лентами.
Настольно-печатная игра: «Геометрическая мозаика» |
Январь | ОО Познание ФЭМП Сравнение равных групп предметов. Д/И «Равенство» Цель: развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов. Составление целого из частей Д/И «Цыплёнок» «Рыбка» «Домик» Цель: Развивать умение выделять из группы геометрических фигур нужную. Развивать фантазию. Мышление. | Повторение: Карточки с символами свойств. Д/И «Кто быстрее найдёт нужный блок?» Цель: Закрепить умение ориентироваться по карточкам, развивать зрительную память. Д/И «Все в ряд» Цель: Учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Д/И «Секретики» Цель: Закрепить знания детей о свойствах фигур, упражнять в применении кодовых карточек. | ОО Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Автобус» ОО Социально-коммуникативное развитие С/Р игра «Театр» - блоки- билеты Места- кодовые карточки | Консультация для родителей «Дидактические игры с блоками Дьенеша дома». Презентация дидактических игр с блоками для детей среднего дошкольного возраста. | Логические блоки объёмные, плоскостные. Карточки с символами свойств: Карточки с 8 клетками, где в первой изображено свойство.
Настольно-печатная игра «Заполни пустые клетки» |
Февраль | ОО Познание ФЭМП Количество и счёт Д/И «Пять волшебных сундучков» «Найди нужный ключ» Цель: Закрепить навыки счёта в пределах 5. развивать умение анализировать, сравнивать геометрические фигуры. Геометрические фигуры Д/И «Волшебные фигуры» Цель: Развивать память, внимание, творческое мышление | Знакомство со свойством предметов- толщина Д/И «Рыбалка» Цель: учить понимать слова толстый, тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине. Д/И «Домино» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по толщине Д/И «Поручения» Цель: Развивать умения сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Д/И «Найди фигуру» Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам, понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые» | ОО Физическое развитие П/И «Найди друга». ОО Познание Конструирование «Заборчик» | Мастер-класс, педагогическая лаборатория для родителей «Волшебный город» | Логические блоки объёмные, Обруч Вёдра Моделирование предметов из геометрических фигур. Настольно-печатная игра «Подбери по форме» |
Март | ОО Познание ФЭМП Геометрические фигуры «Волшебные картинки, или новые приключения Колобка» Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение группировать. Величина «Микки-Маус в зоопарке» Цель: Закрепить понятия «больше- меньше- ещё меньше», «низкий -высокий» | Д/И «садовники» Цель: Развивать умение выделять свойства предметов, обобщать по тём свойствам. Д/И «Кто где живёт» Цель: Развивать пространственное воображение, классифицировать по трём признакам. Д/И «Строители» Цель: Продолжать развивать умение обобщать фигуры по трём свойствам, опираясь на карточки – схемы. Д/И «Кондитерская фабрика» Цель: Развивать умение классифицировать по трём признакам, опираясь на карточки-схемы свойств | ОО Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Букет для мамы» ОО Физическое развитие П/И «Найди свой цветок»
| Совместные игры – занятия с детьми и родителями | Блоки Дьенеша объёмные, плоскостные, Карточки схемы Обручи-клумбы Блоки- цветы Настольно-печатная игра «Сложи узор»,
|
Апрель | ОО Познание ФЭМП Количественный и порядковый счёт Д/И «Путешествие в занимательную математику» Цель: Закрепить навыки количественного и порядкового счёта, учить ориентироваться в пространстве, логически мыслить Геометрические фигуры «Цирк» Цель: Развивать умение выделять геометрические фигуры по трём признакам, формировать наглядно- схематическое мышление с помощью карточек- свойств. | Знакомить с карточками- отрицание свойств Д/И «Определи и разложи по цвету, форме» Цель: Учить кодировать геом. фигуры через отрицание. Развивать логическое мышление, внимание. Д/И «Давайте познакомимся» Цель: развивать умение обозначать словом отсутствие какого либо свойства предмета. Д/И «Угадай-ка» Цель: развивать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии свойств у блоков. Д/И «Загадки без слов» Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор. | ОО Физическое развитие П/И «Автомобили и гаражи» ОО «Социально-коммуникативное развитие» С-р игра «Почта» | Оформление фотогазеты для родителей « Блоки Дьенеша- это интересно» | Блоки Дьенеша объёмные, Карточки с символами свойств, Карточки с отрицанием свойств Настольно- печатные игры «Чиним одеяло» «Выбери фигуру» |
Май | ОО Познание ФЭМП Сравнение групп предметов Д/И « Дружат не дружат» Цель: Развивать умение сравнивать по одному свойству. Геометрические фигуры Д/И «Наведи порядок» Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам. | Д/И «Подари кукле бусы» «Кто быстрее соберёт гирлянду» Цель: Учить выкладывать алгоритм по цепочке, развивать внимание, логическое мышление. Д/И «Выложи рельсы для поезда» Цель: Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. Д/И «Гусеница» Цель: Учить выделять нужный блок из множества, развивать внимание, логическое мышление. | ОО Художественно-эстетическое развитие. Конструирование «Ворота» ОО Физическое развитие П/И «Кошки- мышки» | Индивидуальные беседы с родителями с рекомендациями по каждому ребёнку | Блоки Дьенеша, Карточки с алгоритмами
Настольно-печатные игры «Преврати геометрические фигуры в предметы» |