12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
АЛЕНА17

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3» муниципального образования города Братска












Тематическое занятие с элементами тренинга.

для обучающихся 9 – х классов

                                                        «Как сказать, «Нет!»











Автор разработки:

Шепелева Елена Лазаревна,

социальный педагог

высшей квалификационной категории









Братск, 2023




















                                             Тема занятия: «Как сказать, «Нет!»


Цель: Сформировать у подростков навыки ответственного поведения, осознать необходимость критического отношения к негативному социальному влиянию.


Задачи:

    1.Формировать у обучающихся здоровые установки и навыки ответственного поведения.

2. Формировать у обучающихся позитивное отношение к стремлению быть индивидуальностью.

3. Отработать с обучающимися умения отказа от нежелательного действия.


Форма мероприятия: Тематическое занятие с элементами тренинга.

Время проведения мероприятия: 40 мин

Аудитория: обучающиеся 9-х классов

Оборудование: Магниты для доски. Карточки «Ситуации, требующие отказа», листы формата А4 на которых написаны формы отказа (4 листа)

Формы деятельности: беседа, игровые упражнения.


Ход занятия:


Педагог: Здравствуйте ребята. Наше занятие я хочу начать с одной притчи. А вы подумайте, как эта притча связана с темой нашего занятия.

Притча:

«Жили-были два брата. Один был здоров как бык, делал что хотел, пил студеную воду и бегал в одной рубашке. Второй — постоянно болел, хотя берег себя, простывал, хотя и кутался в теплую кофту.

Однажды к ним в дом постучался Старец. Отец мальчиков впустил его, и спросил, не может ли он помочь и посоветовать как поправить здоровье младшего сына.

Хорошо, — ответил старец. — Я поживу у вас три дня.

И всё это время он провел с мальчиком в беседе. А когда срок истек, протянул его отцу листок бумаги:

Выполняйте эти правила, и ваш сын будет здоров.

Отец развернул листок бумагу и прочитал:

1. Не сравнивать его со старшим братом.
2. Не давать рыбу и молоко, остальное — можно.
3. Не обучать семейному ремеслу.
4. Не давать общаться с соседским мальчиком.

Отец обернулся и хотел спросить Старца как эти правила помогут его сыну, но Старец уже исчез. С этого дня младший сын зажил по новым правилам, и вскоре действительно перестал болеть.

Спустя какое-то время у порога их дома снова появился Старец. Отец мальчика радостно встретил его:

Как вам удалось? Почему эти правила помогли моему сыну быть здоровым?

Всё очень просто, — улыбнулся Старец,— благодаря этим правилам ваш сын бросил то, что ему не нравилось, но казалось правильным. Он перестал чувствовать себя ущербным в сравнении с братом. Он ест то, то любит, а не то, что все считают полезным. Он перестал заниматься нелюбимым делом и общаться с неприятными ему людьми. И он зажил своей жизнью. Стал счастливым. А там где счастье, там и здоровье!

Это, пожалуй, самое важное. Знать, что ваше счастье и ваше здоровье — взаимосвязанные вещи. Если вы живете с постоянным ощущением собственной неполноценности (Неполной Ценности) и ищите, чтобы вас кто-то оценил по достоинству, то счастья не будет. А что будет? Болезни, голоса которых вы так и не услышите. Начните любить себя — всего целиком. И учитесь доверять миру, чтобы делать то, что нравится вам, а не то, что модно, престижно, кому-то нужно, важно и выгодно».

Педагог заслушивает варианты ответов - как притча связана с темой занятия?

Педагог: В современном мире подростку трудно развить в себе навыки устойчивости к негативному социальному влиянию, особенно когда они считают, что это модно и престижно. Им не хватает стойкости и умения противостоять социальным негативным явлениям. В каких ситуациях может пригодиться умение сказать «Нет?». (Идет обсуждение, ответы педагог записывает на доске).

Подводит итог:

- когда предлагают наркотики, алкоголь, или сигарету;

- когда хотят от вас что-то получить (деньги, вещь);

- когда вас пытаются заманить в ловушку (лохотрон);

- когда хотят, чтобы вы купили некий товар, который вам особо не нужен.

И сегодня на нашем занятии мы постараемся отработать этот навык, для того чтобы вы могли им пользоваться в своей жизни. Овладение этим навыком имеет большое значение, так как нам, порой бывает сложно отказать другому, особенно, если другой человек настойчив. Значительная часть подростков утверждает, что первый раз они попробовали наркотик, алкоголь или сигареты, поддавшись влиянию другого человека, растерялись, не знали, как себя вести и как отказаться.

Как же отказать, когда тебя о чем-то просят. Познакомимся с разными способами отказа. В разных ситуациях вы можете использовать разные формы отказа. Это может быть формальный отказ, отказ, направленный на обстоятельство, отказ – альтернатива, отказ – отрицание.

Сейчас мы с вами подробно разберем все эти формы отказа. Я буду зачитывать ответы, а вы ребята должны определить какая это форма отказа.

Формальный отказ.

Приятели приглашают вас поехать с ними на дачу. «Спасибо, но мне, право, неудобно, вдруг я кого – то стесню» - отвечаете вы. Таким образом вы показываете, что в принципе согласны с предложением, но по каким – то причинам не решаетесь сразу его принять.

Обидите ли вы таким отказом предлагающего? Сумеете ли отказаться? Давайте разберемся, в чем плюсы и минусы формального отказа?

Отказ, направленный на обстоятельства.

Используя такой вариант, вы даете понять, что в принципе не имеете ничего против предлагающего и его предложения, но по каким-то причинам сейчас не можете воспользоваться им. «С удовольствием поехала бы на дачу, но завтра у меня контрольная, нужно готовиться (мама попросила посидеть с бабушкой).

Обиден ли этот отказ для предлагающего? В чем минусы этой формы отказа?

Отказ – альтернатива.

«А давайте вместо дачи поедем на озеро (сходим в кино)»- это уже отказ – альтернатива. Этот отказ косвенно направлен на само предложение, но не предлагающего (что важно). Вы даете человеку понять, что ничего не имеете против него, но выдвигаете альтернативное предложение. Трудность здесь заключается в том, что нужно придумать действительно достойную альтернативу, которая могла бы привлечь вашего оппонента.

Отказ – отрицание.

Этот отказ непосредственно направлен на само предложение или на предлагающего: «Нет, я не поеду на дачу, у меня другие дела», «Нет, я не поеду с тобой на дачу, так как в прошлый раз ты меня здорово подвел». Вы даете понять, что ни при каких обстоятельствах не согласитесь на предложение. Велика вероятность, что с подобным предложением к вам обращаться уже не будут.

Оцените сильные и слабые стороны отказа- отрицания.


Отработка навыка отказа от нежелательного действия.

Педагог: Умение разными способами отказаться от чего-то ненужного и нежелательного крайне важно для человека. Варианты вы видите, могут быть разными.

Сейчас по желанию вызывается к доске два ученика. Одному дается карточка с ситуацией, требующая отказа в действиях. Другой должен подумать, какой из предложенных способов отказа лучше всего подходит к представленным ситуациям. Ребята должны угадать, какую форму отказа ученик выбрал. Затем ученик должен объяснить, почему он выбрал именно данную форму отказа.

Ситуации:

- Приходи сегодня ко мне в горсти, родители уехали, выпьем пивка.

 - Хочешь попарить? Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не парят. Ты что салага?

- Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все.

- Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

(Можно предложить обучающимся самостоятельно составить ситуации, в которых сверстнику предлагается закурить, выпить или попробовать наркотик. Какие варианты отказа окажутся наиболее эффективными в этих ситуациях?)

Педагог подводит итог:

Мы с вами разобрали, какие существуют формы отказа от нежелательного действия. Каждый такой отказ может применяться в определенной ситуации. Чем опаснее является идущие от кого-то предложение, чем больше исходит от него угрозы благополучию, здоровью и жизни человека, тем более категоричным должен быть отказ.

Педагог: Для того чтобы потренироваться в умении говорить «нет», я предлагаю вам сейчас сыграть в игру, которая называется «Нет, уважаемый сударь». Один человек из класса выходит за дверь. Оставшиеся договариваются между собой, что именно они будут пытаться уговорить сделать вышедшего. Например, примерить шляпу, взять в руки книгу, и т.д.

Проводится игра

Сделаем вывод: Как вы считаете, какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению? (ответы записываются на доске)

Отказ от нежелательного действия – это показатель силы воли, независимости, сильного характера личности. И я желаю вам, чтобы вы воспитывали в себе эти качества.

Рефлексия: Ребята, благодарю вас за хорошую работу. Предлагаю по очереди высказать свое мнение о том, что на занятии оказалось интересным и полезным. Что заставило вас задуматься.




































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.