Открытое занятие с элементами тренинга «Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа №76
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Открытое занятие с элементами тренинга
«Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?»
Выполнила:
педагог-психолог
первой кв. категории,
зам.директора по УВР
А.А.Спиридонова
Казань, 2017 г.
Класс: 7 класс (учащиеся с интеллектуальными нарушениями).
Тема занятия: «Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?».
Цель: пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
Задачи:
Образовательная: формировать у учащихся представление о вреде курения и установки на здоровый образ жизни; знания о различных заболеваниях, связанных с курением.
Коррекционно-развивающая: развивать коммуникативные способности обучающихся (импрессивная и экспрессивная стороны речи, невербальные средства общения, эмоциональные разгрузки); тренировать координацию движений и умение согласованно работать; коррегировать и развивать познавательную деятельность, наблюдательность и сообразительность.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Форма занятия: групповая.
Тип занятия: открытое занятие по психологии с элементами тренинга.
Наглядные пособия: индивидуальный раздаточный материал, картинки, тетради, цветные карандаши.
Оборудование: технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор.
Методы:
Словесные – беседа, диалог;
Наглядные – демонстрация иллюстраций и наглядных пособий о курении;
Практические – работа в тетрадях, выполнение элементов тренинга, игры, рассказ стихотворений.
Метапредметные связи: русский язык, чтение, история, изобразительное искусство.
1. Организационный момент. Игра «Волшебные стулья».
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня, стулья в нашем классе волшебные!!! Каждый, садясь на стул, называет свое имя и свое хорошее качество, которое начинается на такой звук, что и первый звук вашего имени.
- Ксюша, какой первый звук в твоем имени?
Ксюша: К
Психолог: правильно! Какое в тебе есть хорошее качество, которое начинается на «К»?
Ксюша: красивая!
Психолог: молодец! Ты и правда очень красивая девочка.
( Таким образом упражнение проводится со всеми учениками по очереди:
- Саша – счастливый или Александр – активный;
- Илья А. – интересный;
- Дима – добрый;
- Илья Г. – интеллигентный.)
Психолог: молодцы, ребята! А теперь, мы все по очереди, скажем друг о друге что-нибудь хорошее и доброе. ( по парам, кто с кем сидит).
Саша: Илья, ты очень хороший мальчик!
Илья Г.: Саша, ты трудолюбивый и умный!
Дима: Илья, ты спортивный мальчик!
Илья А.: Дима, ты честный и добрый!
Психолог: правильно, ребята! А вот девочка в нашем классе только одна. Давайте каждый по очереди скажет ей комплимент, по одному слову.
Саша: Ксюша, ты очень веселая!
Илья Г.: ты красивая!
Дима: ты заботливая!
Илья: ты активная!
Психолог: молодцы! Вот видишь, Ксюша, какого хорошего мнения о тебе твои одноклассники. Ребята, а давайте сейчас хором проговорим: «Мы хорошие, добрые ребята. Мы заботимся о своем здоровье!»
2.Основная часть
1)Ребята, послушайте сказку, которую я вам сейчас расскажу.
В одной сказочной стране три мальчика хотели быть волшебниками и стали учиться этому сложному делу. Они изучили много волшебных книг, выучили волшебные слова и с их помощью могли перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей, постигая тайны волшебного мастерства и оказывая помощь нуждающимся.
В один чудесный летний день они приземлились в очень странном задымленном городе: их встретили маленькие желтые человечки с желтыми зубами и ногтями, дурным запахом изо рта, к тому же они не выпускали изо рта дымящиеся трубки, то есть все курили. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца, их закрывал густой табачный дым, они рано умирали и выглядели, как маленькие старички.
Через две минуты пребывания в этом городе волшебники почувствовали, что задыхаются, от дыма появились кашель, насморк и слезы. Они быстро произнесли волшебные слова и улетели из города с твердым намерением узнать все о курении и табачном дыме и помочь жителям этого города избавиться от вредной для здоровья привычки. Давайте поможем волшебникам и расскажем им все, что знаем о табаке и табачном дыме.
2) Анализ ситуации. ( Рассказ детей по наводящим вопросам)
Психолог: когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это – никотин, угарный газ и табачные смолы. На что отрицательно влияет никотин?
Ксюша: на работу сердца – оно быстро изнашивается!
Психолог: молодец! Еще что может произойти с человеком, если он будет курить?
Саша: у него может быть рак!
Илья А.: туберкулез!
Ксюша: он может рано умереть!
Илья Г.: у него будет пахнуть изо рта!
Дима: желтые зубы!
Психолог: правильно, ребята! А еще угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Ученые установили, что извлеченный из 5 сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь. Ребята, а что такое табак?
Саша: это растение, в листьях которого содержится никотин.
Психолог: правильно! Что еще может произойти из-за курения?
Ксюша: пожары!
Психолог: верно! Особенно, если человек еще и выпьет. В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале 17 столетия. Курение и нюханье табака жестоко преследовалось. Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далекие города. С приходом к власти Петра 1 был отменен запрет на курение. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него.
Теперь вы и волшебники из сказки многое знаете о табачном дыме и табаке. Волшебники смогут помочь людям из задымленной страны, ведь они умеют делать добрые дела.
Ребята, какой вывод можно сделать из этого рассказа?
Дима: дышать табачным дымом опасно для здоровья!
Психолог: молодец!
3)Стихотворение:
Илья А.:
Происходит, что не знаю,
Непонятно почему,
Я безумно подражаю
Взрослым, детям и всему.
Все смеются,
Я смеюсь.
Все дерутся,
Я дерусь.
Все не делают уроки,
И я к этому стремлюсь.
Дима:
За друзьями следуя,
Ни о чем не ведая,
По кружкам по всем промчался,
Ни в одном не задержался.
Мне всё это надоело –
Подражать – пустое дело.
Илья Г.:
Чужие успехи, поступки большие,
Как я ни старался, не стали моими.
Психолог: часто ли вы поддаетесь общему настроению, или настроению своих друзей или кого-то другого? Расскажите об этом.
4) Оздоровительная минутка.
Игра «Зеркало и обезьяна»
Дети разбиваются на пары и встают друг против друга. Один из пары – обезьяна, которая смотрится в зеркало, другой – зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны. Через некоторое время все участники меняются ролями. Это упражнение можно выполнить всем одновременно, можно попросить пары работать по очереди. Наблюдение и обсуждение.
Психолог: какая роль вам понравилась больше? Почему?
Дети: обезьяны, потому что показывать лучше, чем повторять за другими!
Психолог: что нужно, для того чтобы успешно повторять движения другого?
Дети: внимательно наблюдать за ним и т.п.
Психолог: а какой вывод можно сделать из этой игры?
Дети: не надо подражать, надо любить и уважать себя!
5) Работа со стихотворением.
Саша:
Люблю я землю, солнце, небо,
Вкус замечательного хлеба,
Люблю свой дом, свой класс и школу,
И матчи по хоккею и футболу.
Люблю играть, шутить, смеяться,
В реке без устали плескаться.
Ксюша:
Люблю я петь и рисовать
И книги умные читать.
Люблю на свете всех людей-
Друзей, соседей, учителей.
Люблю я всю свою семью,
А больше всех себя люблю.
Ответы детей на вопросы психолога:
- А вы что любите? Назовите что-нибудь самое любимое.
- Как вы относитесь к себе?
- Как вы понимаете слова «любить себя»?
- Как надо к себе относится, чтобы эти слова можно было отнести к вам?
6) Игра «Комплимент».
Разделитесь на группы, и каждый пусть сделает комплимент себе. Начните со слов: «я люблю себя, потому что…», закончите словами: «И поэтому забочусь о своем здоровье».
В конце игры все встают и хором произносят: «Мы любим друг друга и заботимся друг о друге».
3. Заключительная часть
1) Беседа по теме.
Сегодня мы узнали о многих вещах, которые вы любите. В то же время все вы хорошо относитесь к себе и знаете цену здоровью. Вспомните случай, когда надо было сделать выбор между чем-то значимым для вас и тем, что важно для вашего здоровья. Всегда ли вы приходите к выбору в пользу своего здоровья? Напоминаю, что такие решения можете принимать только вы сами. Сегодня мы будем работать с плакатом «Дерево решений». (Плакат вывешивается). Это волшебное дерево имеет разные очертания слева и справа. На нем могут созреть любые плоды, которые вы любите, и может, не вырасти ничего. Корни этого дерева – это ваши решения, а плоды – результат решений: сочный плод или сухая ветка. Все зависит от вас. ( дети выбирают сторону дерева- левая -сухие ветки,т.е. плохие привычки, а правая – сочные плоды и листья). Или «Я решаю курить»(желтые зубы, запах изо рта, болезни, ссоры, замедление роста и развития) – «Я решаю не курить» ( не надо обманывать родителей, брать без разрешения сигареты или деньги, у меня будут красивые белые зубы и т.д.)
2) Практическая работа. Нарисуйте в тетради дерево решений. Над одним из корней слева или справа напишите, что выбираете вы. Внимательно посмотрите на рисунок: что же можно ожидать от такого решения?
Итог урока:
Я умею принимать решение.
3) Прощание. Тренинговое упражнение «Африканский дождик!»