Комплексное тематическое занятие «Зима»
ГБОУ Школа № 1793
имени Героя Советского Союза А. К. Новикова
Конспект
тематического занятия в подготовительной группе детского сада
«Зима»
Музыкальный руководитель: Зандукели Людмила Михайловна
г. Москва 2019 г.
Цель: продолжение знакомства детей с классической музыкой.
Задачи:
Развивающие: развивать творческое воображение детей;
Образовательные: учить детей внимательно слушать музыку, характеризовать музыкальные произведения;
Воспитательные: воспитывать у детей чувство прекрасного, поддерживать эмоциональный настрой, желание заниматься музыкой.
Программное содержание:
1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
2. Закреплять навыки восприятия музыки: узнавать и называть музыкальные инструменты, определять характер музыки.
3. Совершенствовать исполнительскую деятельность: выразительно двигаться под музыку, передавая в танце настроение.
4. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
5. Развивать воображение, умение самостоятельно воплощать свой творческий замысел в озвучивании стихотворения музыкальными инструментами.
6.Учить детей передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце.
7. Закреплять умение отражать в рисовании впечатления от музыки, поэзии, живописи.
Предварительная работа.
1. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток.
2. Разучивание зимних физкультминуток.
3. Выбор детских музыкальных инструментов для озвучивания стихотворения.
4. Исполнение танцевальных импровизаций под музыку.
Музыкальный репертуар:
А. Вивальди «Зима» 1 часть и 2 части; П. Чайковский «Декабрь», песня «Зимняя сказка» С. Пинегина (фонограмма), песня С. Хачко «Здравствуй, Зимушка-зима».
Оборудование: шарфы для снежинок, набор для рисования, ноутбук для презентации, магнитофон, экран, детские музыкальные инструменты.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!
(Музыкально-ритмические движения)
- Бодрым шагом друг за другом быстро движемся по кругу;
- В круг головки повернём, боковой галоп начнём;
- Ветер станет завывать, нам легко пора бежать;
- Впереди сугробы, высоко поднимем ноги.
- Морозный воздух мы вдохнем, с веточек снежок стряхнем (движение на восстановление дыхания).
Ребята, давайте дружно поздороваемся друг с другом с помощью нашей распевки.
(Распевка «Здравствуйте, ребята!»)
Сегодня нас ждет необычное путешествие. Мы с вами снова отправимся в мир музыки. И сегодня музыка нам будет рассказывать про другое время года. А про какое – вы узнаете, только отгадав загадку.
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица, белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, всё накрыла серебром. (Зима)
Ребята, а давайте, споем песню «Здравствуй, Зимушка-зима».
Дети исполняют песню С. Хачко «Здравствуй, Зимушка-зима». После песни садятся на места.
Ребята, вы любите зиму? Какая бывает зима? (Ответы детей) Все вокруг белеет, серебрится, деревья наряжаются в пушистые белые одежды. (Слайд)
Но иногда зимой бывает и непогода, дует сильный ветер, завывает вьюга. (слайды)
Но все равно зима - это красивое время года. Многие поэты, композиторы, художники воспевали её красоту, волшебство. Можно ли изобразить приход зимы на бумаге, на холсте? (Ответы детей) Можно! А словами? Конечно! А что же в музыке? Можно ли с помощью семи нот «нарисовать картину»? (Ответы детей.) Конечно можно! И сегодня наше занятие будет посвящено тому, чтобы рассмотреть, как музыка, поэзия и живопись многообразно может воспевать зиму.
Теперь, давайте посмотрим на картины Сурикова В. «Зима» и Сверчкова Н. «Застигнутые бурей». Определите, какая зима изображена на их картинах? (Ответы детей)
А сейчас, мы послушаем несколько стихотворений русских поэтов, которые ребята выучили к новогодним праздникам, и попробуем определить, какая зима описана в стихотворении. (Дети читают стихотворения)
Давайте все встанем и сделаем зимнюю физкультминутку.
На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке хватательные движения, словно ловят
Будем их ловить руками снежинки.
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги. «Моталочка»
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.
А теперь, давайте послушаем музыку итальянского композитора Антонио Вивальди, которая так и называется «Зима» (1 часть).
Дети слушают А. Вивальди «Зима» (1 часть)
Какую картинку природы вам нарисовала музыка? (Короткие порывы ветра, метет снег, сыплются колкие снежинки, природа скована стужей, застыла в оцепенении).
Как здесь звучит музыка? (иногда яростно, тревожно, иногда настороженно, взволнованно). Действительно, здесь изображена картинка суровой, вьюжной зимы.
А интересно узнать, как себя чувствуют снежинки зимой? Давайте себе это представим. Возьмите султанчики в руки и станцуйте под эту музыку танец-импровизацию.
Дети исполняют танец-импровизацию под музыку А. Вивальди «Зима».
А сейчас, вы услышите музыку композитора Вивальди, которая называется «Зима» (2 часть). Давайте послушаем ее и представим, какую зимнюю картину нарисует музыка?
Звучит «Зима» А. Вивальди (2 часть).
Какую картинку природы вам нарисовала музыка? (Светло, солнечно, все деревья окутаны снегом и блестят, переливаются).
Как здесь звучит музыка? (весело, легко, светло, радостно). Действительно, здесь изображена картинка красавицы-зимы.
А сейчас, я вам предлагаю озвучить стихотворение В. Томилина «Зима».
Вот хозяюшка сама к нам идёт, идёт Зима. – (деревянные ложки)
Разнаряженная, разукрашенная. – (бубенцы)
В ярких звёздочках, серёжках, - (колокольчики)
Да в серебряных сапожках! – (бубен с металлическими тарелочками)
А сапожки-то скрипят, - (бубен с пластиковыми тарелочками)
Косы белые до пят. – (погремушка)
Рукавом махнёт налево – - (металлофон (глиссандо)
И поляна побелела – (треугольники)
Ручкой правою махнёт – - (металлофон (глиссандо)
Горы снега возведёт - (треугольники)
Чуть притопнет каблучком – речка кроется ледком – (трещотка)
Деревца принарядила – (бубенчики)
Побелила все дома – (ксилофон)
Ай да Зимушка-зима! – (все вместе)
Давайте попросим девочек исполнить танец «Снежинок».
Девочки исполняют танец под фонограмму.
Вот и подошло к концу наше зимнее путешествие.
Рефлексия: Ребята, давайте еще раз вспомним: какая бывает зима?
А какая зима вам больше нравиться?
Произведения какого композитора вы сегодня услышали?
Какая часть вам больше всего понравилось?
Давайте, на листах бумаги каждый изобразит понравившуюся ему картину зимы.
Ирина Анатольевна
Людмила Зандукели