12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТабаковаЛ2193
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское
6

Теме «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов»

/data/files/c1643461508.ppt (Лермонтов стихотворения)План-конспект урока литературы в 7 классе


по теме «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

Мастерство поэта в создании образов»


Планируемые результаты.

предметные: познакомиться со стихотворениями М. Ю. Лермонтова, формировать навыки анализа поэтического текста;

метапредметные:

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: планировать работу в группе, взаимодействовать с одноклассниками в группе;

личностные: формировать навыки исследовательской и творческой деятельности


Тип урока: урок сообщения нового материала.


Методы обучения: продуктивно – репродуктивный


Оборудование: электронная презентация с использованием романсов на стихи М.Ю. Лермонтов, портретов поэта.


Подготовка к уроку: ребятам было дано задание: вспомнить стихотворения Лермонтова, которые учили в 5-6 классах.




t1643461451ac.gift1643461451aa.jpgt1643461451ae.jpgt1643461451ab.jpgt1643461451ag.gift1643461451aa.jpgt1643461451ad.jpg

t1643461451aa.jpgt1643461451af.jpgt1643461451ab.jpg

Ход урока.

1. Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

- Разгадайте ребус и узнаете, с творчеством какого поэта мы с вами познакомимся на уроке?


- Как называют человека, который пишет стихи? (поэт)

-Как по-другому называют поэзию? (лирика)

t1643461451ai.png

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова.

Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.

Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному. И как непохожи портреты Лермонтова, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры.

-Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете.

-Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков.

-Автопортрет в бурке на фоне Кавказских гор больше, чем портреты писавших его художников приоткрывает нам тайну внутренней жизни поэта.

-Таким художник Петр Заболоцкий увидел Лермонтова в год гибели...

3. Целеполагание.

-А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова.

-Какой же он - ваш Лермонтов? Ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока.

4.Актуализация знаний.

Но ведь мы уже знакомы с поэзией Лермонтова. Какие стихи мы читали, учили в 5, 6 классах? Выступления ребят: чтение стихов наизусть. «Парус», «Тучи», «Сосна», «Утёс», «Три пальмы».

5. Изучение нового материала.

-Сегодня прочитаем три его стихотворения.

Работа в группах с карточками вопросами: 1 группа «Молитва»

t1643461451aj.gif

1.Выразительно прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы.

2.Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней? Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?

3. Объясните значение эпитета «благодатная».

4. Найдите эпитеты, повторы.

5.Вспомните, что такое ИНВЕРСИЯ, найдите в стихотворении инверсию.

Какое ощущение, настроение создают эти художественные средства?

У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них (В минуту трудную..» написано в 1939 году. Стихотворение посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах.

Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.

1)- Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?

(Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи

-Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?

(Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.

Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)

- Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Стихотворение наполнено настроением божественного откровения. Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием, гармония, исходит от каждого её слова).

- Истолкование. О чем пишет поэт?

(Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть. Но чудная молитва вернула ему душевное равновесие, очистила его. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).

В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:

Есть сила благодатная

В созвучьях слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

- Объясните значение эпитета «благодатная».

(благодатный – значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше.. А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»

- Какие отметим художественные средства выразительности?

(Эпитеты, употребленные с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть»

Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).

Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие

Послушайте романс Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин)

Какую молитву твердит наизусть поэт?

Значит уже не первый раз. Может быть, вот эту? Звучит молитва «Царице моя преблагая…»)

2 группа. Работа над стихотворением «Ангел».

-Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»

А литературовед И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»

- Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни).

-Истолкование. О чем рассказывает стихотворение?

(Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

-Какие «краски», литературные приемы использует поэт, чтобы передать эти настроения читателям?

(Лермонтов экономичен в выборе средств выразительности. Это в основном эпитеты: «тихую песню», «песне святой», «безгрешных духов», «райских садов», «душу младую», «желанием чудным», «скучные песни»).

-В стихотворении используется звукопись.

Что такое звукопись? (Повторы звуков, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п.

-Какова роль звукописи в этом стихотворении?

(Особую прелесть этому стихотворению придает звукопись: звук [р], один из наиболее сильных звуков, ни разу не употребляется в первой и последней строфах, а во второй и третьей строфах он употребляется в минимальном количестве(всего пять раз). В то же время на протяжении всего стихотворения мы видим активность сонорных звуков: [л], [н], [м], звукосочетаний с участием этих звуков)

-Найдите слова высокого стиля. Какова их роль?

(Возвышенный характер придают стихотворению слова высокого стиля: «внимали», «о блаженстве», « под кущами» ("куща" — церк.-слав.; "шатер, палатка"), «душу младую», «томилась).

Послушаем романс в исполнении Олега Погудина. Муз. А. Варламова


3 группа. «Когда волнуется желтеющая нива…».

Подготовка к восприятию. Стихотворение написано в 1837 году, когда Лермонтов находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта».

t1643461451ak.gif

1.Выразительно прочитайте стихотворение.

Ответьте на вопросы: Какие чувства выразил автор?

2. Как в картинах природы отразились времена года?

3. Как вы понимаете главную мысль стихотворения?

4. С помощью каких средств автор передает своим читателям чувства, которые в нем пробуждают встречи с природой?

5. Какова композиция стихотворения? (Из скольких частей состоит? Какова особенность первых трех строф?)

-Как в картинах природы отразились времена года?

(В произведении изображен не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны – это «ландыш серебристый, «свежий лес», для лета – «Желтеющая нива», для начала осени – «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, пот дну которого играет и «лепечет таинственную сагу» «студеный ключ».

Мы видим, что лирический герой общается с природой и ранним утром, и «румяным вечером», и в жаркий полдень», когда даже слива прячется «под тенью сладостной зеленого листка»).

- Какие чувства выразил автор?

(Чувство умиротворения, гармонии, полноту бытия, радость, счастье)

- Как вы понимаете главную мысль стихотворения?

(Главная мысль стихотворения: общение с природой. Он одно целое с природой, нет одиночества, нет тревоги. Нет боли и сомнений. А ведь это и есть счастье. Погружение в ее гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.)

- С помощью каких средств автор передает своим читателям чувства, которые в нем пробуждают встречи с природой?

(Встречи поэта с природой пробуждают в нем чувства, которые он передает своим читателям с помощью эпитетов. Используются эпитеты, обозначающие цветовую гамму: нива желтая, лес свежий, то есть ярко-зеленый, вечер румяный (розовый), утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течет студеный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в какой-то смутный сон»

- Из скольких частей состоит?

(Стихотворение состоит из двух частей, хотя все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчиненное предложение).

- Какова особенность первых трех строф?

(Эти строфы начинаются с союза когда. И мы с каждой строфой все напряженнее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу»).

В четвертой строфе, которая звучит как вывод, говорится, что лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.)

- Какие слова делают характер стихотворения все более напряженным и торжественным? (слова высокого стиля: «под тенью сладостной» (1-я строфа), утра в час златой (2-я строфа), «студеный ключ», погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа).

Послушаем романс «Когда волнуется желтеющая нива…» в исполнении Евгении Смольяниновой.

6. Подведение итогов:

-так каким же предстал сегодня перед вами Лермонтов-человек, Лермонтов-поэт?

- Какой вам представляется личность М.Ю. Лермонтова?

7. Рефлексия. Создание синквейна.

8. Оценка: самооценка и взаимооценка.​​​​​​​

9.Домашнее задание.

Какой он – ваш Лермонтов?» Небольшой письменный ответ на этот вопрос (6-8 предл.),

-выучить наизусть понравившееся стихотворение.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.