Внеклассное мероприятие для учащихся 11 классов «Тёмная лошадка»
Пояснительная записка к презентации
Игра по математике для учащихся 11 классов
«Темная лошадка»
Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся через использование заданий занимательного характера.
Задачи:
- расширение кругозора учащихся;
- формирование творческих математических способностей, математической смекалки;
- воспитание коммуникативных навыков, ответственности за принимаемые решения.
Межпредметные связи: математика, физика, литература, история
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями
Правила игры
Класс разбит на две команды. За каждое выполненное задание команда получает 2 очка. За шум, неорганизованность очки снимаются. За верно названную фамилию героя получает 5 очков, но, если команда ошиблась, снимается 20 очков.
Ход игры
I. Организационный момент (приветствие, настрой на работу)
Наш герой – математик, ученый, удививший мир не одним своим открытием. Его имя известно. Но для многих современников и тем более потомков он так и остался загадкой, «тёмной лошадкой» – человеком, о котором мало, что известно. Будет ли он для вас такой темной лошадкой, сумеете ли вы назвать его фамилию, узнаем в ходе игры.
Далее ведущий сообщает правила игры.
II. Кто скрывается за темной лошадкой?
Слайд 2 Он родился в небольшом селении Вульсторп вблизи городка Грэнтэм, примерно в 200 км к северу от Лондона.
Слайд 3. Он сам рассказывал: "По словам матери, я родился таким маленьким, что меня можно было бы выкупать в …". В чем?
Решите задачу:
В деревне N живет 200 жителей. Среди них 15 % детей и подростков. Среди взрослых 30% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.п.). Сколько взрослых работает?
Варианты ответа: 119 - пивная кружа, 5 – маленькая бочка, 9 - медный тазик (полужирным выделен верный ответ)
Слайд 5. В 12 лет общественная школа в Грэнтэме. По признанию самого героя, он был крайне невнимательным и ленивым и считался в классе последним учеником
Слайд 6. Один из школьников, учившийся гораздо лучше нашей «темной лошадки» и превосходивший ее силой, нанес ей удар кулаком в живот.
Наш герой был самолюбив, но слабо развит физически и не сумел отколотить обидчика. "Чем бы отомстить?" -подумал он.
Слайд 7. Какое он принял решение? Решите задачу:
В школьную библиотеку привезли книги по химии для 8-11 классов, по 60 для каждого класса. В шкафу 3 полки, на каждой полке помещается 15 книг. Сколько шкафов можно полностью заполнить новыми книгами по химии, если все книги одного формата?
Варианты ответа: 5 – стать первым учеником, 6 – спрятать тетрадь с домашними заданиями, Другой ответ – ничего не придумал
Слайд 8. Мальчик стал усиленно заниматься по всем предметам и вскоре сделался первым учеником. И все-таки особую зависть его товарищей вызывал вовсе не быстрый взлет героя в учебе, а те игрушки, которые он мастерил. Он построил миниатюрную ветряную мельницу, возбуждавшую восхищение не только детей, но и взрослых. При ветре мельница могла смолоть даже горсть зерна. А в безветренную погоду мельницу двигал живой "мельник": эту роль выполняла мышь, которая двигала колеса. А чтобы заставить мышь взбираться на колесо, мальчик повесил над колесиком мешочек с зерном. В четырнадцатилетнем возрасте изобрел водяные часы и своеобразный самокат. Часы были настолько верны, что семейство аптекаря пользовалось ими. По вечерам наш герой запускал воздушные змеи с прикрепленными к ним небольшими фонариками. Мальчишки всего города с завистью смотрели на змей, безмолвно скользивших над крышами и бросавших таинственный желтый отсвет. Ко всему наша «темная лошадка» умела неплохо рисовать красками и карандашом.
Слайд 9. Читая книги, он составлял заметки о прочитанном. Но не в виде выписок любимого занятия талантливых представителей рода человеческого. Он старался развить то или иное положение, которое его заинтересовало.
Слайд 10. Уже в первые годы ученья в университете он во многом обогнал своих сверстников, в чем была большая заслуга его учителя, известного математика. Несколько лет спустя профессор выступая перед студентами, публично объявит его "мужем славным и выдающихся знаний". В 1669 году этот английский математик, физик и богослов оставит кафедру математики, чтобы передать ее нашему герою. Этот ученик, хорошо известный всем вам, носил то же имя, что и его учитель
Слайд 11. Кто учитель?
Найдите площадь треугольника?
Варианты ответа: 7,5 – Барроу, 15 – Торричелли, 8 - Паскаль
Слайд 12. Его биограф, профессор Мор, писал: "В истории науки нет равного примера таких достижений в течение этих двух золотых лет".
А между тем, "золотыми" названы 1665-1666 годы, когда страшная болезнь поразила Кембридж, и наш герой спасался от нее на своей родине в деревне.
Слайд 13. Какая страшная болезнь поразила Кембридж? Решите задачу:
Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 16 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Варианты ответа: 9 – тиф, 5 – холера, 10 – чума
Слайд 14. Что же это за открытия?
Название, каких пограничных сооружений, возводившихся на севере римской империи, ввел в математику наш герой? Решите задачу:
Слайд 15. Для перевозки 5 т груза на 150км можно воспользоваться услугами одной из трех транспортных компаний. Каждая компания предлагает один вид транспорта. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант перевозки?
Компания |
Стоимость перевозки (руб. за 10 км) |
Грузоподъемность (т) |
А |
90 |
1,8 |
Б |
120 |
2,4 |
В |
180 |
3,6 |
А – Лимес, Б – Функционал, В - Интеграл
Слайд 17. ЛИМЕС — общее название ряда оборонительных сооружений, построенных римлянами для защиты своих северных границ от германских племен. Сегодня эти оборонительные сооружения напоминают о былой мощи Римской империи.
Limes (лат.) — предел. - запись знакома из курса математики 10 класса
Слайд 18. Он пришел к понятию производной, исходя из определения скорости прямолинейного неравномерного движения.
Функцию от времени он назвал флюэнтой, производную же - флюксией. В своем "Методе флюксий он решил также другую задачу: "По данному уравнению, содержащему флюксии, найти соотношение между флюэнтами". ( переведите эту фразу на современный язык) Именно эта задача привела к понятию неопределенного интеграла. Написанная вскоре после "Метода флюксия" и опубликованная в 1704 году работа "Рассуждение о квадратуре круга" была посвящена в основном интегрированию некоторых сложных выражений. С новым методом нашего героя человечество получило возможность познакомиться лишь в 1736 году, уже после смерти творца, когда вышел в свет его труд "Метод флюксий и бесконечных рядов с приложением его к геометрии кривых". Однако идеи этого метода выкристаллизовались в те два чумных года, когда вынужден был жить в родной деревне Вульсторп, вдали от многолюдного колледжа с его профессиональными новостями, дрязгами и столкновениями самолюбий. Сколько ему было лет?
Слайд 19. На рисунке изображён график функции и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции в точке x0.
Результат увеличь в 29 раз
Слайд 21. Ему было всего 22 года! Можно было ожидать, что по возвращении в университет наш герой, благодаря уже сделанным открытиям, станет знаменит. Но этого не случилось. Он никому не рассказывал о сделанном. Одной, из причин тому было нежелание сообщать миру что-либо не установленное окончательно, непроверенное. "Я гипотез не измышляю",- говаривал он. В 1669 г. наш герой показывает свои работы по дифференциальному и интегральному исчислению другому математику. Глубоко их изучив, тот самостоятельно начинает развивать свою версию анализа и вскоре публикует свои работы. Это и привело к разгоранию спора о первенстве, в который оказались вовлеченными даже царственные особы.
Слайд 22. Кто этот второй математик?
На рисунке изображен график производной функции, определенной на интервале (-10;12). Найдите количество точек экстремума функции на отрезке [-9;10].
Варианты ответа: 3 – Лейбниц, 13- Ферма
Слайд 24. Лейбниц Готфрид Фридрих (1646 – 1716) – великий немецкий ученый. Философ, физик, юрист, языковед. Создатель математического анализа.
Слайд 25. С именем нашего героя связано немало анекдотов, стихотворений, занимательных историй.
… сидел и выводил бином…,
Когда к нему приехал Гук, куратор,
И, подойдя к столу, спросил ехидным тоном:
«Ну, как дела, [...]?»
Продолжи слова Гука
Подсказ ка на экране ( «Золотой теленок» Ильфа и Петрова)
Не помогла подсказка– тогда решаем задачу.
Слайд 26. На деловую встречу пришло 5 человек. Каждый с каждым обменялся рукопожатием. Сколько всего рукопожатий было совершено?
Варианты ответа: 25 – великий математик , 10 - Великий комбинатор, 20 – сэр Генри
Бином нашего героя лежит в основе комбинаторики
Слайд 27. Очко получает команда первой давший правильный ответ.
У него было две кошки — большая и маленькая. Чтоб они не мешали спать по утрам, он пропилил в двери два отверстия — большое и маленькое. Скоро сосед указал ему на идею, которая не пришла ему в голову. Что это за идея?
Ответ: Можно было сделать лишь одно большое отверстие (в которое могла проходить и маленькая кошка).
Слайд 28. В августе 1698 года некто, возвращаясь в Россию из Великого посольства, привез, помимо мешка картофеля, корабельных чертежей и навигационных приборов, набор небольших предметов, подаренных нашем героем. Эти предметы впоследствии послужили образцами в ходе одной из реформ.
Кому был подарен ему этот набор?
Слайд 29.Найдите площадь треугольника, вершины которого имеют координаты (0;0), (10;7), (7;10).
Варианты ответа: 25,5 – Петр I , 30 – Потемкин, 95,5 – Бестужев
Слайд 30. В 1802 г Пьер Лаплас по поручению Наполеона пытался узнать подробности одной засекреченной работы нашей темной лошадки. Это ему не удалось. Работа эта не рассекречена и поныне. Что это за работа?
Слайд 31 Найдите площадь четырехугольника, вершины которого имеют координаты (8;0), (10;8), (2;10), (0;2).
Варианты ответа: 68 – монетный двор, 34 – военное ведомство, 72 – создание кораблей
Слайд 32. Герой - заведующий Монетным двором Англии. За короткий срок он смог в 8 раз поднять производительность труда. Работа нашего героя засекречена до сих пор.
Слайд 33. Где-то под сорок, наш герой утверждал, что его страсть к философии утихла, и он тратит массу усилий на совершенно другое занятие, несравненно больше, чем на написание математических и физических работ.
Слайд 34. Что это за занятие?
Найдите площадь трапеции, вершины которой имеют координаты (1;1), (10;1), (8;6), (5;6).
Варианты ответа: 54 - медицина , 45 – строительство, 30 - алхимия
Слайд 35. Его любимое занятие на старости лет – алхимия. Дневниковая запись гласит: "Вонь ужасная. Видимо, я близок к цели".
Слайд 36. Пришло время разгадать того, кто скрывается за темной лошадкой. Вспомните все, что вы узнали о нем. Для Вас последняя подсказка:
«Майкл Харт в своей книге "100 великих людей" поставил его по значению между Магометом и Иисусом Христом. Одно его открытие связано с семеркой, еще три образуют тройку, еще одно, по легенде, связано с фруктом.»
Назовите этого человека и его открытия.
Ответ: И. Ньютон . Дневной свет разлагается на семь цветов, три закона механики, закон всемирного тяготения и яблоко.
Слайд 38. "Пусть смертные радуются, что в их среде жило такое украшение человеческого рода". Так заканчивается надпись на ЕГО могиле в Вестминстерском аббатстве.
Слайд 39. Но на этом наша история об этом великом человеке не заканчивается.
На этом фамильном гербе ромбовидной формы в верхнем углу на голубом фоне изображен двойной золотой ключ, с обеих сторон ключа — золотые львы, в правом углу на красном поле — крепостная башня. Над ромбом — диадема с четырьмя жемчужинами. На вершине диадемы — чертополох, ниже ромба — крест "Ордена за заслуги". Ромб поддерживают две фигуры: адмирал ВВС и И. Ньютон. Кому принадлежит этот герб?
Слайд 40. Найдите площадь параллелограмма
Варианты ответа: 3 – Байрон, 6 – Маргарет Тэтчер, 12 – Черчель
Герб принадлежит Маргарет Тэтчер, одной из ярких представительниц Великобритании. Так оказались связанными две славных фамилии Тэтчер и Ньютон.
III. Подведение итогов игры
Источники
- Карцев В.П. Ньютон. — М.: Мол. гвардия, 1987. — 415 с., ил. — (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр. Вып. 17 (684)).
- Ньютон, Исаак — Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA (дата обращения: 25.02.2015)
- 5 интересных фактов из биографии Исаака Ньютона [Электронный ресурс]. URL: http://vm.ru/news/2014/01/03/5-interesnih-faktov-iz-biografii-isaaka-nyutona-229786.html (дата обращения: 25.02.2015)
- Исаак Ньютон - биография, информация, личная жизнь [Электронный ресурс]. URL: http://stuki-druki.com/authors/Newton.php (дата обращения: 25.02.2015)
- Тэтчер, Маргарет — Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8D%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%80,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82 (дата обращения: 25.02.2015)
- Задачи по математике из Открытого банка заданий ЕГЭ [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (дата обращения: 25.02.2015)
Евгений Алексеевич
Кордина Нина
Вахрина Мария Ивановна
Кордина Нина
Легоцкая Вера Сергеевна
Кордина Нина
Рагулина Любовь Давыдовна
Кордина Нина
Ларькова Галина Владимировна
Кордина Нина
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Ватолина Светлана Анатольевна