Теоретические и методологические проблемы современного образования
Платонова Мария Анатольевна,
учитель английского языка
МБОУ «Змеиногорская СОШ с УИОП»,
Алтайский край
Теоретические и методологические проблемы современного образования
После внедрения федерального государственного образовательного стандарта, современное образование столкнулось с рядом проблем. Главная из них – привить ученикам навыки самообразования. Теперь учащиеся должны сами «добывать» знания, а учителя только помогают и направляют. В теории, вроде бы все просто и ясно, но как осуществить это на практике?
Учитель ставит перед собой задачу – найти такие педагогические технологии, которые смогли бы мотивировать учащихся и повысить их интерес к изучению предмета. И зачастую бывает так, что «ожидание» и «реальность» не совпадают. Рассмотрим основные проблемы современного образования. Проведение уроков по ФГОС подразумевает, что учитель будет активно использовать информационно-коммуникационные технологии. На деле оказывается, что даже показать презентацию или включить аудиозапись проблематично, так как в кабинете нет проектора, или вообще отсутствует компьютер. Поэтому зачастую получается так, что учитель сам ищет пути выхода из таких ситуаций, иногда даже путем привлечения собственных денежных средств (покупка колонки для прослушивания аудиотекстов и т.д.). В общем, техническое оснащение школ оставляет желать лучшего.
Еще одной важной проблемой является недостаточная компетентность самих учителей в реализации основных компонентов ФГОС. Например, проектная и исследовательская деятельность. У данных видов работ есть своя структура, свои методы и формы. Иногда не хватает элементарных знаний – как оформить данные работы. В таких ситуациях на помощь педагогу приходят курсы повышения квалификации, которые иногда бывают очень эффективными, но отнимают много времени, сил, а иногда и личных средств учителя. Из-за большой загруженности, некоторым учителям достаточно просто проводить уроки, им не хватает времени для работы с одаренными детьми. И если проектная деятельность есть в темах уроков по предмету («Дом твоей мечты», «Школьная форма»), то реализация исследовательской деятельности полностью зависит от учителя.
Самой главной проблемой современного образования, на мой взгляд, является кадровый дефицит. Реализация ФГОС проходит вполне успешно только в одном случае – если учебный процесс носит системный и непрерывный характер. В маленьких населенных пунктах один учитель может вести сразу несколько предметов. Применять системно-деятельностный подход становится проблематично в таких случаях. Немаловажным фактором является готовность самих учителей к чему-то новому. Есть педагоги, так называемая «старая школа», которые предпочитают традиционные уроки. Но современный мир диктует нам новые тенденции, дети сегодня более мобильные чем «взрослые». Им намного проще принять эти изменения, в то время как мы придерживаемся консервативных взглядов во многих аспектах педагогического процесса.
В заключении хотелось бы отметить – несмотря на трудности в реализации федерального государственного образовательного стандарта, ведется очень большая работа по подготовке учителей с профессиональной точки зрения, чтобы методологические компетенции осуществлялись на уроках, а теоретические аспекты переходили в практические.