Теоретические и методологические проблемы современного образования
Теоретические и методологические проблемы современного образования.
В современном мире ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, которые обладают высокой умственной и физической способностью.
Отличительной особенностью современного образования является приоритет здоровья. Забота о здоровье – это обязательное условие образовательного процесса. Сохранение здоровья школьников связано с организацией учебно-воспитательного процесса.
Основными факторами, негативно воздействующими на здоровье обучающихся со стороны учебного процесса, являются:
- перегрузка учебных программ, т.е. необходимость за короткое время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- неоптимально составленное расписание занятий, вызывающее утомление к концу учебного дня
- использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- воздействие посторонних звуков, мешающих проведению урока, отвлекающих школьников, вызывающих, состояния утомления;
- недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности учащихся; обучение во вторую смену;
- недостаток двигательной активности обучающихся;
- неправильное питание школьников;
- низкий уровень культуры здоровья школьников, их неграмотность в вопросах здоровья.
Кроме того, существуют также педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся. Например,
- несоответствие технологий обучения возрастным особенностям обучающихся;
- недостаточная компетентность учителей в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
Исходя из этого, можно отметить, что необходимо развивать здоровьесберегающую компетентность преподавателей. Здоровьесберегающая компетентность - это интегративная личностная характеристика, представляющая собой совокупность ценностно-смысловых ориентаций, здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, готовности и способности, обусловливающих формирование опыта эффективной здоровьесберегающей деятельности в ситуациях реальной действительности.
О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить тогда, когда учитель владеет не только знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесберегающих технологиях, осознает ценность здоровья, мотивирован к здоровьесберегающей деятельности, но и реализует знания и умения на практике.
Сегодня во всем мире актуальной проблемой является тема здоровья. Забота о здоровье детей – одна из важных задач в современном образовании.
Подводя итоги, можно отметить, что благодаря здоровьесберегательному пространству можно добиться успехов в снижении заболеваемости, инвалидности детей, являющихся демографическим потенциалом нашей страны.