Доклад «Теоретические и методологические проблемы современного образования»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАЙНДМЭППИНГА ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Автор: преподаватель СПб ГБПОУ Колледжа «ПетроСтройСервис»
Валерия Евгеньевна Коротун
Удовлетворение потребностей общества требует от современного специалиста высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности в результатах своего труда, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т.д. В связи с этим одной из основных задач, наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, называют компетентностным подходом. Комплексное формирование компетенций обеспечивает полноту понимания основных задач профессиональной деятельности. Даст возможность самостоятельной, дистанционной работе. В ходе обучения студент формирует свою базу данных. Это позволит проводить самооценку деятельности, находить практическое применение полученным умениям и знаниям. Понимать сущность и значимость результатов при обучении и возможность применения их в своей профессиональной деятельности. Использовать полученный опыт при организации своей работы в дальнейшем.
Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Общие компетентности проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования:
– информации;
– коммуникации, в том числе на иностранном языке;
– социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Формирование компетенций, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности, в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства. Таким пространством служит информационное поле, которое может эффективно использоваться.
«Майндмэппинг» можно отнести к одному из довольно новых, интересных и полезных приемов объяснительно-наглядного метода обучения. Название приема происходит от английского «mind mapping». В русском языке этот прием может называться разными авторами по-разному: «майндмэппинг», «майнд-карты», «карты памяти», «карты мыслей», «интеллект-карты», «майнд менеджмент».
Так что же такое «mind mapping»? Кто его придумал? И как им пользоваться? «Mind mapping» - это изображение мыслей человека по какой-нибудь теме графически на листе бумаги, на учебной доске или на экране компьютера. Эта запись мыслей представляет собой как бы сердцевину с радиально развевающимися от нее ветвями. Ветви отображают ассоциативные связи от главной темы по принципу от большего к меньшему, от более крупного понятия к более мелким деталям (Рис. 1).
Рисунок 1.
«Майндмэппинг» появился еще в конце двадцатого столетия, и придумал его британский психолог, работающий над разработкой методики организации мышления, запоминания и развития креативности Тони Бьюзен (англ. Tony Buzan). Сначала он провел исследование того, как делали свои записи античные мыслители и великие умы эпохи Возрождения. Изучая эту тему, он обратил внимание на то, что они записывали свои мысли, делая собственные иллюстрации, которые очень живо и разнообразно отражали их мысли. В результате своего исследования Бьюзен пришел к мысли, насколько важны рисунки и ассоциации при оформлении и передаче мыслей. Следует отметить, что и до Бьюзена существовали и до сих пор существуют различные схемы и таблицы при передаче информации. Но все они обычно располагаются привычным, скучным и монотонным для нас образом - линейно по горизонтали или по вертикали (Рис. 2).
Рисунок 2.
Бьюзен сделал вывод, что при передаче и получении информации при таком линейном подходе задействуется только левое полушарие человеческого мозга. Новшество метода Бьюзена состоит в том, что при создании «майнд-карт» он предлагает задействовать оба полушария мозга. Поскольку мозг человека при получении информации тут же создает различные нейронные связи и ассоциации, Бьюзен предлагает создавать «карты мыслей» по аналогии с теми картинками нейронных связей, что происходят в нашем мозгу (Рис. 3).
Рисунок 3.
А чтобы были задействованы оба полушария, то при создании «майнд-карт» Бьюзен предлагает изображать не только форму радиальных лучей, подобно нейронам, но и раскрашивать ветви, расходящиеся от главной темы, в разные цвета. Тогда мозг лучше воспринимает, понимает и запоминает информацию.
Как же нужно создавать «майнд-карты»? Существуют определенные правила их создания. Во-первых, нужно начинать с центра. В центре помещается название общей (главной) темы (мысли, идеи). Главной целью «майнд-карты» является развитие этой главной темы (мысли, идеи) - для этого карта и создается. Во-вторых, во всех «майнд-картах» первое радиальное ответвление принято начинать с верхнего правого угла и далее располагать все ветви по часовой стрелке. Это общее правило. Однако, если предполагается расположить идеи (ветви) иным способом, то необходимо их нумеровать, чтобы было понятно, как движется мысль (идея). В-третьих, при создании «майнд-карты» каждую новую «ветвь-идею» необходимо изображать другим цветом. Тогда лучше привлекается внимание к ней, и мозг лучше понимает и запоминает информацию. В-четвертых, на каждом ответвлении - и большом и малом - пишется только одно-два ключевых слова и/или рисуется один рисунок (если это как домашнее задание, то обучающиеся могут наклеить картинки). Писать слова рекомендуется печатными буквами, так как читать строчные буквы даже своего почерка сложно и неудобно. Рисунки даже предпочтительнее, так как они лучше развивают воображение и лучше создают ассоциативные связи.
«Mind mapping» может широко применяться и в нашей личной жизни, и на работе, но и в учебном процессе. «Mind mapping» находит широкое применение при обучении любым предметам. «Майнд-карты» применяют при написании сочинений, рефератов, курсовых и дипломных работ. Обучающиеся также могут готовить проекты, презентации, используя «майнд-карты». Кроме того, целые лекции можно подготовить с помощью «mind mapping)). И наоборот по любой лекции или тексту можно составить «майндкарту», по которой студентам будет легче запомнить учебный материал и подготовиться к семинару или экзамену. Преподаватели могут создавать и использовать «майнд-карты» как раздаточный материал. Создание «майнд-карт» можно давать обучающимся как задание для самостоятельной работы, и, создавая их, обучающиеся будут развивать свое мышление, память и креативность.
Чтобы составить карту мыслей, достаточно бумаги и ручки, но специальные программы предлагают добавить к ней документы, изображения, выгрузить их в PDF или превратить в презентацию.
Таким образом, можно сказать, что «mind mapping» является инновационным, креативным, простым, доступным, интересным и полезным инструментом в жизни, работе, обучении для организации и наглядного выражения наших мыслей, для развития мышления и креативности. Также он помогает лучше усваивать и запоминать информацию.
1. Нижнева Н.Н., Нижнева-Ксенофонтова Н.Л. Креативная компонента образовательной парадигмы / Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов XI Междунар. науч. практ. конф., Минск, 22 ноября 2017 г./Редкол.: Н.Н. Нижнева (отв. редактор) [и др.]. - В 7 томах. – Том 7.– Мн.: БГУ. 2018. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/189493 с. 44-54.
2. Willis, CL.,'Mind maps as active learning tools', Journal of computing sciences in colleges. 2006. Volume: 21 Issue: 4
3. https://www.xmind.net/
4. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова – Омск : Изд- о ООО «Омскбланкиздат», 2012 – 210 с.
5. https://evgeniypopov.com/blog/coggleit-servis-dlya-sozdaniya-intellekt-kart-onlajn.html