Статья «Теоретические и методологические проблемы современного образования»
ГБОУ Школа № 1793 им. Героя Советского Союза А. К. Новикова г. Москва
"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зандукели Людмила Михайловна
Современное образование в нашей стране последние годы претерпевает сильные изменения, преобразования. В условиях нашего быстро меняющегося времени, педагоги ДОУ сталкиваются с новыми проблемами и вызовами современного образования, что мотивирует их к поиску новых форм работы, методик и технологий преподавания. Эти изменения касаются и дошкольного образования. Дошкольное образование по закону «Об образовании в РФ» является первым уровнем общего образования, т.е. – это важная и актуальная часть всей системы современного образования в России. Дошкольное детство – очень важный этап в жизни ребенка. Именно в этом возрасте у ребенка закладывают все основные качества его личности, которые определяют его дальнейшее физическое и психическое развитие. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования дает возможность всем дошкольникам получить качественное, доступное и бесплатное образование. ФГОС ДО направлен, в первую очередь, на расширение возможностей развития личности ребенка, на развитие у него мотивации к творчеству и познанию мира. «Лучше создавать мотивацию для ребенка, который готов всех и каждого замучить своими вопросами. Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками. Нам важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству, и в ходе этой мотивации они обучились счету, чтению, получили представление о мире. Через сказки, через игры, через искусство, через мультфильмы, через исследовательское конструирование», - считает А. Г. Асмолов - советский и российский психолог, публицист, доктор психологических наук. Как в современном мире педагогу соответствовать этим стандартам? Как научить детей не обучая их? Как создать каждому ребенку благоприятные условия для развития? Как сформировать гармоничную личность у ребенка в новых условиях? Как обычное занятие сделать необычным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Каждый день педагоги занимаются решением этих и других вопросов, и каждый педагог решает эту проблему по-своему.
Однако, в настоящее время в дошкольной образовательной системе существует ряд проблем. В ФГОС ДО на первом месте стоит коммуникативное развитие детей. Что же такое коммуникация? Это умение слушать и слышать собеседника, входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли и понимать чужую речь. Это умение, в современных условиях, сложно выполнимо. Современные семьи в основном не многодетные, чаще 1-2 ребенка. Часто семьи бывают неполные. Поэтому научиться коммуникации в таких семьях непросто, особенно когда ребенок в семье один: один сын или дочь, один внук, один племянник и т.д. Учиться коммуникации в такой семье просто не нужно, и так все вращается вокруг «единственного». Ребенку все разрешают, все покупают и ничего не требуют… Есть и другая крайность. Родители, уставшие после работы, не всегда находят силы и желание пообщаться с ребенком, поиграть с ним. Родителям легче предложить детям гаджеты, чтобы ребенок был «при деле». Тесное общение ребёнка с родителями отодвигается на второй план, ребёнок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Здесь тоже не нужно учиться коммуникации. Все это приводит к тому, что ребёнок не знает, чем себя занять в свободное время (кроме планшета), игрушки, книжки его мало интересуют, у него нет стремления общаться со сверстниками. Данная проблема очень хорошо решается в условиях детского коллектива, при координации педагогом. Коммуникативные игры, игры по правилам, сюжетно-ролевые и другие игры являются самыми действенными средствами развития коммуникативных умений и навыков у детей. Ведь именно в игре ребёнок усваивает правила поведения, социальные роли, развивает умение договариваться, проявляет творчество, инициативу. Игра – это самый доступный способ для ребенка-дошкольника в получении знаний, умений и навыков в коммуникативном развитии, к тому же, игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В результате целенаправленной работы, дети учатся общаться со взрослыми, налаживают с помощью речи взаимодействие со сверстниками в играх, используют в общении и совместной деятельности вербальные и невербальные средства для выражения своего состояния, знают и используют вежливые формы общения со сверстниками и взрослыми, умеют установить контакт с малознакомыми людьми (сотрудниками ДОУ, зашедшими к ним в группу). Большинство детей умеют тактично, с уважением обращаться с просьбами, вопросами, умеют попросить о помощи и оказать ее, умеют в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, понимать и различать радостное, печальное, спокойное эмоциональное состояние, проявляют желание посочувствовать, утешить, стремятся к сопереживанию. Очень радостно замечать, что эта проблема не является всеобъемлющей. Наоборот, есть семьи, где общению с детьми и налаживанию коммуникации родители придают огромное значение, много с детьми разговаривают, учат взаимодействию с детьми и окружающими взрослыми.
Из предыдущей проблемы вытекает следующая – взаимодействие с родителями. Родители с радостью и энтузиазмом «прибегают» на досуги, праздники и развлечения с участием детей, приносят фотоаппараты и камеры, стремясь заснять мероприятия как можно больше и лучше. Когда же приглашают самих родителей для участия в мероприятии – у большинства родителей появляются неотложные дела. Как решить эту проблему? Все чаще и больше привлекать родителей к активному взаимодействию. Это и дни «открытых дверей», выполнение совместных работ с детьми, проведение праздников, утренников совместно с родителями, педагогические «мастер – классы» для родителей, участие в совместных проектах, в физкультурных досугах, музыкальных гостиных и т.д. Если родители будут больше участвовать в жизни ребенка, это взаимодействие наладит и общение в домашних условиях. У родителей и детей будет больше тем для совместного общения, что поможет частично решить и предыдущую проблему.
Не менее важной проблемой дошкольных учреждений является переполненность групп. В настоящее время все чаще дошкольные учреждения переходят на подиумы вместо спален. Безусловно, подиумы увеличивают пространство для игр детей. Но, с увеличением свободного пространства в группах увеличивается и численность детей в них. А как же личностно-ориентированный подход? Как оказать педагогическую поддержку всем детям и создать для них благоприятные условия для развития индивидуальности, учитывая темперамент, характер ребенка, уровень знаний и умений, помочь им приобрести уверенность, когда в группе от 30 до 40 детей? В данных условиях педагогам необходимо использовать такие технологии личностно – ориентированного обучения как: разноуровневое обучение, модульное обучение, развивающее обучение, метод проектов и др. Эти технологии требуют от педагога знаний и мастерства. Социализация и индивидуализация в растущем человеке является необходимым условием для развития личности ребёнка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого педагога есть предназначение – помочь детям их раскрыть.
Еще одной немаловажной проблемой современного образования является увеличение в нашей стране детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а так же недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, проблемы их адаптации в общество, позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с ОВЗ. Действительно, образование и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в массовых дошкольных учреждениях дает положительные результаты в подготовке детей к последующей учебе в школе, да и вообще их включению в общество. Но, с появлением в группе ребенка с ОВЗ появляются и дополнительные трудности у педагогов. «Особенным» детям требуется «особенное» внимание, дополнительное время, которое педагогам приходится «отнимать» у всех остальных детей. Кроме того у педагогов появляется дополнительная работа по адаптации таких детей в группе, приходится тратить много сил и времени, чтобы обычные дети приняли «особенного» ребенка, научились с ним взаимодействовать, дружить, делать участником своих игр и т.д. Это колоссальная работа, требующая от педагога дополнительных знаний в области психологии и дефектологии. Очень важно в условиях современного образования привлечение в работу с детьми с ОВЗ специалистов: психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов, которые могут оказать неоценимую помощь в работе с детьми с ОВЗ, осуществить коррекцию их развития, помочь в организации адаптационных мероприятий и просто дать детям с ОВЗ дополнительное внимание. Поэтому в современном саду необходима организация работы психологической службы, которая может решить проблему инклюзивного образования в России.
В век компьютерных технологий, большого количества доступной информации, несущейся на нас со всех сторон, наряду с детьми с ОВЗ, появляется больше и больше детей, которые выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в той или иной деятельности. Такие дети заметно отличаются от других детей группы – это одаренные дети. Они задают много вопросов, проявляя интерес к окружающему, легко запоминают информацию, могут ответить на вопрос раньше, чем педагог его сформулировал и т.д. С такими детьми работать очень интересно, но часто бывает сложно и вызывающе для педагога. В общей работе с детьми такой ребенок «неудобен»: он перебивает, стараясь всегда дать ответ быстрее остальных, задает бесконечное количество вопросов, на которые педагог не успевает отвечать и, таким образом, мешает педагогу заниматься с другими детьми. Как поддержать и развить индивидуальность одаренного ребенка, не затормозить рост его способностей? Это является особо важной задачей воспитания и обучения одаренных детей в детском саду. Очень важно создавать условия для выявления детской одарённости на ранних этапах развития. Выявление таких склонностей и их развитие сделает ребёнка более успешным, который в полной мере сможет реализовать свой потенциал как гражданин своей страны. Неоценимую помощь педагогам в работе с одаренными детьми могут оказать конкурсы, которые имеют цель – выявление одаренных детей. Именно в таких конкурсах одаренные дети могут проявить себя, и во время подготовки к этим конкурсам создаются оптимальные условия для развития одаренных детей. На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога. Это и желание работать креативно и нестандартно, и иметь знания из области психологии одаренных детей, и, конечно же, готовность работать с такими детьми. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
Итак, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Главными критериями является социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе. Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Это стало возможным благодаря внедрению в работу педагогов ФГОС ДО. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекают в работу дошкольных учреждений много нового. Это создает новые возможности для детей и педагогов в новых условиях, но и создает определенные проблемы. Проблемы в современном образовании есть и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей и ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Более эффективное обучение детей происходит в личностно-ориентированном стиле. Инклюзивное образование детей в ДОУ создает как проблемы и трудности для педагогов, так и предоставляет возможности для развития и воспитания всех детей в ДОУ на равных условиях. А выявление и развитие одаренных детей открывает возможности для их полноценного и всестороннего развития. В заключение, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных психолого–педагогических условий для воспитания и развития детей, среди которых определяющими являются активное взаимодействие педагогов с родителями, а так же креативный и нестандартный подход каждого педагога к своей работе, способствующий развитию детей и внедрению в практику дошкольных образовательных учреждений новых методик и технологий.