Теоретические и методологические проблемы современного образования
Теоретические и методологические проблемы современного образования
Литвинова Луиза Амадовна,
учитель информатики
МБОУ ВМ СОШ Кашарского района ,
Ростовской области
С внедрением ФГОС второго поколения, который действовал вплоть до 2020 года, акцент был сделан на развитие универсальных учебных умений. Соответственно в современном образовании центром становится личность ребенка, его способности самостоятельно работать с информацией с использованием технологии и общения с людьми.
Однако такой переход не остался без видимых проблем .
Во-первых, это проблема формирования критического мышления. Учащиеся, вовлекаемые учителем в процессе обучения различными формами работы с целью активизировать их способности к анализу, обобщению, умению рассуждать на вопросы, где единственного правильного ответа не существует, сталкиваются с серьезными трудностями. Какие бы технологии , схемы и приемы учителя не использовали, необходима сформированность общей способности видения проблемы с новой стороны, к которой ученик должен прийти сам, интуитивно. Такие возможности индивидуальны, зависят от психических, возрастных особенностей каждой отдельной личности.
Во-вторых увеличение времени на самостоятельное изучение не может гарантировать успешность освоения материала. Для того, чтобы ученик выстроил свою систему работы над теоретико-практической частью темы, необходима серьезная работа перед тем, как учитель сможет полностью возложить такое задание на учащегося. Зачастую ученик либо может освоить теорию, трудно понимая о чем она, либо прибегает к помощи родителей, которые в домашних условиях перенимают роль учителя на себя.
В третьих, при реализации ФГОС особое внимание уделяется использованию проектного метода, который должен способствовать активизации всех сфер личности обучающегося .
Конечно, при использовании такого метода учитель зачастую прибегает к групповой форме работе, где в группе ученики должны выполнить проект с целью достижения практического результата. Однако, обычно, результирующее действие или выводы по итогу выдвигают лишь некоторые из участников команды исследования, остальные становятся статистами, записывают результат исследования, что не способствует развитию тех способностей, на которые направлен метод проектирования.
В четвертых, методика использования в качестве итогового тестирования в 9 и 11 классе в форме ОГЭ и ЕГЭ, показали свою неэффективность. Преимущества тестирования, очевидны, это и объективность оценивания, непредвзятость со стороны учителя к ученику, однозначность ответа. Однако проведение тестирования, вызывает определённую тревожность у обучающихся. А раз подключаются эмоции, значит нужно обязательно учитывать психологические аспекты этой учебной деятельности.
Конечно, рассмотренные проблемы не единственные в образовании. Поэтому при реализации и внедрении ФГОС третьего поколения, необходимо не только на уровне конкретного учителя, но в целом на уровне государства пересмотреть все аспекты , в которых не происходит должного результата обучения.
Литература
Клячко Т. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2 (3). С. 48-55.
Кылосова И.А., Орлова Е.В., Хволис Е.А., Чиркова М.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.