12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жупанова Кристина Александровна92
Россия, Новосибирская обл., село Киик

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ
«ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В данной работе приводятся результаты анализа понятий: «культура», «математическая культура», «графическая культура», выявляются их взаимосвязи.

Ключевые слова: культура, математическая культура, математическое мышление, графическая культура.

Для раскрытия сути понятия «графическая культура», была рассмотрена следующая цепочка понятий: культура → математическая культура → графическая культура.

Существует множество определений понятия «культура». С точки зрения психологии и философии, культура рассматривается как значимая характеристика жизни общества, а человек формируется как культурно – историческое существо, приобретающее человеческие качества, определяющие его культурный статус [2]. Очевидна связь культуры и образования. С. И. Гессен отмечал зависимость деления культуры на виды в зависимости от соответствующего вида образования. Согласно культурологическому подходу в образовании одной из ведущих его целей является становление «общей культуры» личности, включающей в себя целый комплекс культур, в которую входит математическая культура.

Анализируя понятие «математическая культура», одни ученые рассматривают ее как систему знаний, навыков и умений, другие дополняют такими компонентами как математический язык и математическое мышление. Так, согласно Т. Г. Захаровой, математическое мышление является одним из основных аспектов, расширяющих знание математики до уровня математической культуры [1].

Специфика математического мышления проявляется в многообразии видов мышления, которое есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие существенных различий между областями математики. Многие исследователи выделяют абстрактно-аналитический, образно-геометрический и гармонический типы математического мышления. Эти типы характеризуются разным сочетанием словесно-логического и наглядно-образного компонентов.

Математическое мышление с преобладающим наглядно-образным компонентом развивается чаще всего с помощью геометрии. Целью нашего исследования является формирование графической культуры обучающихся в процессе обучения их алгебре и началам анализа. Под графической культурой понимаем уровень развития навыков, достигнутых личностью в освоении графических методов и способов передачи информации. Системный подход к процессу формирования графической культуры, согласно М. В. Лагуновой, − сложный многоуровневый поэтапный процесс приобретения обучающимися графических знаний, навыков и умений (рис.1).

t1665205373aa.gif
Рис.1. Этапы формирования графической культуры обучающихся

Переход между этапами происходит в результате получения новой графической информации и с помощью специально организуемой графической деятельности обучающихся.

Библиографический список

Захарова Т.Г. Формирование математической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов вуза: монография / Т.Г.  Захарова. – М.: РГБ, 2005.

Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П.Ф. Юдина, Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1968. - 432с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.