Теоретические подходы к феномену «Графическая культура»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ
«ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В данной работе приводятся результаты анализа понятий: «культура», «математическая культура», «графическая культура», выявляются их взаимосвязи.
Ключевые слова: культура, математическая культура, математическое мышление, графическая культура.
Для раскрытия сути понятия «графическая культура», была рассмотрена следующая цепочка понятий: культура → математическая культура → графическая культура.
Существует множество определений понятия «культура». С точки зрения психологии и философии, культура рассматривается как значимая характеристика жизни общества, а человек формируется как культурно – историческое существо, приобретающее человеческие качества, определяющие его культурный статус [2]. Очевидна связь культуры и образования. С. И. Гессен отмечал зависимость деления культуры на виды в зависимости от соответствующего вида образования. Согласно культурологическому подходу в образовании одной из ведущих его целей является становление «общей культуры» личности, включающей в себя целый комплекс культур, в которую входит математическая культура.
Анализируя понятие «математическая культура», одни ученые рассматривают ее как систему знаний, навыков и умений, другие дополняют такими компонентами как математический язык и математическое мышление. Так, согласно Т. Г. Захаровой, математическое мышление является одним из основных аспектов, расширяющих знание математики до уровня математической культуры [1].
Специфика математического мышления проявляется в многообразии видов мышления, которое есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие существенных различий между областями математики. Многие исследователи выделяют абстрактно-аналитический, образно-геометрический и гармонический типы математического мышления. Эти типы характеризуются разным сочетанием словесно-логического и наглядно-образного компонентов.
Математическое мышление с преобладающим наглядно-образным компонентом развивается чаще всего с помощью геометрии. Целью нашего исследования является формирование графической культуры обучающихся в процессе обучения их алгебре и началам анализа. Под графической культурой понимаем уровень развития навыков, достигнутых личностью в освоении графических методов и способов передачи информации. Системный подход к процессу формирования графической культуры, согласно М. В. Лагуновой, − сложный многоуровневый поэтапный процесс приобретения обучающимися графических знаний, навыков и умений (рис.1).
Рис.1. Этапы формирования графической культуры обучающихся
Переход между этапами происходит в результате получения новой графической информации и с помощью специально организуемой графической деятельности обучающихся.
Библиографический список
Захарова Т.Г. Формирование математической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов вуза: монография / Т.Г. Захарова. – М.: РГБ, 2005.
Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П.Ф. Юдина, Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1968. - 432с.