Статья «Теория и практика игрового обучения и воспитания на примере преподавания английского языка»
О возможностях игрового обучения известно давно. Многие психологи и методисты справедливо обращали и обращают внимание на эффективность использования на уроках игрового обучения. Это объясняется тем, что в ходе игры раскрываются способности и особенности каждого ученика. Помимо этого, актуальность игрового обучения сегодня обусловлена постоянным увеличением умственной нагрузки, которая приводит к утомляемости и потере интереса учащихся к предмету. Учитель часто задумывается над тем, как повысить мотивацию к освоению предмета, поддержать активную работу учащихся на протяжении всего урока. Так, игровое обучение становится наиболее доступным видом деятельности. В игре ученик проявляет особенности мышления и воображения, свою эмоциональность и активность. Интересная игра повышает умственную деятельность школьника, способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Таким образом, игровая деятельность является актуальной технологией в обучении.[1]
Игровое обучение отвечает и требованиям современной школы, а именно программе формирования универсальных учебных действий. Данная программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, и призвана развивать у школьников универсальные учебные действия, как основу для самообучения, саморазвития и самосовершенствования. Другими словами, образовательный процесс должен быть направлен на развитие у школьников умений учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций. Если рассмотреть функции универсальных учебных действий, то становится понятным, почему игровое обучение является актуальным для их формирования.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области[2]
Так, игровая деятельность помогает превратить ученика из объекта обучения в субъект обучения. Игра способствует самоорганизации младшего школьника, реализуемой в самоутверждении, самоопределении и самореализации его личности. Т. Ф. Пожидаева выделяет синергетическую функцию игры, которая определяет развитие игрового сознания и его личностных структур: критичности к себе и другим игрокам, мотивирования, рефлексии, способности идентифицировать и анализировать скрытые причины событий, определять их основы, устанавливать приоритеты, ставить цели в игре и достигать их. [5]
Если говорить о других функциях игровой деятельности, то они все направлены на формирование самостоятельной активной личности школьника, желающего получать знания и применять их на практике в ходе игры. Так, игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции (см. схему).
Рассмотрим подробнее эти функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, мышления, восприятия информации, формирования общеучебных умений и навыков.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании сотрудничества с партнером по игре, развитии этика общения и поведения.
3) Развлекательная функция состоит в создании увлекательной атмосферы на уроке, раскрепощению участников игры.
4) Социализирующая функция заключается в социализации учеников друг с другом, развитии взаимопомощи и взаимопомощи, применения на себя социальных ролей (лидер группы, помощник и т.п.)
5) Коммуникативная функция — в создании атмосферы иноязычного общения, установления новых коммуникативных отношений в классе.
6) Релакционная функция состоит в снятии эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивной обучении иностранному языку.
7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств, самореализации.
8) Психологическая функция состоит в формировании навыков психологического общения с партнерами по игре, умений владеть эмоциями, перестройки психики для новой деятельности на уроке — игре. [4]
Однако место и роль игрового метода в учебном процессе напрямую зависят от понимания учителем термина игровое обучение и использования основных дидактических принципов игры. Так, реализация игровых приемов происходит по следующим принципам:
- учебная деятельность подчиняется правилам игры
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи
- учебный материал используется в качестве средства игры
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит ее в игровую деятельность
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
А что же представляет содержание понятия игровое обучение? Попробуем визуализировать понятие термина «игровое обучение». Нами был проведен опрос среди учителей-предметников (65 человек) и учащихся (58 человек). Участников опроса составило 123 человека. Цель опроса - выяснить, какие слова-ассоциации можно привести в пример к понятию «игровое обучение». Результаты опроса мы приводим в виде наглядной картинки, где величина слова напрямую зависит от частоты его упоминания в ходе опроса. Такая картинка визуально демонстрирует нам обширное понятие «игровое обучение», его роль в обучении и отношение учащихся и учителей к применению игры на своих уроках.
В ходе проведенного опроса было выявлено, что игра и учеба — это две разные деятельности, имеющие качественные различия. Игровое обучение призвано объединить эти деятельности в одну. Так, игра превращается в дидактическую игру, специально созданную педагогом с целью обучения и воспитания, направленную на решение конкретной задачи обучения. В то же время обучающая задача скрыта от учащихся. Они воспринимают игру, как нечто развлекательное. Дети в ходе дидактической игры непроизвольно усваивают определенные навыки, умения и знания. В основу игрового обучения взята дидактическая игра.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. В игре формируются цели и программы собственно самостоятельной деятельности и развивается способность предвидеть ее ближайшие результаты. На значение игровой деятельности в обучении иностранному языку указывают известные методисты, такие как Е.И. Пассов, М.Н. Скаткин. «Важно осознавать», – указывает М.Н. Скаткин, «решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических процессов она рассчитана»[6]. «Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности»[4].
Практика
Приведем в пример несколько игр, которые мы применяем на уроках английского языка.
Условно-речевые игры
Грамматические игры
Такие игры преследуют следующие цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности
- создать естественную ситуацию для употребления данного образца
Хвастунишка
Эта игра нацелена на отработку грамматического времени Present Perfect. Запишите 20 предложений на карточках в настоящем совершенном времени, описывающих действия, которыми можно похвастаться, например:
I've played football with Arshavin. My dad has won a golden medal in the Olympic.
Один из игроков вытягивает карточку с утверждением и читает ее. Задача остальных – по очереди попытаться произнести что-то более выдающееся.
Путаница
Игра направлена на развитие грамматических навыков построения предложений. Напишите пять разных предложений с ранее введенной грамматической конструкцией. Например:
There is a book on the chair. There are some bananas in the basket. There is a pen in the bag. и т.п.
Возьмите пять конвертов. Вырежьте каждое слово из предложения и положите в конверт для этого предложения. Разбейте класс на пять команд. Каждая команда получает конверт со словами. За отведенное время они составляют предложение из слов и записывают его в тетрадках. По истечению времени, команды обмениваются конвертами по кругу. Выигрывает та команда, которая составит наибольшее количество правильных предложений.
Прятки
Учитель вывешивает картинку, на которой нарисована комната или изображение двора. Учащиеся должны мысленно спрятаться на картинке. Выбирается водящий, он говорит на ухо учителю, куда он спрятался. Класс читает сказку, которую обычно сопровождают игру в прятки английские дети:
Bushel of wheat, bushel of clover,
All not hid, can`t hide over.
All eyes open! Here I come!
Ученики начинают искать.
Р1. Are you behind the cupboard? Р.2 No, I`m not.
P. 3 Are you in the table? P. 2 No, I`m not.
Лексические игры
Данные игры преследуют следующие цели:
- ввести в речь новые слова и их словосочетания
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуации, приближенной к настоящей ситуации
- развивать речевую реакцию
- повторять пройденные слова
Как мы это делаем?
Игра развивает словарный запас наречий английского языка. Учитель пишет на доске любое действие, например : «brush your teeth» (чистить зубы) . Ученик выходит к доске и вытягивает карточку с написанным на ней наречием, например : «slowly» ( медленно) . Он показывает действие в соответствии с тем наречием, которое написано на его карточке. В данном примере он медленно чистит зубы. Тот, кто первый назовет правильное наречие, выходит к доске.
Охота за словами
Игра обогащает словарный запас и служит повторением уже пройденной лексики.
В этой игре класс делится на две команды. Каждая команда получает несколько букв. Их задача - найти в классе слова, которые начинаются с этой буквы, т.е. имеется в виду мебель, картинки , предметы в классе.
Рифмованные загадки
Для лексических игр хорошо подходят рифмованные загадки. Учащимся предлагается вставить слово в рифму. Например:
Two little boys, Johny and Sam,
Sit down to have some tea with …..(jam)
Орфографические игры
Цель данных игр — упражнение в написании иноязычных слов. Это могут быть различные кроссворды, сканворды, расшифровки.
Тайное послание
Игра направлена на повторение букв английского алфавита и отработку правописания. Учитель произносит слова dialoque, orange, game. Учащиеся записывают в тетрадках первую букву каждого слова: DOG .
Составь слово
Учитель вызывает учеников к доске и раздает каждому карточку с буквами. Далее учитель называет слово на русском языке, а ученики должны выстроится таким образом, чтобы образовалось слово из карточек. Те ученики, карточки которых не задействованы в этом слове, отходят в сторону.
Речевые игры
Данные игры способствуют осуществлению следующих задач:
- научить учащихся умению выражать свои мысли в их логической последовательности на иностранном языке
- обучить учащихся речевой реакции в процессе общения
- научить практически применять полученные знания иностранного языка
Правда - Ложь.
Данная игра направлена на развитие навыков устной речи.
Учитель пишет на доске три утверждения, из которых лишь одно ложно. Ученики задают учителю вопросы и пытаются определить, какое утверждение истинно, а какое ложно. Если ученики отгадывают ответ, они выигрывают игру,
Далее ученики делятся на пары. Каждый ученик записывает в тетрадке свои утверждения. В паре один ученик задает другому вопросы и пытается отгадать ложное утверждение.
Проблема?
Игра развивает навыки коммуникативной компетенции, формирует навыки устной речи. Раздайте ученикам карточки с написанными на них проблемами. Ученик озвучивает свою проблемы, остальные в классе дают ему советы по разрешению проблемы.
Необитаемый остров
Раздайте ученикам чистые листы бумаги и попросите нарисовать любой предмет. Ученики обмениваются рисунками. Скажите, что он попали на необитаемый остров и у них с собой только тот предмет, который нарисован у них на листочке. Задача учеников доказать, что они смогут выжить на необитаемом острове с этим предметов неделю. Выигрывает тот, кто сможет убедить весь класс.
Заключение
В данной статье мы попытались рассмотреть игровое обучение как фактор повышения эффективности урока. В методике преподавания иностранным языкам много внимания уделяется игровому обучению. Ведь использование различных игровых приемов и ситуаций способствует развитию самореализации, самоопределения и самоорганизации личности. Они обогащают урок, делая его интересным и привлекательным для учащихся, тем самым повышается мотивация к освоению иностранного языка. Поэтому при грамотной организации уроков учителем игровое обучение играет огромную роль в освоении иностранного языка, преодолении языкового барьера, применении полученных знаний на практике, решении коммуникативной задачи и создании хорошой эмоциональной атмосферы на уроке.
Библиография
Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 144с.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли.ФГОС. - М.: Просвещение, 2010. - 158с.
Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - Спб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. - 192с.
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989. - 276с.
Пожидаева Т.Ф. Игра как технология развития младшего школьника: диссертация. Ростов-на-Дону, 2006.
Cкаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96с.
Ольга Владимировна
Сафонова Елена Валерьевна
Екатерина Максимовна Валтонен
Екатерина Максимовна Валтонен
Сафонова Елена Валерьевна
Екатерина Максимовна Валтонен