Статья «Организация некоторых направлений учебно-воспитательной деятельности в лицее: теория и практика» (5–11 класс)

9
4
Материал опубликован 5 November 2020 в группе

Организация некоторых направлений учебно-воспитательной деятельности в лицее: теория и практика

«Процветание общества будет прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их творческих и личностных возможностей»

Юркевич В. С, профессор МГППУ.

Профессиональная десятилетняя деятельность в краснодарском лицее (МАОУ лицей №64 имени Вадима Миронова) позволяет мне представить некоторые аспекты системы учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива, реализуемой в соответствие с Программой (2017–2021 г.г.) развития лицея «Лицей XXI века–компетентность, креативность, результат»[1]

Остановлюсь на некоторых аспектах организации и особенностей реализации естественнонаучного образования в лицее, включающего такие содержательные области, как физика и химия, биология и география, астрономия и астрофизика.

Все категории участников образовательного процесса не могут не согласиться с тем, что система естественнонаучного школьного образования должна быть эффективной, обеспечивающей на всех уровнях обучения, от начального до среднего общего или профильного, её оптимально-сбалансированное освоение. Такое школьное образование обеспечит эффективное применение естественнонаучных знаний в любых жизненных ситуациях, в профессиональной деятельности.

Однако, анализ примерной основной образовательной программы российского начального общего образования в предметной области «Окружающий мир» и сравнение с требованиями к содержанию естественнонаучного образования и его физической составляющей на уровне НОО ведущих стран мира показывают, что требуется корректировка содержания предмета «Окружающий мир». К таким же выводам приводят результаты международных исследований TIMSS-Advanced, рекомендуя изучение возможностей для начала освоения в общеобразовательных учреждениях интегрированного курса «Естествознание» уже в 5-6 классах. [2].

Принцип ФГОС о преемственности в обучении, стремление идти в ногу со временем, статус лицея и высокие результаты потребовали существенных корректировок в организации образовательной деятельности в лицее. В содержании образования за счет лицейской составляющей появились новые предметы и курсы, на ступени среднего общего образования уже семь лет функционируют классы технологического профиля инженерно-математической направленности, естественнонаучного профиля химико-биологической направленности и класса социально-экономической направленности. В пятых лицейских классах уже десять лет успешно реализуется двухгодичный интегрированный курс «Введение в естествознание».

Таким образом, предпрофильная подготовка, в том числе и в рамках внеурочных курсов, обеспечивая преемственность познания мира на ступенях начального и основного обучения в лицее, позволяет девятиклассникам осознанно подходить к выбору профиля дальнейшего образования, что проявляется в выборе предметов для итоговой аттестации. [1]

t1604591532aa.gif

Физика была и остается объективно трудным учебным предметом, поскольку для её освоения школьнику необходимы систематические, для многих детей значительные, интеллектуально-образовательные усилия, которые невозможны без познавательно интереса к естественным наукам, высокого уровня образовательной мотивации.[2]

Усиление мотивации к освоению естественных наук, а в некоторых случаях формирование её, начинаю уже с первых уроков в пятых классах. Творческим компонентом первого домашнего задания становится предложение детям ответ на вопрос: «Окружающий мир, какой он?» представить в форме мини-рассказа, рисунков или загадок, схемы или интеллект-карты. На следующем уроке дети представляют наиболее интересные работы, которые отбираются после обсуждения всех работ участниками объединения «Планета ЕСТЕНА: познаем, изучаем, исследуем» - учащимися 5-6 классов на заседании в рамках внеурочной деятельности.

Ниже представлены скрины работ «Окружающий мир» Н. Ульяны (5 класс, 2020-2021 уч.год) и «Химические явления» О Екатерины (6 класс, 2017-2018 уч.год).

t1604591532ab.gif

t1604591532ac.gif

Следует отметить, что составление индивидуальной интеллект-карты, и предъявление её, как продукта самостоятельного освоения учебной темы, активно применялось старшеклассниками во время дистанционного периода образовательной деятельности. В качестве примера–скрин работы Н. Виолетты (11 класс, апрель 2020 г).

t1604591532ad.gif

Соглашусь с тем, что в работах много текста, что отдаляет их от идеальной (по версии создателей) карты, но каждая работа–продукт интеллектуально-творческой деятельности школьника.

«Мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос» - эти слова, сказанные педагогом-новатором Василием Александровичем Сухомлинским в середине прошлого века, актуальны и сегодня, семь десятилетий спустя.[3]

Данное утверждение лишь подтверждает, что результативная методика ведения школьного курса физики и сегодня требует от учителя активного включения в содержание урока проблемных вопросов, дифференцированных заданий, в том числе и для проведения самостоятельных исследований во время практических занятий и лабораторных работ.[4]

Приведу пример. В основном курсе физики, который начинают изучать в седьмом классе, после знакомства с таким измерительным прибором, как мензурка, на уроке по теме «Масса. Измерение массы тела» провожу демонстрацию. С помощью лабораторной пипетки капаю в чашку несколько капель подкрашенной воды, предлагаю детям ответить на вопрос: можно ли оценить объём одной капли жидкости?

Если необходимо, уточняем значение термина «оценить»-определить числовое значение физической величины приближенно.

Высказывание гипотез, блиц-обсуждение ответа за партами, приводит учащихся к выводу о том, что для оценки объема одной капли жидкости необходимо с помощью мензурки определить объем известного числа капель (обычно 10 или 20), что позволит оценить объем одной капли жидкости.

При переходе на этом же уроке к освоению новой темы и знакомстве с лабораторными весами – прибором для измерения массы тела, учащимся вновь приходится искать ответ на вопрос: «У вас имеются весы с ценой деления шкалы 5 (грамм). Можно ли с их помощью оценить массу одной капли воды из пипетки?"

Гипотеза записывается учащимися в тетрадь для лабораторных работ, а поиск ответа на этот вопрос плавно переходит в выполнение лабораторной работы на следующем уроке.

Реализация принципа демократизации управления коллективом, например, позволяет школьникам в рамках изученной темы быть самостоятельными в выборе "рабочего вещества" - материала для внеурочной практической деятельности. После  изучения основ процесса плавления в пропедевтическом курсе, ребятам предлагается выполнить домашнюю практическую работу, название которой в учебнике "Отливка игрушечного солдатика".

На следующем уроке для коллективной оценки предлагаются всевозможные авторские изделия из парафина и воска, мыла или гипса. Особую радость и восторг вызывают карамельные или шоколадные продукты, "рожденные" в ходе осуществления физических процессов плавления сырья и отвердевания продукта. Некоторые образцы работ учащихся-шестиклассников - на фото.

l1604594857.jpg

/data/files/l1604594857.jpg (1160x870) 

Одной из эффективных методик, позволяющих старшекласснику, развивая его интеллектуально-творческие способности, приблизиться к осознанному социальному или профессиональному выбору, являются проектные технологии обучения. Эта деятельность, с учетом требований ФГОС, обязательна и реализуется в старшей школе в учебном курсе «Индивидуальный проект».

Авторские проекты школьников успешно проходят представление – защиту на конференциях и конкурсах различных уровней. В качестве примера: создание и представление проекта по теме «Стопоходящая машина Чебышёва П.Л. – изобретение вне времени» в рамках второго этапа региональной политехнической олимпиады, автор которого Ч. Роман стал призёром олимпиады.

t1604591532ae.jpgt1604591532af.jpg

Эксклюзивом профессии учителя, на мой взгляд, является возможность и необходимость непрерывного педагогического самообразования и личностного самосовершенствования. Сегодня системный процесс личностно-профессиональной деятельности учителя обусловлен необходимостью проектировать и проводить такие уроки, в которых технологии обучения, методы освоения новых знаний, формы организации деятельности школьников, создавая каждому оптимальные условия, обеспечат наилучший образовательно-воспитательный результат для ученика. Внедрение в учебно-воспитательный процесс современных продуктивных образовательных технологий, таких, как ТРИЗ- и кейс-технологии, проблемная и проектные технологии, работа над формированием читательских компетенций и составление авторских тестов для смыслового чтения, обеспечивая высокое качество обученности, позволяют школьнику покорить собственную образовательную вершину, планировать маршрут к новой высоте!

А для учителя со времен Яна Амоса Коменского пусть «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле» [5]

Источники информации:

1. Официальный сайт общеобразовательного учреждения лицея № 64 имени Вадима Миронова https://school64/ctnterstart.ru

2. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы» Решение коллегии Министерства просвещения РФ, протокол от 3.12.2019, № ПК- 4

3. Избранные цитаты из книг Сухомлинского В. А. https://русode.ru/2014/01/syhomlinskij

4. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Теория обучения

https://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_4.htm

5. Цитаты об учителе https://citatnica.ru/citaty/izvestnye-tsitaty-pro-uchitelej


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Любовь Ивановна, поздравляю с победой!

11 November 2020

Благодарю, Вера Александровна. Приятно!

11 November 2020

Любовь Ивановна, поздравляю с Победой в конкурсе!!! Отличная статья!!!

8 December 2020

Благодарю, Светлана Анатольевна, за высокую оценку работы.

8 December 2020

Похожие публикации