12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гнездилова Татьяна Викторовна45
Люблю свою работу
Россия, Курская обл., г. Обоянь

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»











Собрание для семей, взявшим детей под опеку

"Тепло человеческой души"





















Выполнила: педагог – психолог МБОУ «Обоянская средняя общеобразовательная школа №1» Гнездилова Т.В.



2020

Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастливые - несчастливы по – своему. Писал Л.Н.Толстой в романе «Анна Каренина». Но и по сей день эта фраза является актуальной.

На сегодняшний день невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми, опекунами и подопечными, между детьми, прародителями и родителями, внуками. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения детей с родителями.

Конфликтное восприятие мира и семьи делает ребенка незащищенным, ранимым, и даже можно сказать опасным для него самого (например, неврозы) и для окружающих (например, агрессия).

Взяв на себя ответственность о воспитании и заботе о ребёнке, нужно помнить, что в его памяти или восприятиях остаются образы и чувства их к своим родителям. Какими бы ни были родители ребёнка - уважайте их и их судьбы такими, какие они есть (прежде всего речь идёт о людях, которые дали ему жизнь, о его маме и папе).Тогда и ребёнку, а затем и подростку и вам будет значительно легче жить рядом, общаться, любить и уважать друг друга. Тогда ваша помощь будет принята и приятна и вам и ребёнку. А помощь этим детям необходима, т.к. страдает их внутренний мир.

Если они маленькие, то это выражается в их замкнутости, неуверенности, молчаливости, а если они постарше, то испытывают комплекс неполноценности, ущербности, а в целом у всех занижена самооценка. Как построить правильно отношения с таким ребенком, помочь ему почувствовать себя равным с другими детьми, научить адаптироваться в любых жизненных ситуациях, сохранить чувство собственного достоинства?

Самое главное в таких ситуациях быть для подопечного другом, которому можно доверить заветное, быть мамой и папой, к которым можно попросить совета, помощи.

Правильное общение опекунов  (попечителей) с детьми помогает повысить уверенность ребенка, его чувство собственного достоинства. В любом возрасте дети должны чувствовать уверенность в том, что они могут рассказать вам обо всем, что происходит в их жизни. Как достичь этого?



Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любить детей нужно не из-за внешних или внутренних качеств, а за то, что они есть. Не бойтесь говорить ребенку, что он вам дорог и важен.

Не стройте общение только из рассказа о чем-либо или поучении. Общение – это умение выслушать мнение ребенка, понять его эмоциональное состояние. Если Вы чем-то заняты и не можете выслушать ребенка, не делайте вид, что слушаете его. Скажите, что заняты, что поговорите с ним позже.



Общаясь с ребенком, старайтесь не прерывать его, сохраняйте зрительный контакт, используйте язык жестов, улыбайтесь.



Данные правила действуют в том случае, если опекуны (попечители) с самого начала используют их в общении с детьми. Однако, опекунам (попечителям) порой  не хватает новых навыков общения с ребенком, которые могли бы позволить им найти лучший выход из ситуации.

1. К сожалению, приемные родители часто не готовы принять детей такими, какими они есть на самом деле.

2.     Приемные родители часто предъявляют слишком завышенные требования к детям, которые им выполнить не по силам.

3.     Приемные родители постоянно сравнивают своих детей с приемными (конечно не в их пользу), что не допустимо.

4.     Существуют проблемы внутри семьи, которые надо решать, и только потом брать приемного ребенка.


И, тогда, если хоть одна причина из выше названных имеет место в семье, «подросткового бунта» в будущем не избежать.


Как правило, подростковый бунт возникает, если ребенку не предоставили достаточной свободы быть самим собой в детстве. На каждом из этапов развития необходимо давать возможность быть самим собой, а не только лишь тем, кого хотят видеть в нем родители.


Часто подростки бунтуют, если родители или опекуны в воспитании используют методы, основанные на устрашении и наказании. В некоторых моментах, конечно, строгость необходима, но не следует «перебарщивать». Лучше, если воспитание ребенка будет основано на позитивных моментах общения, а не на усиленном контроле. Со временем все равно родители должны будут предоставить ребенку полную свободу, так лучше делать это постепенно, а не в один момент, иначе он просто может сорваться от неожиданно полученной свободы и попасть в неприятные ситуации.


В общем, чтобы исключить возможность подросткового бунта, родители должны поддерживать равновесие между предоставлением свободы и контролем.



Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми.

Чего хотели бы от родителей подростки?


Чаще всего взрослые думают, что ребенок мечтает о большой свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Большинство подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители воспринимали их всерьез и прислушивались к их словам.


Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, - это родители.

Исследования социологов показывают, что люди стали гораздо меньше разговаривать дома, возвращаются с работы, ужинают, смотрят телевизор. В лучшем случае бегло обсуждают события прошедшего дня. На разговоры по душам не остается ни сил, ни времени. И довольно трудно узнать, о чем мечтают и чего боятся наши дети, если мы вообще редко с ними говорим. Подросткам особенно нужно родительское внимание и понимание, уважение и тепло. А как еще мы можем выразить свою любовь, если не готовностью выслушать ребенка в любой момент. Даже если в семье взрослые разговаривают с ребенком, они не всегда готовы к тому, что у подростка есть свое собственное мнение. Родители чаще ребенку рассказывают о жизненных сложностях, советуют, помогают, направляют. А вот слушать подростка и воспринимать его слова всерьез могут далеко не все.


Чтобы найти общий язык с взрослеющим ребенком, нужны время и терпение. Не думайте, что все наладится мгновенно и само собой. Скорее всего понадобится сделать несколько шагов навстречу, прежде чем ребенок почувствует, что может вам доверять.


Очень хорошо, если ребенок поймет, что может прийти к родителям с любой проблемой вне зависимости от того, прав он или виноват. Подростку важно знать, что он нужен таким, какой он есть.


В семьях, где родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т.д., а дети к мнению близких в других, более существенных вопросах, подростки, как правило, активны, дружелюбны, независимы.


Несколько советов родителям:


Старайтесь всегда поощрять откровенность. Если ребенок честно признался в каких-то промахах, похвалите его за это и не наказывайте строго.

Не судите. Это значит не только не ругать, но и не спешить одобрять. Вместо «Ты поступил правильно» спросите: « Ты доволен тем, чего добился?» Такой вопрос позволит ребенку подумать над своими ощущениями и поделиться с вами.

Никогда не отказывайте ребенку в помощи. Если ребенок просит вас куда-то его отвезти, проводить или встретить, обязательно сделайте это. Так вы будете в курсе того, что с ним происходит.

Свято храните все секреты ребенка. Никогда не выдавайте тайну, которую он вам доверил. Это совершенно непростительный поступок.

Почаще задавайте различные вопросы своему ребенку. И не для того, чтобы вывести его на чистую воду и обвинить, а чтобы действительно услышать ответы.

Слушать не значить соглашаться. Вы не обязаны разделять все мнения своего ребенка, чтобы быть с ним в хороших отношениях. Главное – продемонстрировать готовность понять другую точку зрения и не торопиться с эмоциональной реакцией.

Уважайте личное пространство. Не будьте слишком настойчивы и не заставляйте ребенка защищаться. Если он принципиально отказывается обсуждать какую-то тему, будьте терпеливы, отложите разговор до лучших времен.

Не старайтесь вмешиваться. Если ребенок рассказывает о своих проблемах, не бросайтесь действовать и выручать его из беды. Можно предложить свою помощь, но настаивать не стоит. Лучше поговорите о шагах, которые может предпринять сам подросток.

Не срывайтесь. Какие бы ужасные вещи вам ни пришлось услышать, держите себя в руках. С человеком, который кричит и осуждает, никогда больше не захочется откровенничать

Не перебивайте. Терпеливо выслушайте все, что ребенок хочет рассказать. И только после этого задавайте вопросы.

Высказывайте свое мнение тактично. «Хочешь узнать, как я поступила на твоем месте?» « У меня есть идея, как тебе помочь. Хочешь расскажу?» Такие фразы позволяют родителям быть тактичными.

Чувство справедливости у подростков развито гораздо сильнее, чем у детей. Поэтому, если родители или опекуны ведут себя как диктаторы, это может привести к бунту. Выслушивая ребенка и вместе решая, сколько свободы ему предоставить, вы усилите объединяющую вас связь. Прежде чем давать приказания, попросите ребенка о сотрудничестве или помощи.

Уважайте мнение подростка. Даже если оно неверное, нужно стараться мягко объяснить, почему он делает ошибку. Всегда спрашивайте ребенка о чем-либо ненавязчиво, чтобы он не подумал, что вы желаете узнать его секреты, а они есть у каждого подростка.



Конструктивному поведению с подростками способствует:


- всегда помнить об индивидуальности ребенка;
- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
- помнить, что для перемен нужно время;
- проявлять постоянство по отношению к ребенку;
- предлагать выбор из нескольких альтернатив;
- совместно искать выход путем перемены в ситуации;
- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
- использовать положительный пример;
- разъяснять возможности негативных последствий.



В заключении мне хочется рассказать небольшую поучительную притчу, которая называется «Солнце и ветер».


Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым сильным из нас». Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. Стало жарко путнику, и он сам снял свой плащ.


Вывод: тепло человеческой души, родительская доброта, внимание, ласка и любовь помогут вашим детям вырасти добрыми, отзывчивыми и настоящими людьми.

















Опубликовано


Комментарии (1)

Рагулина Любовь Давыдовна, 28.05.20 в 19:03 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Викторовна, вами предложена трудная тема, но со справедливым решением - без тепла человеческой души, без внимательного отношения к ребенку, умения принимать подростка таким, какой он есть, не получиться выстраивание конструктивных, а главное - уважительных взаимоотношений. Спасибо за методическую разработку с полезными советами!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.