12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена15
2

Терапия творческим самовыражением в детском саду.

Терапия творческим самовыражением в детском саду.

Терапия творческим самовыражением (ТТС) в детском саду ,это не просто свободное самовыражение, а творческое самовыражение, исходя из природы характера. По мнению М.Е. Бурно .автора данного метода, посильно изучая свой характер в сравнении с другими характерами, дабы скорее прийти к своему, свойственному твоей природе творческого вдохновения, встать на свою, свойственную твоей конкретной природе дорогу, на которой обретешь свой Смысл и Свою Любовь.

ТТС как помощь здоровым невозможна без опоры на конкретные характеры, без изучения их взаимозависимости с творчеством.

Дети знакомятся, например, с характерами зверей из сказок, с характерами растений, писателей, художников, примеривая к ним свои характеры.

«Может быть эту область внелечебного применения ТТС возможно назвать характерологическя «креатология»- в отличии от эстетики и эвристики, изучающих наиболее общие закономерности творческого процесса, без проникновения в конкретные природные особенности творящего характерологического ( в широком смысле) переживания.» Бурно М.Е. Терапия Творческим самовыражением.

Представляю опыт внелечебного варианта указанного психотерапевтического метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Подбираю сказки, в которых особенно ярко видны характеры героев: Русские народные сказки, А.С Пушкин « сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о попе и работнике его Балде», С.Я. Маршак « Сказка о глупом мышонке», В.Г. Сутеев « Под грибком», « Дядя Миша», « Разные колеса», использую иллюстрации, аудио записи. Цель: помочь ребенку познать особенность своего характера и характеров товарищей, помочь детям понять, что в любом характере есть что – то сильное и одновременно что –то слабое Все это –для того ,чтобы жить в согласии с собой, своими товарищами, близкими и выбирать в жизни творческие дорог, соответствующие природе характера.

Занятия проводятся в группе в по 5-7 человек, чтобы уделить внимание каждому ребенку, чтобы каждый имел возможность высказаться.

План занятия:

1.Чтение сказки.

2.Обсуждение.

3.Рассматривание иллюстрациий.

4.Рисование, лепка.

5.Слушание аудио.

6.Театральная постановка.

Обычный вопрос после чтения детям,что можно сказать о характере Мышонка или Мышки мамы? Дети отвечают и порой, не соглашаются друг с другом. Может у кого то есть такие же характеры как у данных героев ?.Дети задумываются и говорят: «Я совсем как Мышонок бываю, то это платье не буду надевать, то это! Давай другое!» (Юля с характером ) Руслан (тихий, тревожный мальчик) «А мне рыба понравилась .Открывает щука рот, но не слышно ,что поет!» Дети, как выясняется ,очень тонко чувствуют характеры героев сказок и без стеснения и сомнений переносят на себя, в свою повседневную жизнь. «Да, такая как Мышонок!»

Рассматривая, с интересом иллюстрации Васнецова, Чарушина, Чижикова, Сутеева, старшие дошкольники замечают, что животные изображаются художниками по – разному. Медведь Васнецова не такой, как Медведь Чижикова. Со старшими дошкольниками можно говорить о характерах художников. Затем детям предлагается нарисовать или вылепить любого героя. Ребенок обычно выбирает героя с близким ему характером. Живо и убедительно объясняя свой выбор.

В театральной постановке сказки дети выразительно представляют интонации ,мимику, жесты, походку. Например, если Света изображает Лису, то в самом деле, это Лиса, с ее мягко-игривой походкой, манерами, лукавством. Девочку этому и учить – то не надо, она от природы такая. Вместе с педагогами и родителями дети готовят атрибуты, маски и декорации. И, как правило, исполняют тех персонажей, на которых похожи характерами. Случается, что даже две девочки (обычно неприметные в группе) хотят исполнять роль Лягушки.(сказка Теремок)Дети объясняют: « Это ничего, что она скользкая ,зеленая, пучеглазая, это только ее внешность, а внутри она добрая», «Лягушка будет тесто месить, пироги печь, всех угощать!» Вот она сущность детской души! Ярослав доказывает ребятам, что Волк хороший («Волк и семеро козлят») «Это козлята виноваты ! зачем дверь открыли? Маму не слушали! Коза – мама говорила, чтоб дверь не открывали! А Волк какой хитрый и умный! Мамину песенку подслушал и спел, да еще сообразил голос изменить!» Владик, ( ведомый мальчик) который обычно делает, что ему говорит Саша начинает защищать Цыпленка. Доказывая, что Цыпленок доверяет утенку и все тут! Маргарита общалась только с теми детьми, которые ей подчинялись в группе и всегда помнила, кто ее обидел вчера (я с Олей не дружу и т.д.)Когда прочитали « Сказку о рыбаке и рыбке» девочка сразу заявила о том, что хочет быть Старухой! Сначало –Старуха ,а потом Дворянка Столбовая! Ребята пытались объяснить ей ,что Старуха злая, грубая, капризная…Девочка добавила ,что папа делает все ,что я хочу и скажу! У папы характер Старика -Подметили дети, что скажешь, то и сделает!

- Разве это Старик делает?

-Да

-Нет, это Золотая рыбка, а он только просит ее

Ребята говорили О золотой рыбке, что она добрая и благодарная! «Так ты Старик или Старуха ? – спросила Маргариту. Она ничего не ответила. А через несколько дней сказала : «Я и Старик и Старуха. Такой у меня характер!» Пухленький добряк Сережа ,любимец детей, радовался, что все звери смогли разместиться под его крышей .(Сказка Под грибком).при обсуждении характера колобка мнения разделились. Кто – то его жалел, а кто – то говорил, что получил «по заслугам», называли его «юморным, доверчивым, хвастливым, чувствительным» Часто дети не просто говорят о характерах, а стараются убедить, доказать свою правоту ,ка и взрослые. « А может это и неплохо, что лиса съела колобка ? Чего он хвалился?» - говорит Юля. «Если б не я, то кто –нибудь другой его слопал»-отвечает лиса.

Терапия творческим самовыражение помогает детям познать, почувствовать, увидеть удивительный мир разнообразных характеров на примере своего характера, находить хорошее, сильное в других характерах. Взрослым этот метод помогает найти подход к ребенку, учитывая его особенности характера.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.