12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Darya38
Преподаватель в ссузе. Филологическое образование. Область интересов: ономастика, современный синтаксис, история языка, диалектология. Увлекаюсь проектной деятельностью.
Россия, Волгоградская обл., Камышин

Перечень экзаменационных вопросов по Русскому языку


1.Выберите правильное определение.

Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

Текст – это предложения, объединенные общей темой.

Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких слов, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.

2. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?

итак, следовательно, во-первых, наоборот;

толстенный, сестрица, лгунишка;

акт милосердия, демократизация общества, народные избранники;

довожу до вашего сведения, принять меры.

3.Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?

официально-деловой;

разговорный;

публицистический;

научный.

4.Какое это средство выразительности: «золото волос»?

эпитет;

метафора;

олицетворение;

синекдоха.

5. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике.

ядерная физика;

смежные отрасли;

красный сарафан;

промышленная нагрузка.

6. Это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах

повествование;

описание;

рассуждение.

сравнение

7.Укажите, к какому стилю относится текст: «Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».

художественный;

научный;

разговорный;

публицистический.

8.Выберите верный ответ, в котором указаны все гласные звуки русского языка.

[а], [о], [у], [э], [и], [ы].

[а], [я], [у], [э], [и], [ы].

[а], [о], [у], [э], [ё], [ы].

[а], [о], [ю], [е], [и], [ы].

9.Раздел, который изучает словарный состав слова

синтаксис;

морфология;

пунктуация;

лексика.

10.Что такое неологизмы?

слова, которые служат для обозначения новых понятий;

вышедшие из активного живого употребления;

имеющие единое целостное значение;

слова, противоположные по значению.

11.Что означает устойчивое выражение «Жить на широкую ногу»?

много путешествовать;

жить роскошно;

жить в сельской местности;

медленно передвигаться.

12. Какое слово образовано приставочным способом?

вдвойне;

закавказский;

раздали;

счастье.

13.У существительных какого рода после шипящих на конце пишется мягкий знак:

среднего рода;

женского рода;

мужского рода;

мужского и женского рода.

14.Укажите словосочетание с качественным прилагательным.

нравственный поступок;

лисья нора;

осиновые листья;

деревянный стол;

15. Укажите разряд количественного числительного 98:

числительное, обозначающее целое число;

дробное;

собирательное;

порядковое;

16. Укажите ряд слов, где все глаголы стоят в настоящем времени:

читает, говорил, убежит;

забираешь, заберешь, приклеит;

вспомнил, придет, плавает;

рисует, думает, ждет.

17. Укажите словосочетание с подчинительной связью согласование.

старый крот;

отошла подальше;

увидела цветок;

бежать быстро.

18. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово: Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.

подлежащим;

дополнением;

определением;

обстоятельством;

19. Какое из записанных предложений является сложным?

Сбежали ручьи, зацвели ландыши.

Ручьи, сбегающие с горы, звенели.

Зацвели ландыши, напоённые сбегающими с горы ручьями.

20. Укажите, что выделяет запятая в предложении: Ах, как мила моя княжна!

приложение;

междометие;

обращение;

вводное слово.

21. Выберите правильное определение.

Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.

Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.

Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.

Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые объясняют закономерности развития науки и преподнесение ее в массы.

22. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

научный

разговорный

публицистический

художественный

23. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?

официально-деловой

разговорный

публицистический

научный

24. Какой стиль речи используется в СМИ?

публицистический;

разговорный;

научный;

официально-деловой.

25. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?

метафора;

сравнение;

олицетворение;

эпитет.

26. Это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий.

повествование;

описание;

рассуждение;

стилистика.

27. Укажите, к какому стилю относится текст: «Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г. Зеленокумска».

художественный;

научный;

публицистический;

официально-деловой.

28.В каком слове звуков больше чем букв?

ямщик;

вьюн;

сабля;

нога.

29. Слова, имеющие несколько лексических значений называются:

однозначные;

многозначные;

двузначные;

четырехзначные.

30.Найдите неологизм:

лапти;

воин;

дизайнер;

кот наплакал;

31.Укажи фразеологизм:

От стриженого барана шерсти не получишь.

Белые бараны били в барабаны.

Много шерсти и кудряшек – в гости к нам пришёл барашек.

Смотреть как баран на новые ворота.



32. Какое слово образовано приставочным способом?

опаздывать;  

подправить; 

потихоньку;  

распашонка;

 33.Определи падеж существительного ИЗ БЕРЛОГИ:

Родительный падеж;

Предложный падеж;

Дательный падеж;

Творительный падеж;

34. Укажите словосочетание с относительным прилагательным.

свежий воздух;

умный ребёнок;

лучистый день;

последний раз.

35. Какое имя существительное не употребляется с числительным пятеро?

сани;

котята;

женщины;

медвежата.

36. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?

люблю, придумывал, работать, спел;

заснул, открылся, бегите, ищу;

вспомню, покорми, прошелся, увижу;

вылез, зажмурился, подрабатывал, ем.

37. Укажите словосочетание с подчинительной связью управление.

ореховая скорлупка;

глубоко вздохнула;

бежать быстро;

пересказывала истории.

38. Укажите безличное предложение.

Уходим завтра в море.

Скоро светать будет. 

Тихий вечер. 

Что новенького пишут в газете?

39. Необходимо выбрать сложносочиненное предложение:

В углу, близ окна, стояла очень странная, но дорогая скульптура.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

Дороги, не заносимые поземкою и не заметаемые метелью, были превосходны.

На небе не было ни облачка, ни тучи.

40. Чем осложнено предложение: Березы белоствольные, растите веселей!

обособленным дополнением;

вводным предложением;

уточняющим членом;

распространенным обращением.

41.Выберите из предложенных функций именно те, которые выполняет язык.

аналитическая, номинативная, экспрессивная;

коммуникативная, распознавательная, аккумулятивная;

экспрессивная, номинативная, когнитивная;

назывная, общественная, номинативная.

42. Что такое тема текста?

то, о чём говорится в тексте;

то, о чём не говорится в тексте;

порядок предложений;

устойчивая мысль автора.

43. Что характерно для художественного стиля речи?

объективность в изображении;

использование в сфере науки и техники;

использование всех пластов стилей речи;

использования разговорных конструкций.

44. Определите, какие жанры относятся к публицистическому стилю.

интервью;

юмористический рассказ;

репортаж;

очерк.

45.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Парк качался и стонал» (К.Г.Паустовский)?

сравнение;

метафора;

олицетворение;

эпитет.

46.Это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.

повествование;

описание;

рассуждение.

раздумья.

47.Укажите, к какому стилю относится текст: «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (Чехов А.)

художественный;

научный;

разговорный;

публицистический.

48.Выберите верный ответ, в котором указаны все гласные звуки русского языка.

[а], [о], [у], [э], [и], [ы].

[а], [я], [у], [э], [и], [ы].

[а], [о], [у], [э], [ё], [ы].

[а], [о], [ю], [е], [и], [ы].

49.Вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу

прямое;

первичное;

переносное;

вторичное.

50. Слова крокодил - аллигатор - это

антонимы;

синонимы;

омонимы;

паронимы.

51.Найдите лишнее слово

великан – карлик;

мягкий – жесткий;

враг – друг;

луна – месяц.

52.Выбери правильный ответ. Фразеологизмы – это …

слова с противоположным значением;

слова различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение;

устойчивые сочетания слов;

слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

53. Какое слово образовано приставочным способом?

невозмутимый;

нелегальный;

нелепый;

неразливайка.

54.К какому склонению относятся существительные среднего рода:

к первому склонению;

ко второму склонению;

к третьему склонению;

к четвёртому склонению.

55.Укажите словосочетание с притяжательным прилагательным.

равнодушный человек;

тёплый дождик;

волчий след;

серебряные часы;

56.С какими существительными не согласуется собирательное числительное?

двое учеников;

двое учениц;

трое лисят;

трое ножниц;

57. Укажи глаголы 1 лица:

вьёт;

лечу;

держим;

спешишь.

58. Укажите словосочетание с подчинительной связью примыкание.

цветочный горшочек;

улетим далеко;

красивая книга;

катались по лесам.

59. Необходимо определить бессоюзное сложное предложение.

Лес рубят – щепки летят.

Я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко.

Едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер.

Я поздно вышла из дому.

60. Чем осложнено предложение: Вылетев из Африки к берегам отеческой земли, длинным треугольником летели журавли.

обособленным определением;

обособленным дополнением;

обособленным обстоятельством;

вводными словами.

61.Как называется вид речевой деятельности, в котором участвуют два человека?

монолог;

диалог;

разговор;

беседа.

62. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью».

метафора;

эпитеты;

сравнительный оборот;

гипербола.

63. Что такое абзац?

текст без заголовка;

часть текста без начала;

часть текста от одной красной строки до другой;

фрагмент текста.

64.Эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы характерны для стиля

научного;

художественного;

публицистического;

официально-делового.

65. Определите, какой жанр не относится к художественному стилю.

ода;

роман;

репортаж;

рассказ.



66.Укажите, к какому стилю относится текст: «Ветер – это движение воздушных масс над поверхностью Земли. Движение воздуха от Земли называется восходящим потоком, а движение вниз – нисходящим. Ветер – это один из важнейших элементов природы. Его название зависит от стороны света. Например, ветер, дующий с юга на север, называется южным, а с северо-запада на юго-восток – северо-западный ветер».

художественный;

научный;

публицистический;

официально-деловой.

67. Тип речи, который описывает внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды, — это:

описание;

повествование;

рассуждение;

размышление.

68.В каком слове звуков больше чем букв?

ямщик;

вьюн;

сабля;

нога.

69.Слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению

синонимы;

антонимы;

архаизмы;

омонимы.

70.Устаревшие названия существующих предметов

профессионализмы;

диалектизмы;

архаизмы;

неологизмы.

71.Русские люди говорят «Ни пуха ни пера!», когда …

покупают верхнюю одежду на тёплую весну;

желают кому-то удачи, успеха в деле;

жалуются на отсутствие денег;

улетают птицы в тёплые края.

72. Какое слово образовано суффиксальным способом?

вбежать;

отправление;

юннат;

домовладелец.

73. Найдите собирательные существительные

нефть, серебро, глина;

листва, человечество, детвора;

мед, молоко, сахар;

бензин, щавель, мусор;

74. Какое прилагательное не имеет краткой формы?

плохой;

хороший;

снежный;

маленький;

75. Найдите собирательное числительное.

двадцать учеников;

две десятых урожая;

одиннадцать экземпляров;

двое очков;

76. Укажите глагол II спряжения:

стрелять;

постелить;

построить;

делать

77. Определите способ подчинительной связи в словосочетании холодная зима.

согласование;

управление;

примыкание.

присоединение

78. Какое из предложений определённо-личное?

Что там говорят по радио?

Иду по широкому бульвару, сворачиваю в парк.

Искали нужную книгу на этих полках уже третий час.

Потемнело вдруг.

79. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть места:

Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.

Вдруг, там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.

Грей так задумался, что позабыл о хозяине.

Наступила зима, но погода по-осеннему теплая.

80. Укажите, чем осложнено предложение: Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.

обособленным дополнением;

обособленным обстоятельством;

обособленным определением;

уточняющим членом.

81.Назовите признаки текста:

членимость, связность, логичность, актуальность;

связность, выразительность, законченность, цельность;

коммуникативность, связность, актуальность, логичность;

связность, законченность, цельность, членимость.

82.Для какого из стилей речи характерно использование просторечных слов и выражений?

для разговорного;

для публицистического;

для официально-делового;

для научного.

83. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в  выражении: «дрожали от холода березы»?

олицетворение;

гипербола;

сравнение;

эпитет.

84. К какому стилю речи относится данный текст: «Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»

художественный;

научный;

разговорный;

публицистический.

85. Какому стилю речи присуща призывность?

разговорный;

публицистический;

официально-деловой;

научный.

86.Выберите верный ответ, в котором указаны постоянно мягкие согласные звуки?

[й'], [л'], [р'];

[ф'], [ч'], [щ'];

[й'], [ч'], [щ'];

[ж'], [ц'], [щ'].

87.Слова, противоположные по лексическому значению

синонимы;

антонимы;

архаизмы;

омонимы.

88. Слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности

профессионализмы;

диалектизмы;

архаизмы;

неологизмы.

89.Если родители решили очень строго и сурово обходиться с тобой, не делать никаких поблажек. Дополни фразу «Держать … рукавицах».

в пуховых;

в кожаных;

в ежовых;

в больших.

90. Какое слово образовано суффиксальным способом?

наскоро;

открыл; 

поодиночке ; 

уверенность.

91.Определите род следующих существительных: тюль, рояль, пароль.

мужской;

средний;

женский;

общий.

92. Выберите правильное определение.

Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой;

Текст – это предложения, объединенные общей темой;

Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием;

Текст – это группа абзацев, соединенных одним авторским смыслом.

93. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?

научный;

разговорный;

публицистический;

деловой.

94. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?

снежный;

хороший;

плохой;

маленький;

95. Найдите словосочетание с числительным.

«тройка» за ответ;

третий по списку;

утроить усилия;

трёхэтажный дом;

96. Глаголы изменяются:

по падежам и родам;

временам и числам;

лицам и падежам.

не изменяются.

97. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

прелестный цветок;

славно заживете;

кудрявые деревья;

интересная история

98. Укажите неопределённо-личное предложение.

Уже совсем стемнело.

В избе жарко натоплено.

Люблю грозу в начале мая.

В дверь постучались.


99. Необходимо указать сложносочинённое предложение, где есть разделительный союз:

Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.

Еще напор и враг бежит.

Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.

Наступает весна, но еще по ночам сильные морозы.

100. Чем осложнено предложение: Пастух, старик с одним глазом, идет к стаду.

однородными членами;

обособленным дополнением;

вводными словами;

распространенным приложением.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.