Перечень экзаменационных вопросов по предмету «Русский язык» (10–11 классы)
Перечень экзаменационных вопросов по Русскому языку
1.Выберите правильное определение.
Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Текст – это предложения, объединенные общей темой.
Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких слов, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
2. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
итак, следовательно, во-первых, наоборот;
толстенный, сестрица, лгунишка;
акт милосердия, демократизация общества, народные избранники;
довожу до вашего сведения, принять меры.
3.Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
официально-деловой;
разговорный;
публицистический;
научный.
4.Какое это средство выразительности: «золото волос»?
эпитет;
метафора;
олицетворение;
синекдоха.
5. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике.
ядерная физика;
смежные отрасли;
красный сарафан;
промышленная нагрузка.
6. Это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах
повествование;
описание;
рассуждение.
сравнение
7.Укажите, к какому стилю относится текст: «Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».
художественный;
научный;
разговорный;
публицистический.
8.Выберите верный ответ, в котором указаны все гласные звуки русского языка.
[а], [о], [у], [э], [и], [ы].
[а], [я], [у], [э], [и], [ы].
[а], [о], [у], [э], [ё], [ы].
[а], [о], [ю], [е], [и], [ы].
9.Раздел, который изучает словарный состав слова
синтаксис;
морфология;
пунктуация;
лексика.
10.Что такое неологизмы?
слова, которые служат для обозначения новых понятий;
вышедшие из активного живого употребления;
имеющие единое целостное значение;
слова, противоположные по значению.
11.Что означает устойчивое выражение «Жить на широкую ногу»?
много путешествовать;
жить роскошно;
жить в сельской местности;
медленно передвигаться.
12. Какое слово образовано приставочным способом?
вдвойне;
закавказский;
раздали;
счастье.
13.У существительных какого рода после шипящих на конце пишется мягкий знак:
среднего рода;
женского рода;
мужского рода;
мужского и женского рода.
14.Укажите словосочетание с качественным прилагательным.
нравственный поступок;
лисья нора;
осиновые листья;
деревянный стол;
15. Укажите разряд количественного числительного 98:
числительное, обозначающее целое число;
дробное;
собирательное;
порядковое;
16. Укажите ряд слов, где все глаголы стоят в настоящем времени:
читает, говорил, убежит;
забираешь, заберешь, приклеит;
вспомнил, придет, плавает;
рисует, думает, ждет.
17. Укажите словосочетание с подчинительной связью согласование.
старый крот;
отошла подальше;
увидела цветок;
бежать быстро.
18. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово: Льет в окошко зимний месяц золотистый свет.
подлежащим;
дополнением;
определением;
обстоятельством;
19. Какое из записанных предложений является сложным?
Сбежали ручьи, зацвели ландыши.
Ручьи, сбегающие с горы, звенели.
Зацвели ландыши, напоённые сбегающими с горы ручьями.
20. Укажите, что выделяет запятая в предложении: Ах, как мила моя княжна!
приложение;
междометие;
обращение;
вводное слово.
21. Выберите правильное определение.
Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.
Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.
Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.
Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые объясняют закономерности развития науки и преподнесение ее в массы.
22. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
научный
разговорный
публицистический
художественный
23. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
официально-деловой
разговорный
публицистический
научный
24. Какой стиль речи используется в СМИ?
публицистический;
разговорный;
научный;
официально-деловой.
25. Какое это средство выразительности: «передо мной явилась ты, как мимолетное виденье»?
метафора;
сравнение;
олицетворение;
эпитет.
26. Это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий.
повествование;
описание;
рассуждение;
стилистика.
27. Укажите, к какому стилю относится текст: «Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г. Зеленокумска».
художественный;
научный;
публицистический;
официально-деловой.
28.В каком слове звуков больше чем букв?
ямщик;
вьюн;
сабля;
нога.
29. Слова, имеющие несколько лексических значений называются:
однозначные;
многозначные;
двузначные;
четырехзначные.
30.Найдите неологизм:
лапти;
воин;
дизайнер;
кот наплакал;
31.Укажи фразеологизм:
От стриженого барана шерсти не получишь.
Белые бараны били в барабаны.
Много шерсти и кудряшек – в гости к нам пришёл барашек.
Смотреть как баран на новые ворота.
32. Какое слово образовано приставочным способом?
опаздывать;
подправить;
потихоньку;
распашонка;
33.Определи падеж существительного ИЗ БЕРЛОГИ:
Родительный падеж;
Предложный падеж;
Дательный падеж;
Творительный падеж;
34. Укажите словосочетание с относительным прилагательным.
свежий воздух;
умный ребёнок;
лучистый день;
последний раз.
35. Какое имя существительное не употребляется с числительным пятеро?
сани;
котята;
женщины;
медвежата.
36. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?
люблю, придумывал, работать, спел;
заснул, открылся, бегите, ищу;
вспомню, покорми, прошелся, увижу;
вылез, зажмурился, подрабатывал, ем.
37. Укажите словосочетание с подчинительной связью управление.
ореховая скорлупка;
глубоко вздохнула;
бежать быстро;
пересказывала истории.
38. Укажите безличное предложение.
Уходим завтра в море.
Скоро светать будет.
Тихий вечер.
Что новенького пишут в газете?
39. Необходимо выбрать сложносочиненное предложение:
В углу, близ окна, стояла очень странная, но дорогая скульптура.
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
Дороги, не заносимые поземкою и не заметаемые метелью, были превосходны.
На небе не было ни облачка, ни тучи.
40. Чем осложнено предложение: Березы белоствольные, растите веселей!
обособленным дополнением;
вводным предложением;
уточняющим членом;
распространенным обращением.
41.Выберите из предложенных функций именно те, которые выполняет язык.
аналитическая, номинативная, экспрессивная;
коммуникативная, распознавательная, аккумулятивная;
экспрессивная, номинативная, когнитивная;
назывная, общественная, номинативная.
42. Что такое тема текста?
то, о чём говорится в тексте;
то, о чём не говорится в тексте;
порядок предложений;
устойчивая мысль автора.
43. Что характерно для художественного стиля речи?
объективность в изображении;
использование в сфере науки и техники;
использование всех пластов стилей речи;
использования разговорных конструкций.
44. Определите, какие жанры относятся к публицистическому стилю.
интервью;
юмористический рассказ;
репортаж;
очерк.
45.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Парк качался и стонал» (К.Г.Паустовский)?
сравнение;
метафора;
олицетворение;
эпитет.
46.Это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях.
повествование;
описание;
рассуждение.
раздумья.
47.Укажите, к какому стилю относится текст: «Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (Чехов А.)
художественный;
научный;
разговорный;
публицистический.
48.Выберите верный ответ, в котором указаны все гласные звуки русского языка.
[а], [о], [у], [э], [и], [ы].
[а], [я], [у], [э], [и], [ы].
[а], [о], [у], [э], [ё], [ы].
[а], [о], [ю], [е], [и], [ы].
49.Вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу
прямое;
первичное;
переносное;
вторичное.
50. Слова крокодил - аллигатор - это
антонимы;
синонимы;
омонимы;
паронимы.
51.Найдите лишнее слово
великан – карлик;
мягкий – жесткий;
враг – друг;
луна – месяц.
52.Выбери правильный ответ. Фразеологизмы – это …
слова с противоположным значением;
слова различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение;
устойчивые сочетания слов;
слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
53. Какое слово образовано приставочным способом?
невозмутимый;
нелегальный;
нелепый;
неразливайка.
54.К какому склонению относятся существительные среднего рода:
к первому склонению;
ко второму склонению;
к третьему склонению;
к четвёртому склонению.
55.Укажите словосочетание с притяжательным прилагательным.
равнодушный человек;
тёплый дождик;
волчий след;
серебряные часы;
56.С какими существительными не согласуется собирательное числительное?
двое учеников;
двое учениц;
трое лисят;
трое ножниц;
57. Укажи глаголы 1 лица:
вьёт;
лечу;
держим;
спешишь.
58. Укажите словосочетание с подчинительной связью примыкание.
цветочный горшочек;
улетим далеко;
красивая книга;
катались по лесам.
59. Необходимо определить бессоюзное сложное предложение.
Лес рубят – щепки летят.
Я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко.
Едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер.
Я поздно вышла из дому.
60. Чем осложнено предложение: Вылетев из Африки к берегам отеческой земли, длинным треугольником летели журавли.
обособленным определением;
обособленным дополнением;
обособленным обстоятельством;
вводными словами.
61.Как называется вид речевой деятельности, в котором участвуют два человека?
монолог;
диалог;
разговор;
беседа.
62. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью».
метафора;
эпитеты;
сравнительный оборот;
гипербола.
63. Что такое абзац?
текст без заголовка;
часть текста без начала;
часть текста от одной красной строки до другой;
фрагмент текста.
64.Эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы характерны для стиля
научного;
художественного;
публицистического;
официально-делового.
65. Определите, какой жанр не относится к художественному стилю.
ода;
роман;
репортаж;
рассказ.
66.Укажите, к какому стилю относится текст: «Ветер – это движение воздушных масс над поверхностью Земли. Движение воздуха от Земли называется восходящим потоком, а движение вниз – нисходящим. Ветер – это один из важнейших элементов природы. Его название зависит от стороны света. Например, ветер, дующий с юга на север, называется южным, а с северо-запада на юго-восток – северо-западный ветер».
художественный;
научный;
публицистический;
официально-деловой.
67. Тип речи, который описывает внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды, — это:
описание;
повествование;
рассуждение;
размышление.
68.В каком слове звуков больше чем букв?
ямщик;
вьюн;
сабля;
нога.
69.Слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению
синонимы;
антонимы;
архаизмы;
омонимы.
70.Устаревшие названия существующих предметов
профессионализмы;
диалектизмы;
архаизмы;
неологизмы.
71.Русские люди говорят «Ни пуха ни пера!», когда …
покупают верхнюю одежду на тёплую весну;
желают кому-то удачи, успеха в деле;
жалуются на отсутствие денег;
улетают птицы в тёплые края.
72. Какое слово образовано суффиксальным способом?
вбежать;
отправление;
юннат;
домовладелец.
73. Найдите собирательные существительные
нефть, серебро, глина;
листва, человечество, детвора;
мед, молоко, сахар;
бензин, щавель, мусор;
74. Какое прилагательное не имеет краткой формы?
плохой;
хороший;
снежный;
маленький;
75. Найдите собирательное числительное.
двадцать учеников;
две десятых урожая;
одиннадцать экземпляров;
двое очков;
76. Укажите глагол II спряжения:
стрелять;
постелить;
построить;
делать
77. Определите способ подчинительной связи в словосочетании холодная зима.
согласование;
управление;
примыкание.
присоединение
78. Какое из предложений определённо-личное?
Что там говорят по радио?
Иду по широкому бульвару, сворачиваю в парк.
Искали нужную книгу на этих полках уже третий час.
Потемнело вдруг.
79. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть места:
Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.
Вдруг, там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.
Грей так задумался, что позабыл о хозяине.
Наступила зима, но погода по-осеннему теплая.
80. Укажите, чем осложнено предложение: Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.
обособленным дополнением;
обособленным обстоятельством;
обособленным определением;
уточняющим членом.
81.Назовите признаки текста:
членимость, связность, логичность, актуальность;
связность, выразительность, законченность, цельность;
коммуникативность, связность, актуальность, логичность;
связность, законченность, цельность, членимость.
82.Для какого из стилей речи характерно использование просторечных слов и выражений?
для разговорного;
для публицистического;
для официально-делового;
для научного.
83. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «дрожали от холода березы»?
олицетворение;
гипербола;
сравнение;
эпитет.
84. К какому стилю речи относится данный текст: «Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»
художественный;
научный;
разговорный;
публицистический.
85. Какому стилю речи присуща призывность?
разговорный;
публицистический;
официально-деловой;
научный.
86.Выберите верный ответ, в котором указаны постоянно мягкие согласные звуки?
[й'], [л'], [р'];
[ф'], [ч'], [щ'];
[й'], [ч'], [щ'];
[ж'], [ц'], [щ'].
87.Слова, противоположные по лексическому значению
синонимы;
антонимы;
архаизмы;
омонимы.
88. Слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности
профессионализмы;
диалектизмы;
архаизмы;
неологизмы.
89.Если родители решили очень строго и сурово обходиться с тобой, не делать никаких поблажек. Дополни фразу «Держать … рукавицах».
в пуховых;
в кожаных;
в ежовых;
в больших.
90. Какое слово образовано суффиксальным способом?
наскоро;
открыл;
поодиночке ;
уверенность.
91.Определите род следующих существительных: тюль, рояль, пароль.
мужской;
средний;
женский;
общий.
92. Выберите правильное определение.
Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой;
Текст – это предложения, объединенные общей темой;
Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием;
Текст – это группа абзацев, соединенных одним авторским смыслом.
93. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
научный;
разговорный;
публицистический;
деловой.
94. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения?
снежный;
хороший;
плохой;
маленький;
95. Найдите словосочетание с числительным.
«тройка» за ответ;
третий по списку;
утроить усилия;
трёхэтажный дом;
96. Глаголы изменяются:
по падежам и родам;
временам и числам;
лицам и падежам.
не изменяются.
97. В каком словосочетании неверно указано главное слово?
прелестный цветок;
славно заживете;
кудрявые деревья;
интересная история
98. Укажите неопределённо-личное предложение.
Уже совсем стемнело.
В избе жарко натоплено.
Люблю грозу в начале мая.
В дверь постучались.
99. Необходимо указать сложносочинённое предложение, где есть разделительный союз:
Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.
Еще напор и враг бежит.
Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.
Наступает весна, но еще по ночам сильные морозы.
100. Чем осложнено предложение: Пастух, старик с одним глазом, идет к стаду.
однородными членами;
обособленным дополнением;
вводными словами;