Тестовая технология как форма диагностики качества обучения
Традиционной для нашей школы является идея построения курса русского языка с опорой на речевое, языковое, духовное развитие учащихся. Эта идея с определенными модификациями воспроизводилась и развивалась всеми, кто занимается проблемами преподавания русского языка. Сегодня эта установка не потеряла своей актуальности и отражена в материалах ЕГЭ.
Широкая общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг введения ЕГЭ, не могла не затронуть проблему его влияния на качество образования. Я отмечаю положительное влияние ЕГЭ по русскому языку на процесс преподавания:
Конкретизируется содержание обучения по русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственных образовательных стандартов, то есть стал актуальным компетентностный подход в обучении.
Происходит переход от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной. Такой подход строится на понимании того, что будущее зависит не столько от суммы знаний учащихся, сколько от сформированности универсального способа мышления, практической деятельности.
Результаты тестирования дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения.
Благодаря проведению ЕГЭ актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений. Изучение языка происходит во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней.
Плюс тестирования – облегченная проверка. Оценивается не сочинение в целом, а конкретные навыки и умения.
При подобном подходе в центре процесса обучения оказываются интересы ученика, создаются условия для раскрытия его творческого потенциала, учитывается его личный и читательский и читательский опыт, то есть реализуется личностно-ориентированный подход.
В целом тестирование проверяет глубину и точность понимания содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста. Проверяется комплекс умений, определяющий уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников.