Урок географии на тему «Тихий и атлантический океаны» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 5 January 2016
География 7  класс
Тема урока:Тихий и атлантический океаны

 

 

Цель урока:

развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся в процессе знакомства с новым материалом.

Задачи урока:

сформировать представление об особенностях природы Атлантического океана,обогатить знания обучающихся об истории освоения и хозяйственного использования океана.Формировать умения находить ответы на вопросы при работе с текстом учебника, картами атласов.Развивать интерес к урокам географии,способствовать воспитанию трудолюбия,ответственности.

Оборудование:

физическая карта мира; атласы 7класс; контурные карты; презентация (Приложение2); учебник “География материков и океанов” 7 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка усвоенных знаний.

– Мы продолжаем знакомство с Мировым океаном и его частями.

1. Фронтальная беседа по вопросам:

– Что мы называем Мировым океаном? Что вы о нем знаете? (Мировой океан– это основная часть гидросферы, воды Мирового океана занимают 75%земной поверхности. Океан един. Первыми это доказали европейцы, обогнув земной шар, не пересекая сушу. (Ф.Магеллан 1521-1524 гг.)

·      Из каких частей состоит Мировой океан? (океанов, морей, заливов, проливов)

·      Что такое океан? (часть Мирового океана, отделенная от него огромными частями суши –материками. Каждый океан имеет свои особые черты природы).

·      Кто знает, как произошло слово “океан”? (Название “океан” происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям жителей Древнего Востока, омывала плоский диск суши.По мере накопления географических знаний стало очевидно – материки омывает не река, но название сохранилось).

·      Какие океаны мы уже изучили? (Тихий и Индийский)

·      Что вы знаете о Тихом океане? (самый большой по площади, самый глубокий, самый древний, самый неспокойный и др.)

(У карты:Берингово море, Алеутские острова,Марианский желоб, море Фиджи, Берингов пролив)

·      Каковы особенности природы Индийского океана?

(У карты:Аравийское море, Бенгальский залив,Мадагаскар, Зондский желоб, острова Кергелен)

2. А теперь небольшой графический диктант. (У доски двое обучающихся)

1.    Тихий океан – самый большой океан Земли.

2.    Тихий океан омывает все материки, кроме Африки.

3.    Индийский океан – второй по величине океан Земли.

4.    Самый глубоководный желоб в Индийском океане – Перуанский.

5.    Красное море относится к бассейну Тихого океана.

6.    Самая глубоководная впадина находится на дне Тихого океана.

7.    В Тихом океане есть все природные пояса, кроме северного и южного полярных.

8.    Индийский океан – самый теплый океан Земли.

9.    Индийский океан – самый продуктивный океан Земли.

10.    Тихий океан – один из менее загрязненных океанов Земли.

3. Знакомство с новым материалом.

– Мы продолжаем знакомство с Мировым океаном и сегодня познакомимся со вторым по площади и первым по давности освоения океаном Земли–Атлантическим (записать тему урока). Слайд 1

– Кто подготовил информацию о том, откуда произошло это название? (Сообщение обучающегося.Слайды 2-6

– Мы будем давать характеристику Атлантического океана по плану изучения океанов.Одновременно мы будем выполнять работу в контурных картах и делать необходимые записи в тетрадях.

1. Название, границы, размеры

Слайды 7

На севере по параллели 68°с.ш., южной оконечности о.Гренландия, далее по 61-й параллели до самого побережья Норвегии, продолжается граница между Норвежским морем Северного Ледовитого океана и атлантическим Северным морем.

На юго-западе по 67°з.д., на востоке по 20°в.д., на юге – по 60°ю.ш.S 91,5 млн.км2, объем воды http://festival.1september.ru/articles/604383/Image5516.gif330 млн.км2

2. Особенности ГП

Слайд 8

От других океанов Атлантический океан отличается сильной изрезанностью береговой линии, много рек, впадающих в океан, большая вытянутость с севера на юг. Шельфовая зона узкая.

3. Из истории исследования океана

Стр.89 учебника

4. Берега, моря, острова, их происхождение

Слайд 9

Моря – Балтийское, Северное, Средиземное, Адриатическое, Ионическое, Тирренское, Эгейское, Мраморное, Черное, Азовское, Саргассово, Карибское.

Крупные заливы – Бискайский, Гвинейский, Мексиканский

Основные острова – Британские, Исландия, Ньюфауленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зеленого мыса, Фолклендские (Мальвинские)

5. Особенности рельефа дна

Слайд 10-11

В геологическом отношении самый молодой, образовался около 200 млн.лет назад. По тектонической карте: на каких литосферных плитах расположен?

Средняя глубина 3600 м, наибольшая 8742 м (желоб Пуэрто-Рико). Шельфовая зона небольшая – около 7%.

Почти по меридиану через всю Атлантику протянулся самый длинный СОХ (http://festival.1september.ru/articles/604383/Image5516.gif17 тыс.км, ширина http://festival.1september.ru/articles/604383/Image5516.gif1 тыс км), в северной части он выходит на поверхность – это остров Исландия.

По тектонической карте: почему образовался СОХ?

6. Свойства воды, течения

Слайд 12-14

Средняя t воды +16,5°С (в северной части +5°, на экваторе +25°, на юге 0-1°) по рис. 23 стр. 48 учебника

Средняя соленость 34,8‰, течения в основном меридиональные (почему?) Течения по карте рис.25 стр.51 учебника.

7. Особенности природы

Слайды 15-21

Самые высокие приливы в заливе Фанди (до 18 м), айсберги до широты 40°с.ш.,

Природные пояса по рис.33 стр.68 учебника более бедный по сравнению с Тихим океаном видовой состав растений и животных.Уникальное море без берегов – Саргассово.

Стр.92 учебника

8. Хозяйственное значение

Слайды 22-32

1. Рыболовство

2. Добыча п/и

3. Опреснение воды

4. Транспортное значение

5. Рекреационное значение

9. Экологические проблемы и пути их решения

Слайды 33-37

По карте атласа стр. 34 (2/5 мирового улова)

Нефть: Северное море (1/4 ч мировой добычи), Мексиканский залив, Средиземное море, Гвинейский залив.

Каменный уголь: Великобритания, Канада, Мексиканский залив.

Приливные ЭС

Центральная Америка, С-З Африка, Суэцкий канал

Рис.47 стр.93 учебника

На благодатных берегах Атлантики раскинулись морские курорты, ежегодно привлекающие сотни тысяч туристов. Таков, например остров Тенерифе (Канары) или Рио-де-Жанейро с его живописными карстовыми останцами, побережье Средиземного моря.

По карте атласа. Каковы пути загрязнения океана?

Пути решения проблемы загрязнения (самостоятельно по §19 дома)

4. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Почему в Атлантическом океане нет глубоководных желобов?

– Почему северную Атлантику называют “кухней погоды Европы”?

 

Комментарии
Комментариев пока нет.