Урок географии на тему «Тихий и атлантический океаны» (7 класс)
Цель урока:
развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся в процессе знакомства с новым материалом.
Задачи урока:
сформировать представление об особенностях природы Атлантического океана,обогатить знания обучающихся об истории освоения и хозяйственного использования океана.Формировать умения находить ответы на вопросы при работе с текстом учебника, картами атласов.Развивать интерес к урокам географии,способствовать воспитанию трудолюбия,ответственности.
Оборудование:
физическая карта мира; атласы 7класс; контурные карты; презентация (Приложение2); учебник “География материков и океанов” 7 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка усвоенных знаний.
– Мы продолжаем знакомство с Мировым океаном и его частями.
1. Фронтальная беседа по вопросам:
– Что мы называем Мировым океаном? Что вы о нем знаете? (Мировой океан– это основная часть гидросферы, воды Мирового океана занимают 75%земной поверхности. Океан един. Первыми это доказали европейцы, обогнув земной шар, не пересекая сушу. (Ф.Магеллан 1521-1524 гг.)
· Из каких частей состоит Мировой океан? (океанов, морей, заливов, проливов)
· Что такое океан? (часть Мирового океана, отделенная от него огромными частями суши –материками. Каждый океан имеет свои особые черты природы).
· Кто знает, как произошло слово “океан”? (Название “океан” происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям жителей Древнего Востока, омывала плоский диск суши.По мере накопления географических знаний стало очевидно – материки омывает не река, но название сохранилось).
· Какие океаны мы уже изучили? (Тихий и Индийский)
· Что вы знаете о Тихом океане? (самый большой по площади, самый глубокий, самый древний, самый неспокойный и др.)
(У карты:Берингово море, Алеутские острова,Марианский желоб, море Фиджи, Берингов пролив)
· Каковы особенности природы Индийского океана?
(У карты:Аравийское море, Бенгальский залив,Мадагаскар, Зондский желоб, острова Кергелен)
2. А теперь небольшой графический диктант. (У доски двое обучающихся)
1. Тихий океан – самый большой океан Земли.
2. Тихий океан омывает все материки, кроме Африки.
3. Индийский океан – второй по величине океан Земли.
4. Самый глубоководный желоб в Индийском океане – Перуанский.
5. Красное море относится к бассейну Тихого океана.
6. Самая глубоководная впадина находится на дне Тихого океана.
7. В Тихом океане есть все природные пояса, кроме северного и южного полярных.
8. Индийский океан – самый теплый океан Земли.
9. Индийский океан – самый продуктивный океан Земли.
10. Тихий океан – один из менее загрязненных океанов Земли.
3. Знакомство с новым материалом.
– Мы продолжаем знакомство с Мировым океаном и сегодня познакомимся со вторым по площади и первым по давности освоения океаном Земли–Атлантическим (записать тему урока). Слайд 1
– Кто подготовил информацию о том, откуда произошло это название? (Сообщение обучающегося.Слайды 2-6
– Мы будем давать характеристику Атлантического океана по плану изучения океанов.Одновременно мы будем выполнять работу в контурных картах и делать необходимые записи в тетрадях.
1. Название, границы, размеры Слайды 7 |
На севере по параллели 68°с.ш., южной оконечности о.Гренландия, далее по 61-й параллели до самого побережья Норвегии, продолжается граница между Норвежским морем Северного Ледовитого океана и атлантическим Северным морем. На юго-западе по 67°з.д., на востоке по 20°в.д., на юге – по 60°ю.ш.S 91,5 млн.км2, объем воды 330 млн.км2 |
2. Особенности ГП Слайд 8 |
От других океанов Атлантический океан отличается сильной изрезанностью береговой линии, много рек, впадающих в океан, большая вытянутость с севера на юг. Шельфовая зона узкая. |
3. Из истории исследования океана |
Стр.89 учебника |
4. Берега, моря, острова, их происхождение Слайд 9 |
Моря – Балтийское, Северное, Средиземное, Адриатическое, Ионическое, Тирренское, Эгейское, Мраморное, Черное, Азовское, Саргассово, Карибское. Крупные заливы – Бискайский, Гвинейский, Мексиканский Основные острова – Британские, Исландия, Ньюфауленд, Большие и Малые Антильские, Канарские, Зеленого мыса, Фолклендские (Мальвинские) |
5. Особенности рельефа дна Слайд 10-11 |
В геологическом отношении самый молодой, образовался около 200 млн.лет назад. По тектонической карте: на каких литосферных плитах расположен? Средняя глубина 3600 м, наибольшая 8742 м (желоб Пуэрто-Рико). Шельфовая зона небольшая – около 7%. Почти по меридиану через всю Атлантику протянулся самый длинный СОХ (17 тыс.км, ширина 1 тыс км), в северной части он выходит на поверхность – это остров Исландия. По тектонической карте: почему образовался СОХ? |
6. Свойства воды, течения Слайд 12-14 |
Средняя t воды +16,5°С (в северной части +5°, на экваторе +25°, на юге 0-1°) по рис. 23 стр. 48 учебника Средняя соленость 34,8‰, течения в основном меридиональные (почему?) Течения по карте рис.25 стр.51 учебника. |
7. Особенности природы Слайды 15-21 |
Самые высокие приливы в заливе Фанди (до 18 м), айсберги до широты 40°с.ш., Природные пояса по рис.33 стр.68 учебника более бедный по сравнению с Тихим океаном видовой состав растений и животных.Уникальное море без берегов – Саргассово. Стр.92 учебника |
8. Хозяйственное значение Слайды 22-32 1. Рыболовство 2. Добыча п/и 3. Опреснение воды 4. Транспортное значение 5. Рекреационное значение 9. Экологические проблемы и пути их решения Слайды 33-37 |
По карте атласа стр. 34 (2/5 мирового улова) Нефть: Северное море (1/4 ч мировой добычи), Мексиканский залив, Средиземное море, Гвинейский залив. Каменный уголь: Великобритания, Канада, Мексиканский залив. Приливные ЭС Центральная Америка, С-З Африка, Суэцкий канал Рис.47 стр.93 учебника На благодатных берегах Атлантики раскинулись морские курорты, ежегодно привлекающие сотни тысяч туристов. Таков, например остров Тенерифе (Канары) или Рио-де-Жанейро с его живописными карстовыми останцами, побережье Средиземного моря. По карте атласа. Каковы пути загрязнения океана? Пути решения проблемы загрязнения (самостоятельно по §19 дома) |
4. Итог урока.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Почему в Атлантическом океане нет глубоководных желобов?
– Почему северную Атлантику называют “кухней погоды Европы”?