Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 7 классе «Тип "Моллюски"»
Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 7 классе.
Тема урока: Тип Моллюски.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель (для учителя): сформировать представление обучающихся об особенностях представителей Типа Моллюски
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения моллюсков
- значение моллюсков в природе
Учащиеся должны уметь:
-использовать биологические термины: мантия, мантийная полость, перламутр, жабры
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
-давать определения понятиям
-работать с источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую
-находить информацию о моллюсках и использовать ее для характеристики
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала
- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения оценивать действия партнёра
Личностные УУД:
-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
-формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Моллюски, целом, раковина, мантия, мантийная полость, перламутр, нога, околосердечная сумка
Оборудование урока:
-компьютерная презентация
-компьютер
-проектор
-раздаточный материал (индивидуальные карточки)
- индивидуальные карты «Plickers»
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методические приемы | Прогнозируемый результат | |||||||||||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||||||||||||||||||
Этап мотивации, самоопределения к учебной деятельности. | Приветствует учащихся.Проводит опрос по готовности домашнего задания. | Приветствуют учителя, включаются в работу. Отвечают на вопросы учителя, выставляют себе предварительную оценку. | | -саморегуляция - самоконтроль -оценка (осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) | - сотрудничество с учителем | «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть) | Учащиеся готовы к работе. Осознают качество и уровень усвоения ранее изученного материала. | |||||||||||||||
- Здравствуйте! (рассажены в группах) Перед вами на столах лежат листы самооценки Лист самооценки Фамилия, имя_______________________________________________________________________ Класс______________________________________________________________________________
Запишите на них свои имя и фамилию, сегодня в течение урока мы неоднократно будем обращаться к этим листам. Сейчас я буду читать утверждения, если к вам утверждение относится – встаньте, если нет – продолжайте сидеть на месте: 1.Я справился с домашним заданием. 2.Домашнее задание было трудным. 4.Я в хорошем настроении. 5.Я готов к уроку. В листах самооценки поставьте себе предварительную оценку, на сколько, по вашему мнению, вы знаете изученный материал. (выставляют оценки) | ||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний. | Раздает карточки заданиями, дает задание учащимся. | Принимают карточки, выполняют задания. Обмениваются карточками для взаимопроверки | Логические: - синтез как составление целого из частей - построение логической цепи рассуждений | - контроль - коррекция -оценка | - учебное сотрудничество со сверстниками | | Учащиеся знают признаки и существенные особенности представителей типа Плоские черви. Учащиеся распределены на рабочие группы. | |||||||||||||||
А сейчас проверим, как вы справились с домашним заданием. Для этого возьмите карточку. Прочитайте задание. Вам необходимо установить соответствие между термином и его определением (Приложение 1). А теперь передайте свой листок соседу по часовой стрелке. Проверяем и выставляем баллы. В листе самооценки оцените свою работу на данном этапе урока. | ||||||||||||||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения. | Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса через анализ легенды | Читают легенду, формулируют тему урока. Формулируют проблемный вопрос и задачи урока. | Общеучебные: -формулирование познавательной цели Логические: -анализ с целью выделения существенных признаков -выбор оснований для сравнения | -целеполагание -планирование | -сотрудничество с учителем -развитие диалогической речи | Поисковая беседа. | Сформулирована тема и задачи урока. Учащиеся осознают, в чем состоит недостаточность их знаний. | |||||||||||||||
Мы с вами уже говорили о том, что черви – это удивительные и уникальные многоклеточные живые организмы. Но существуют организмы, которые имеют более удивительное строение, но при этом имеющие с червями общее происхождение Про них существует большое количество народных мифов и легенд. Давайте вспомним, что такое легенда? Легенда – это основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т. п. А сейчас внимательно послушайте две небольшие легенды, в которых вам нужно будет определить, что тут является вымыслом, а что фактами. Согласно славянским легендам, когда начинается гроза и сверкает молния, испуганный моллюск – жемчужница старается захлопнуть створки раковины, но не успевает. И из отражения молнии, запечатленной в глазах моллюска-жемчужницы зарождается жемчуг. А в Карелии жила такая легенда: «В жабрах рыбы семги зарождается жемчужная искра, и, возвращаясь через три года из моря на место своего рождения, семга в солнечный день опускает эту искру в раскрывшуюся раковину. От этой искры и родится лучший жемчуг». На листочках подчеркните зеленым карандашом факт (правда), а красным (вымысел). А теперь озвучьте, как вы считаете, что здесь может быть правдой, а что вымыслом. Действительно, жемчуг образуется в раковинах моллюска – жемчужницы. В легенде представлено 2 варианта образования жемчуга. Согласны ли вы с какой-либо из легенд? Почему? Можете ли вы себе ответить на вопрос «Как образуется жемчуг»? О какой группе живых организмов идет речь в двух легендах? (Тема: «Тип моллюски».) Какова цель урока? Что нам нужно будет узнать о моллюсках? Познакомиться с общей характеристикой и внутренним строением моллюсков | ||||||||||||||||||||||
Этап реализации выхода из затруднения | Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей «до и после», работу с текстом. Организует работу в группах с дополнительными вопросами. | Заполняют колонку «до прочтения» в таблице. Работают с текстом. Заполняют колонку «после». Работают в группах, отвечают на дополнительные вопросы. | Общеучебные: -поиск и выделение информации Логические: -установление причинно-следственных связей -построение логической цепи рассуждений | - прогнозирова- ние - контроль -коррекция - оценка | - инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации -оценка умения партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | «эй ар гайд» (до и после), «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть), фронтальная беседа | Освоено новое знание. | |||||||||||||||
Возьмите в руки листы с таблицей (Приложение 2). Поработайте над заданием самостоятельно. В столбце «До» поставьте «+», если согласны с утверждением, «-», если не согласны. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания, убеждения. Используя текст параграфа 19, заполняем колонку «После». Изменилось ли ваше мнение? Встаньте те, кто узнал что-то новое. Есть желающие поделиться своим мнением? А теперь вернемся к цели нашего урока. Смогли ли мы достичь цели? Оцените свою работу на данном этапе урока. | ||||||||||||||||||||||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Организует работу групп по составлению предложений на закрепление. Организует самооценку. | Работают в группе, записывают любые слова по изученной теме на листах, по очереди составляют и проговаривают предложения из слов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали. | Общеучебные: -моделирование Действия решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | -оценка | -взаимодействие со сверстниками -управление поведением партнера, его умением с полнотой и точностью выражать свои мысли -развитие монологической речи | Plickers | Учащиеся умеют правильно и точно применять изученные понятия. | |||||||||||||||
Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал. Возьмите в руки каждый свою карточку с индивидуальным кодом. Напоминаю правила работы: Карточка имеет 4 стороны. Каждой стороне соответствует буква. На экране будут представлены вопросы с 4 вариантами ответа. Выбрав правильный ответ, поворачиваем карточку таким образом, чтобы буква правильного ответа находилась сверху. Результаты вашей работы представлены на экране. Обратите внимание на вопросы, над которыми нам необходимо еще поработать. Оцените свою работу на данном этапе. | ||||||||||||||||||||||
Этап самостоятельной работы | Организует работу учащихся с составлением предложений из слов | Работают в группе. Составляют предложения | Логические: -синтез как составление целого из частей | -контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | -сотрудничество со сверстниками | Tic tac toe | Учащиеся умеют выполнять типовые задания по изученному материалу | |||||||||||||||
У вас на столе расположены карточки. На них необходимо от каждой группы написать 9 слов по теме. Перемешайте их и составьте из 9 карточек из числа написанных поле 3x3. Предложения должен составить каждый член группы, проговариваем вслух для всей группы. При наличии времени зачитываем вслух (от группы). Оцените свою работу на данном этапе в листе самооценки. Поставьте себе общую оценку за работу на уроке, сложите листы самооценки на середину стола в стопку. | ||||||||||||||||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели. Подводит итоги урока. | Оценивают собственную работу на уроке. Обдумывают и озвучивают мнение о собственной работе, деятельности партнеров по группе, делают вывод по итогам урока. | | -соотнесение целей и результатов своей учебной деятельности -самооценка | -оценка действий партнера | | Учащиеся адекватно оценивают собственные знания, умения, навыки. Осмыслены затруднения. Учащиеся осознают собственный вклад и вклад партнеров по команде в общее дело. Подведены итоги урока. | |||||||||||||||
Обозначьте жестами данные утверждения: Знаю, что тело многих моллюсков состоит из головы, туловища и ноги; Знаю, что туловище моллюсков окружено мантией; Знаю, что моллюски имеют печень, жабры, почки и сердце; Знаю представителей и особенности строения моллюсков класса Брюхоногие Пока мы ничего не знаем о представителях класса Брюхоногие, но с ними мы познакомимся на следующем уроке. | ||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Выдает д/з. | Записывают д/з в дневник. | | -волевая саморегуляция | | | | |||||||||||||||
Д/з: составить по 3 дополнительных вопроса по теме урока. Прорешать задания по теме «Моллюски» на онлайн-ресурсе LearningApps |
Приложение 1
Домашнее задание по теме «Плоские черви»
Фамилия, имя __________________________________________________________
Установите соответствие между термином и его определением:
А. Кутикула | 1. Животное, в теле которого происходит половое развитие паразита |
Б. Промежуточный хозяин | 2. Личиночная стадия цепня |
В. Окончательный хозяин | 3. Рыхлая соединительная ткань |
Г. Финна | 4. Организм, имеющий женские и мужские половые признаки |
Д. Паренхима | 5. Животное, в теле которого не происходит полового размножения паразита |
Е. Гермафродит | 6. Многослойная плотная оболочка, защищающая тело паразита |
Приложение 2
До | Утверждения | После |
| Тело моллюсков не поделено на сегменты | |
| Все моллюски имеют раковину | |
| Все моллюски двусторонне – симметричные животные | |
| Тело моллюсков состоит из туловища, головы и ноги | |
| У двустворчатых моллюсков отсутствует голова | |
| Туловище моллюсков окружено кожной складкой – мантией | |
| В пищеварительной системе имеется печень | |
| Моллюски не имеют органов дыхания | |
| Кровеносная система моллюсков незамкнутая | |
| Моллюски очищают воду и повреждают водные сооружения | |
| Снаружи раковина моллюсков покрыта перламутром | |
Используемые ЦОР
Презентация «Тип Моллюски» | |
https://learningapps.org/3745163 | Для домашней работы |
https://learningapps.org/3745148 | Для домашней работы |
https://learningapps.org/4878992 | Для домашней работы |