Урок русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение изученного в 4 классе»

2
1
Материал опубликован 29 October 2022 в группе


Разработал: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы

Технологическая карта урока русского языка Местоимение 5 класс


Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: повторить части речи, вспомнить грамматические категории местоимения как части речи

Задачи урока:

Образовательные:

развить умение формулировать определение понятий;

отработать способ действия при определении частей речи, определении морфологических признаков местоимения;

формировать умение использовать местоимения в речи;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения работы в парах.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;






Ход урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД.

Организационный момент

Включение в деловой ритм

Приветственное слово учителя:

Я рад видеть каждого из вас,

И пусть осень прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс друг дуга любит,

Чувствует и слышит.


- В своем обращении к вам, я выделил интонацией несколько слов. Назовите их. К какой части речи их можно отнести?


Тема урока: «Местоимения» - запишите в тетрадь тему


Приветствие учащихся.


Называют слова: каждого, из вас, нам, наш

слова являются местоимениями


Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.


Актуализация

знаний




3. Постановка учебной цели.


Проверка д/з. Вызвало ли выполнение д/з затруднения? Если да, то какие?


-Прослушайте текст. Ответьте на вопросы.

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.


- О ком говорится в тексте?

- Почему у вас не было однозначного ответа? (в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а есть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает)

- Слова какой части речи используются в тексте?

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?

Повторить…(местоимение)

Научиться…(использовать местоимения в речи)

Комментируют ответы учащихся





Слушают текст, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока






Формулируют цель урока



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.






Первичное закрепление знаний.











)


1.Беседа.

- Что такое местоимение? (часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает)

Чем они отличаются от имен существительных и прилага­тельных? (не называют предмет, признак предмета, а лишь замещают его)

Что общего у местоимений с этими частями речи? (сущ-изменяются по падежам, в предложении подлежащее, сказуемое; прилаг-род, число, склоняется как прилагательное, подлежащее, дополнение)

Как изменяются местоимения? (по лицам, числам, родам, падежам)


2.Работа в парах. Задание. Найдите известные вам местоимения в стихотворе­нии Р. Киплинга в переводе С.Я. Маршака, определите их мор­фологические признаки.

Есть у меня шестерка слуг. Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

-Все знаю я от них.

Они по знаку моему Являются в нужде.

Зовут их; Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

(Примерный ответ.

У меня — начальная форма, местоимение 1-го лица, в ед. ч., в Р. п.;

я — в И. п., 1 лицо;

от них - начальная форма они, местоимение 3-го липа, во мн.ч., в Р. п.;

они — местоимение 3-го лица, в ед. ч., в И. п.;

их— местоимение 3-го лица, во мн. ч., в Р. п.)

Отвечают на вопросы















Работают в парах, выбирают местоимения, определяют их признаки















Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ )

Закрепление изученного материала







1.Вопросы-шутки.

Какое местоимение спрятано в алфавите? (Я.)

Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми?
(Вы, мы, ты.)

Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (Я, мы.)

- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно)

2. Словарный диктант (устно)

Задание. Определите начальную форму и падеж местоимений

У вас – вы

За тобой – ты

У каждого – каждый

За собой - сам

3. Назовите местоимения, которые входят в название фильмов, произведений и т.д.

4. Игра «Корректор». Работа в парах (карточки). Исправьте ошибки: в предложениях наблюдается неоправданное употребление одного и того же слова, или тавтология. Запишите в исправленном виде

1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.

5. Игра «Четвертый лишний» (у доски 3 ученика)

А) ОН, ОНА, ОНО, Я (Я-1-е лицо, остальн-3лицо)

Б) Я, ТЫ, ОНИ, ОН (ОНИ-мн.ч, остальн-ед.ч)

В) МЫ, ОН, НО, ВЫ (НО союз)

Г) ТЫ, К, ОТ, ЗА (ТЫ-местоим, остальн. предлоги)

Д) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ (МНЕ местоим, остальн гл)

Е) ТЕБЕ, ОНА, ВЫ, НА (НА предлог)

6. Измените местоимения по вопросам: (карточки)

Кто? Я Мы

У кого? У меня У нас

К кому? Ко мне К нам

На кого? На меня На нас

С кем? Со мной С нами

О ком? Обо мне О нас


- По каким вопросам вы изменяли местоимения (по падежным)

- как нужно писать местоимения с предлогами (раздельно)

- почему? (предлог - это слово)

Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы – у новой школы

- а между предлогом и местоимением что можно вставить? (вопрос)


Задание. Исправьте ошибки

ИХНИЙ

ЕВОНЫЙ

ЕВОШНЫЙ

около его

Отвечают на вопросы






Записывают словарный диктант



Комментируют выполнение упражнения



Исправляют речевые ошибки

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.




Подведение итогов работы.

-Что нового узнали на уроке?

- Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

- Какого лица бывают местоимения?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок



Отвечают на вопросы.





УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


Просклонять местоимение себя, написать небольшое сочинение с использованием местоимений


Запись учащимися задания в дневники.




































Материалы к уроку


1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.


1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.

2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.



ОН, ОНА, ОНО, Я

Я, ТЫ, ОНИ, ОН


МЫ, ОН, НО, ВЫ

ТЫ, К, ОТ, ЗА


МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ

ТЕБЕ, ОНА, ВЫ, НА





Измените местоимения по вопросам


ФИ______________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?







Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?







Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?













Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?







Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?







Измените местоимения по вопросам


ФИ_____________________________________


Кто?

Я

Мы


У кого?



К кому?



На кого?



С кем?



О ком?















t1667042145aa.png





t1667042145ab.png

















t1667042145ab.pngt1667042145aa.png

9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок! Поразило многообразие заданий, вопросы-шутки.

2 November 2022

Похожие публикации