Урок русского языка в 5 классе «Повторение и обобщение изученного в 4 классе»
Разработал: Шабельский Дмитрий Валентинович, учитель русского языка и литературы
Технологическая карта урока русского языка Местоимение 5 класс
Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: повторить части речи, вспомнить грамматические категории местоимения как части речи
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
отработать способ действия при определении частей речи, определении морфологических признаков местоимения;
формировать умение использовать местоимения в речи;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД. |
Организационный момент | Включение в деловой ритм Приветственное слово учителя: Я рад видеть каждого из вас, И пусть осень прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс друг дуга любит, Чувствует и слышит. - В своем обращении к вам, я выделил интонацией несколько слов. Назовите их. К какой части речи их можно отнести? Тема урока: «Местоимения» - запишите в тетрадь тему | Приветствие учащихся. Называют слова: каждого, из вас, нам, наш слова являются местоимениями | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | Проверка д/з. Вызвало ли выполнение д/з затруднения? Если да, то какие? -Прослушайте текст. Ответьте на вопросы. Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина. - О ком говорится в тексте? - Почему у вас не было однозначного ответа? (в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а есть местоимение, которое не называет предмет, а только на него указывает) - Слова какой части речи используются в тексте? - Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Повторить…(местоимение) Научиться…(использовать местоимения в речи) | Комментируют ответы учащихся Слушают текст, отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися числа, темы урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний.
) | 1.Беседа. - Что такое местоимение? (часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает) Чем они отличаются от имен существительных и прилагательных? (не называют предмет, признак предмета, а лишь замещают его) Что общего у местоимений с этими частями речи? (сущ-изменяются по падежам, в предложении подлежащее, сказуемое; прилаг-род, число, склоняется как прилагательное, подлежащее, дополнение) Как изменяются местоимения? (по лицам, числам, родам, падежам) 2.Работа в парах. Задание. Найдите известные вам местоимения в стихотворении Р. Киплинга в переводе С.Я. Маршака, определите их морфологические признаки. Есть у меня шестерка слуг. Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, -Все знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их; Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Примерный ответ. У меня — начальная форма, местоимение 1-го лица, в ед. ч., в Р. п.; я — в И. п., 1 лицо; от них - начальная форма они, местоимение 3-го липа, во мн.ч., в Р. п.; они — местоимение 3-го лица, в ед. ч., в И. п.; их— местоимение 3-го лица, во мн. ч., в Р. п.) | Отвечают на вопросы Работают в парах, выбирают местоимения, определяют их признаки | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ) |
Закрепление изученного материала | 1.Вопросы-шутки. Какое местоимение спрятано в алфавите? (Я.) Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (Я, мы.) - Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно) 2. Словарный диктант (устно) Задание. Определите начальную форму и падеж местоимений У вас – вы За тобой – ты У каждого – каждый За собой - сам 3. Назовите местоимения, которые входят в название фильмов, произведений и т.д. 4. Игра «Корректор». Работа в парах (карточки). Исправьте ошибки: в предложениях наблюдается неоправданное употребление одного и того же слова, или тавтология. Запишите в исправленном виде 1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки. 5. Игра «Четвертый лишний» (у доски 3 ученика) А) ОН, ОНА, ОНО, Я (Я-1-е лицо, остальн-3лицо) Б) Я, ТЫ, ОНИ, ОН (ОНИ-мн.ч, остальн-ед.ч) В) МЫ, ОН, НО, ВЫ (НО союз) Г) ТЫ, К, ОТ, ЗА (ТЫ-местоим, остальн. предлоги) Д) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ (МНЕ местоим, остальн гл) Е) ТЕБЕ, ОНА, ВЫ, НА (НА предлог) 6. Измените местоимения по вопросам: (карточки) Кто? Я Мы У кого? У меня У нас К кому? Ко мне К нам На кого? На меня На нас С кем? Со мной С нами О ком? Обо мне О нас - По каким вопросам вы изменяли местоимения (по падежным) - как нужно писать местоимения с предлогами (раздельно) - почему? (предлог - это слово) Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы – у новой школы - а между предлогом и местоимением что можно вставить? (вопрос) Задание. Исправьте ошибки ИХНИЙ ЕВОНЫЙ ЕВОШНЫЙ около его | Отвечают на вопросы Записывают словарный диктант Комментируют выполнение упражнения Исправляют речевые ошибки | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. | Подведение итогов работы. -Что нового узнали на уроке? - Назовите местоимения, о которых говорили на уроке? - Какого лица бывают местоимения? - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Отвечают на вопросы. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. | Просклонять местоимение себя, написать небольшое сочинение с использованием местоимений | Запись учащимися задания в дневники. | |
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.
2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
ОН, ОНА, ОНО, Я
Я, ТЫ, ОНИ, ОН
МЫ, ОН, НО, ВЫ
ТЫ, К, ОТ, ЗА
МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ
ТЕБЕ, ОНА, ВЫ, НА
Измените местоимения по вопросам ФИ______________________________________ | ||
Кто? | Я | Мы |
У кого? | | |
К кому? | | |
На кого? | | |
С кем? | | |
О ком? | | |
| | |
Измените местоимения по вопросам ФИ_____________________________________ | ||
Кто? | Я | Мы |
У кого? | | |
К кому? | | |
На кого? | | |
С кем? | | |
О ком? | | |
| | |
Измените местоимения по вопросам ФИ_____________________________________ | ||
Кто? | Я | Мы |
У кого? | | |
К кому? | | |
На кого? | | |
С кем? | | |
О ком? | | |
| | |
Измените местоимения по вопросам ФИ_____________________________________ | ||
Кто? | Я | Мы |
У кого? | | |
К кому? | | |
На кого? | | |
С кем? | | |
О ком? | | |
| | |
Измените местоимения по вопросам ФИ_____________________________________ | ||
Кто? | Я | Мы |
У кого? | | |
К кому? | | |
На кого? | | |
С кем? | | |
О ком? | | |
| | |
Измените местоимения по вопросам ФИ_____________________________________ | ||
Кто? | Я | Мы |
У кого? | | |
К кому? | | |
На кого? | | |
С кем? | | |
О ком? | | |
| | |
9
Селиванова Галина Геннадьевна