ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОДУКТИВНОМУ.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОДУКТИВНОМУ.
(Слайд1) Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология — на науке.
С искусства все начинается, технологией — заканчивается,
чтобы затем все началось сначала.
В. П. Беспалько
( Слайд 2 ) Школа – это Вселенная, в центре которой постоянно пересекаясь и сталкиваясь движутся три Солнца: учителя, ученики и …. их родители. Вот так видят образовательный процесс родители « Урок химии», вот так воспринимают нас на уроке дети «Проделкин в школе», а мы стремимся сделать процесс обучения интересным и полезным. ( Слайд 3 ).
Мы используем в своей практике различные методы и формы обучения: пассивные, активные . интерактивные, пытаясь решить одну из главных проблем современной школы- научить детей учиться самостоятельно. В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой ситуации, а это, к сожалению, у наших учащихся получается очень слабо.
( « Вовка в тридевятом царстве»)
В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. ( Слайд 4 )
Ведь интеллект будущего – это наши дети, и мы в ответе за то, какими они будут.
( Слайд 5 )Выпускник школы должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, определять приоритеты, планировать пути решения и результаты, нести персональную ответственность. ( Слайд 6 )
Не секрет, що двигательной силой процесса обучения является интерес учащихся к предмету. Повысить познавательный интерес к изучаемому предмету, эфективность его изучения школьниками можно только тогда, когда детям интересно на уроке, когда они осознают необходимость полученных знаний, ведь общепризнано, что личность, которая заинтересована, хочет изучить материал, усваивает его намного лучше, чем та, которая не заинтересована в содержании того, что изучает. ( « В стране невыученных уроков»)
( Слайд 7) И в этом как нельзя лучше поможет применения на уроках метода проектов. Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов. Реализация метода проектов, как и исследовательского метода, на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. На первый план выходит деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.
Для того, чтобы реализовать проект на уроке и во внеурочной деятельности, необходимо знать, какой тип проекта вы выбираете и каковы структурные элементы проекта. Чаще всего выделяют 3 элемента проекта: подготовительный, основной, заключительный.
1 этап – подготовительный.
1. Инициирование идеи проекта.
2. Обсуждение идей проекта в коллективе.
2 этап – основной.
1. Планирование работы
2. Практическая деятельность по выполнению проекта.
3. Консультации и координация работы в группах преподавателем.
3 этап – заключительный.
1. Презентация работ.
2. Оценка представленных проектов, определение лучших работ.
3. Организация выставки лучших работ.
( Слайд 8) Основные требования к проекту:
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
( Слайд 9) Итак , проект – это 5П: проблема, проектирование(оно же планирование), поиск информации, продукт, презентация.( Слайд 10)
Процесс работы над проектом стимулирует школьников к деятельности, к активности, развивает интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность, коммуникативность. (Слайд 11)
Существуют различные типологии проектов ( Слайд 12)
по количеству учащихся:
•индивидуальные;
•парные;
•групповые. ( Слайд 13)
По ведущей деятельности:
•исследовательско- поисковые;
•ознакомительно- информационные;
• игровые ( ролевые);
•творческие;
•прикладные.
По срокам выполнения:
Краткосрочные( 1-2 урока)
Среднесрочные ( неделя)
Долгосрочные ( Слайд 14)
Не спешите говорить, что это сложно, это тяжело и ново. Вы уже занимаетесь проектной деятельностью.
Игровые (ролевые) проекты
Участники примеряют на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта . Степень творчества учащихся велика, но доминирующим видом деятельности остается ИГРА
Результат игрового проекта — это:
• реклама книжки;
• литературно-театральные спектакли;
• обыгрывание различных сюжетных ситуаций, в которых оказываются герои;
• литературные игры (кроссворды, чайнворды, лабиринты, ребусы и т.д.);
• игровая имитация социальных и деловых отношений ( Слайд 15)
Творческие проекты
Такие проекты не имеют четкой структуры совместной деятельности участников, она вырисовывается в зависимости от жанра окончательного результата и его представления. главное задание такого проекта- научить школьников грамотно, логично, творчески излагать свои мысли, используя средства художественной образности. ( Слайд 16)
Результат творческого проекта —это создание и презентация
• видеофильма;
• фотопроекта;
• сценария ;
• рукописных сборников различной тематики
• коллективного коллажа;
• иллюстративного материала;
• альманаха;
• макета журнала, газеты, альбома и т.д. ( Слайд 17)
Прикладные проекты
Имеют определенную структуру взаимодействия участников, каждый из которых выполняет определенную функцию. Проект имеет четко определенный результат, который ориентирован на социальные интересы учащихся.
Результаты прикладных проектов – это создание :
• программы;
• словарей разных видов: топонимических, имен собственных, диалектизмов, неологизмов на материале художественных произведений или определенной местности;
• хроники жизни класса;
• законов класса (школы);
• инструкции и т.д .
(Слайд 18) В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность:
формируют и развивают обучающую ситуацию;
пробуют себя в различных видах деятельности ;
определяют свои предпочтения и интересы;
обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя;
сознательно выбирают и применяют различные методы обучения;
принимают на себя ответственность за результаты своей работы.
(Слайд 19) В ходе работы над проектом необходимо показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Очень поможет проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для учащегося, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые появятся при создании проекта.
( Слайд 20) Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Слайд 21 Вам предлагается отрывок урок – защита проектов в 11 классе. Темой исследовательской работы была « Стилистически маркированная лексика: арго, жаргон, сленг, экзотизмы, варваризмы, пуризмы» Учащиеся были объединены в три группы ( по их желанию): первая группа занималась глубоким теоретическим исследованием темы, 2- проводила социологический опрос средыи учителей, учащихся и родителей об употреблении сленговых слов в речи, 3- группа работала над практическим применений полученных знаний. ;- группа работала над созданием презентаций к выступлениям каждой группы. Что у нас получилось, вы можете сейчас посмотреть.( Отрывок урока)
( Слайд 22) Не нужно быть великим, чтобы начать. Но нужно начать, чтобы стать великим. И надеюсь, что скоро наши ученики порадуют нас своими успехами (« Проделкин в школе»)
Горбачёва Марина Юрьевна