Статья «Тренды современного образования. Развитие Soft skills как гарантия жизненного успеха»
Тренды современного образования
PDF / 9.54 Мб
/data/files/a1655362960.pdf (Тренды современного образования)Тренды современного образования.
Развитие Soft skills, как гарантия жизненного успеха.
Автор- составитель
педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ
Карповская Ю.А.
1-слайд:
Сегодня, чтобы успешно достигать целей, грамотно использовать навыки, знания и способности в профессиональной деятельности, а также быть достойным конкурентом на рынке труда, современному человеку необходимо успевать за всеми изменениями и постоянно развивать себя. Данная тенденция получила отражение во многих сферах деятельности, что привело к изменению всех уровней образования, включая и дополнительное.
Система дополнительного образования сегодня рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих людей, обладающих важнейшими компетенциями.
2-слайд:
Одним из самых необходимых качеств в ближайшие годы станет адаптивность, так как умение учиться и приспосабливаться к новым условия и задачам становятся важнее многих «устаревших» навыков. Сегодня быть просто «умненьким» уже недостаточно.
3-слайд:
Важны «навыки трудоустройства», которые с одной стороны кажутся нам элементарными: приходить во время на работу, говорить четко и вежливо, конструктивно реагировать на критику, обладать узконаправленными навыками, которые называют «твердыми», но следует знать, что успешного карьерного роста достигают только те, кто обладает ко всему перечисленному и развитыми «мягкими навыками» - soft-skills.
4-слайд:
Что же такое Soft Skills (англ. «мягкие навыки»)? Это то, что нельзя подтвердить дипломом. Это комплекс специальных умений, компетенций, которые нужны учащимся для общения, помогающие человеку не только в служебном подъеме, но и в нормальной жизни.
5-слайд: Ключевые компетенции 21 века
Существует огромное количество подходов к определению приоритетных направлений – какие именно навыки и компетенции необходимо развивать в человеке, чтобы он был успешен в современном мире. Наиболее удобной нам кажется модель «4К».
Коммуникация: легкость установления контакта, умение договариваться, поддержание разговора, навыки публичных выступлений, убедительная аргументация своей позиции; отстаивание своих интересов; преодоление конфликтов; эффективное слушание, навык задавать вопросы; осознанное использование невербальных способов коммуникации.
Коллаборация: навык объединения в группу для решения задачи, навык работы в команде, навык организации командной работы.
Критическое мышление: навык и умение выносить обоснованные оценки, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам, наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки.
Креативность: продуктивность (способность к производству объектов творчества), гибкость (способность находить новые решения, и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять свое мышление и поведение в зависимости от ситуации), оригинальность (навык выдвижения новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных), умение решать сложные задачи (навык, включающий в себя две составляющие).
6-слайд:
Понимая, какие навыки приоритетны для человека XXI века, мы можем легче определиться в выборе образовательных технологий направленных на формирование «гибких навыков».
Как, где и когда развить «мягкие навыки»? Ответить на эти вопросы можно словами Игоря Губермана: «Даже жизни на краю, даже несколько за краем, мы играем роль свою, даже тем, что не играем».
7-слайд:
Именно игра и игровые технологии тот золотой ключик, который помогает нам открыть дверь в мир «мягких навыков».
8-слайд:
Давайте разберемся, что же способствует развитию Soft skills и процессе какой деятельности это происходит лучше всего.
Во-первых, «мягкие навыки» у ребенка могут развиваться во время активного участия в общественной жизни и волонтерской деятельности. Подготовка совместных с другими детьми проектов, их разработка и планирование развивают умение работать в команде. Ребята учатся организовывать время, распределять задачи, искать и структурировать информацию, выступать на публике. А проектная работа в (детско-взрослой) команде позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции.
Во-вторых, развитие Soft skills происходит на занятиях в детских и юношеских объединениях и в лагерях - актива, где совершенствуют коммуникативные навыки, такие как: умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться и брать на себя ответственность за принятые решения. В основном данным направлением занимаются детские общественные организации, лидерские, игровые и досуговые объединения.
В-третьих, сформировать комплекс неспециализированных навыков можно во время участия в конкурсах и с помощью тренингов. Тренинги развития - наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит.
9-слайд:
Развитие Soft skills – стратегия государства
Требования к образованию в современном мире меняются, и преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей. Об этом сказал президент Владимир Путин на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, посвященной образу будущего.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение качества образования, соответствующего требованиям развития современного общества и каждого гражданина.
Развитие гибких компетенций (soft skills)- это действенный инструментарий в решении поставленной задачи. В центре бурно развивающейся информационной цивилизации стоит выпускник школы, которого необходимо научить саморазвиваться, быть способным к гибкой смене условий коммуникации позитивного типа, осознавать свою индивидуальность, способность отстаивать свои принципы социальной ответственности.
10-слайд:
Как развивать soft skills?
Навыки - это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности. На экране вы видите конкретные способы, а я хочу познакомить вас с общими правилами развития soft skills:
11-слайд
Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.
Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения - учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.
12-слайд
Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.
Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.
13-слайд
Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.
Логическое мышление развивается во время таких игр как: шашки, шахматы, морской бой.
14-слайд
Сложность развития навыков зависит от особенностей, а также от навыка, который нужен. В целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами).
15-слайд:
А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми soft skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.
16-слайд:
Современному школьнику нужно быть готовым к неожиданным ситуациям, которые могут возникнуть в мире, где мы живем. А для этого просто необходимо выработать систему современных навыков. Развивая «гибкие навыки» современный человек будет:
выполнять комплексные и оригинальные задания, для многих из которых нужна работа в команде, распределение ролей в коллективе, совместное планирование;
следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;
учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.
Таким образом, современные выпускники всегда будут опережать технологии, активно использовать их и наблюдать за их развитием не со страхом, а с интересом - потому что технологии только для того и развивают, чтобы человек с их помощью мог улучшить свою жизнь и повысить эффективность своей работы.
17-слайд:
Люди, меняющие мир
В современном образовании подход к обучению изменился – от получения информации к активности учащегося. При этом роль педагога остается главной: он способствует формированию у учащихся «навыков XXI века».
Личностный ресурс педагога - один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим обучающимся и в какой среде они будут в итоге расти. Именно это и выводит на первый план личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества.
Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество.И для того, чтобы быть «в моде» педагогам необходимы навыки, на которые стоит обратить внимание:
18-слайд:
1.Навык эффективного общения (как личного, так и в переписке). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение «переговоров», проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления. Это то, что, прежде всего, собираются ввести в профессиональный экзамен, который придет на смену аттестации. И это то, что сейчас оценивается в профессиональных премиях.
19-слайд:
2. Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать - это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.
20-слайд:
3. Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.
21-слайд:
4.Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.
22-слайд:
5.Умение управлять собой. Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.
23-слайд:
Данными навыками я, как руководитель ТОС «Молодёжь.RU» руководствуюсь при составлении учебной программы для старшеклассников. Актуальность моей программы заключается в соответствии требованиям Федерального Закона об образовании в РФ: «дополнительное образование подростков и молодежи обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе».
24-слайд:
Программа направлена на развитие неспециализированных навыков. Их набор относительно универсален и не зависит от того, какую профессию выберет ребенок. В основном они необходимы для успешной коммуникации и повышения качества работы. За 4 года обучения ребята не только изучают такие понятия, как: лидерство, креативность, тайм-менеджмент, умение сотрудничать, навык презентации и публичных выступлений, навык работы с информацией, умение принимать критику, но и уверенно применяю эти знания на практике, участвуя и создавая различные мероприятия. Программа создает условия для социальной активности подростков и молодежи.
25-слайд
Заключение
Если раньше к мягким навыкам относились как к чему-то несущественному, как к необязательному, но приятному бонусу в придачу к жёстким навыкам, то сейчас они стали цениться не меньше. Текущие тенденции говорят о том, что важность soft skills со временем будет только расти.
В мире, где всё очень быстро меняется, где уже невозможно иметь одну профессию на протяжении всей жизни, нужно быть очень гибким и уметь подстраиваться под обстоятельства. Победителем в гонке компетенций окажется тот, кто примет неопределённость мира как данность и никогда не перестанет учиться новому. Именно поэтому, изменения в системе дополнительного образования должны быть эволюционными.
26-слайд
Жизнь меняет образование! И учащимся, родителям, педагогам необходимо вовремя сориентироваться в вызовах нового времени. Для всех очевидно, что современное образование должно ориентироваться на развитие гибких навыков, многие из которых - врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно развивать и совершенствовать, так как большинство детей волнуются, переживают, чувствуют себя неуверенно, когда попадают в новую социальную ситуацию, когда выполняют новые задачи. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей и, конечно же, учителей.
27-слайд
Главная цель педагога сегодня - обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития гибких навыков особенно актуальна в нашем быстро меняющемся мире.
28-слайд
И наконец, следует помнить слова Яна Амоса Коменского: «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает...»
Список информационных источников:
1. Абашкина О. Soft skills:ключ к карьере (Электронный ресурс)
2. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020году (Электронный ресурс)
3. Волосков И.В. Инновационные технологии организации работы с молодежью// Актуальные проблемы инновационного развития образования .-М., Ритм 2019- с72-79
4.Kvadrat.10 «Зачем развивать у себя Soft skills, и почему они важнее для карьеры, чем образование?»
5. Теоретическое исследование «Компетенции XXI века в национальных стандартах школьного образования» (Электронный ресурс),2017
6.Самая большая подборка по прокачке soft skills.