Статья «Развитие soft skills навыков как способа реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта»

1
0
Материал опубликован 3 September 2022 в группе

«Развитие soft skills навыков как способа реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта».

В 21 веке, чтобы быть успешным, недостаточно  знаний и опыта, нужно еще что -то. Что же это такое и где этому научиться?! Обнавленный ФГОС предлагает учителям научить современных детей обладать этой "изюминкой".   Под «изюминкой» я имею ввиду особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или по -английски soft skills. Новые и новые технологии все  глубже  проникают в нашу жизнь. Они  выполняют за нас рутинную работу. Но вместе с этим,  все более востребованными становятся люди с развитыми гибкими навыками. Пока чаще всего используется англоязычный термин soft skills — в русском языке пока нет такого ёмкого понятия, которое бы  обозначало и коммуникативные навыки, и навыки ведения переговоров, самопрезентацию, владение речью.

Что же такое «мягкие навыки» (soft skills)?

Давайте попробуем разделить все навыки на 2 группы. И мы получаем: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) - мягкие навыки.

Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать. К ним можно отнести: умение водить машину, умение читать, владение иностранным языком, умение решить задачу по математике или физике. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности.

Мягкие навыки – это социальные навыки. 

k1662215073.jpg

/data/files/k1662215073.jpg (600x400)Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

То есть soft skills — это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам. Для навыков soft skills характерна универсальность. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Вне зависимости от того, где мы работаем, нам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы.

Навыки soft skills рассматриваются как «комплекс». Следовательно, и формировать их необходимо именно в комплексе, параллельно. Именно тогда они начнут усиливать друг друга и давать синергетический эффект. 

Какие же навыки можно отнести к «soft skills»? В первую очередь -социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций: коммуникация, эмоциональный интеллект, аргументация, мотивация и самомотивация, решение проблем и конфликтов. Кроме этого - сбор информации, мышление «результатами» и «процессами», системное мышление.

Среди технологий, внедряемых на уроках иностранного языка, особо хочется отметить именно технология развития эмоционального интеллекта. Ее актуальность обусловлена требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, ставящего главной целью воспитание и развитие личности школьника. Итак, эмоциональный интеллект –это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, и на этой основе строить взаимодействие.

Эмоциональная компетенция содержит следующие компоненты:

Самосознание- главная составляющая. Человек, с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции.

Управление эмоциями.

Самоконтроль. Самомотивация. Следствие самосознания. Тот, кому свойственна эта черта, не только познал себя, но и научился управлять собой и своими эмоциями.

Эмпатия- умение поставить себя на место другого человека, испытывать его чувства, а значит учитывать его эмоции в процессе принятия решения.

Управление отношениями.

Работа в команде.

Принятие решений- умение обдумывать свои поступки и знать их последствия.

Ответственность- способность признавать последствия своих решений и поступков.

Открытость –способность строить доверительные отношения.

Нам, как педагогам, крайне важно уметь управлять своими эмоциями. Это первый, и решающий фактор успеха в учебном процессе.

Эмоциональный интеллект бывает врожденным и приобретенным. Уроки иностранного языка являются очень эффективными в развитии эмоционального интеллекта.

На мой взгляд, наиболее эффективными приёмами формирования навыков soft skills в рамках современных педагогических технологий являются дидактические игры. Игра аккумулирует множество целей и технологий, разжигает умственную активность детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к познанию.

Мотивация и самомотивация — основа любой деятельности. Только мотивированный ребенок может быть успешен в образовательном процессе. Роль «мотиватора» младшего школьника исключительно у педагога и родителей, поскольку детям трудно сосредоточиться на монотонной тяжелой умственной работе. В ход идет все: эмоции, ролевые игры, импровизация, сказочные путешествия, дидактические игры, жетоны за разные виды работ на уроке, которые в дальнейшем можно обменять на оценки; листы достижений и т.п.

Приведу пример игр , используемых мною, а некоторые, мне бы хотелось внедрить в свои уроки:

Вступительные игры, игры «для разогрева»:

Например, урок начинается с фразы How are you? How are you feeling today? Дети по цепочке отвечают на вопрос. К этому «ритуалу» , который занимает 1-2 минуты, дети быстро привыкают. С помощью этого приема можно достигнуть сразу несколько целей: 1. пополнение словарного запаса. Каждый урок можно вводить по 2-3 новых слова для обозначения эмоций. 2 цель когда эмоции понятны , мы можем вызвать ребенка на диалог задав дополнительные вопросы why are you feeling bad? После того как все эмоции знакомы можно разыграть пантомиму. Раздать карточки с эмоцией и попросить показать. А дети пытаются догадаться.

Перекличка.

Учитель выкликивает имена, но дети показывают число, обозначающее настроение. Например, 1- уныние, 2- грусть, 3 – нейтральное,4- радоcть,  5 – счастье. Ребята могут объяснить, почему они выбрали именно эту цифру. Как вариант, можно использовать цвета.

Показывая свое состояние и объясняя его, можно развить знание о своих эмоциях и об эмоциях окружающих тебя людей.



Ролевые игры.

В качестве примера могу предложить интересный вариант отработки диалога. После основных этапов: разбор новых слов, прослушивание диалога с аудио носителя , неоднократное чтение, можно предложить учащимся прочитать диалог с определенной эмоцией (радость, непонимание, гнев, любопытство, грусть). Таким образом диалог быстро усваивается во время урока, дома стоит только лишь повторить. А при проверке диалога можно использовать реквизиты (телефон, книга ит.д).

3. Групповые дискуссии.

Этот прием можно начинать вводить в среднем звене. Разбираю какую то определенную тему ,учитель задает вопрос. Дети , разделившись на 2 группы дают по 1-3 ответные реплики. Одна группа за «pro» , другие против «contra». Каждый учащийся самостоятельно выбирает себе роль (ученик, учитель, родитель и т.д).

4. Светофор. Traffic lights.


Цель игры "Светофор" заключается в развитии эмпатии, контроле побуждений и способности справляться с гневом.

Так, для обучения контроля побуждений можно разработать специальное табло в виде светофора, на котором отчетливо воспроизводятся шесть пунктов с указанием конкретных шагов.

Red light- Stop, calm down and think before you act.

Yellow light -Tell about difficulties and about feelings you are experiencing. Set a positive goal. Think about solutions. In advance think about the consequences.

Green light- Get to the action and follow the best plan.

Таким образом, иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым относительно его эмоциональной составляющей. 

Глобальные тенденции современного мира таковы, что важность эмоциональной компетентности будет все больше возрастать. Экономически и информационно и в бизнесе и в политике мы становимся все более взаимозависимыми, поэтому приходится думать об установлении более тесных, т. е. более эмоциональных отношений, и, соответственно, о развитии EQ в условиях системы школьного образования. Более того ,исследования последних лет показали,что успешными становятся люди с высоким эмоциональным эффектом , а не IQ.

Подводя итог , хочу сказать ,что актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей. Школьные предметы должны помогать  в реальной жизни. И как сказал наш президент В.В. Путин : «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями». А уроки иностранного языка созданы для развития этих самых soft skills и в частности для развития эмоционально интеллекта.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации