Лабораторная работа по физике в 7 классе «Измерение силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра»
Урок по теме: «Трение в природе и технике. Лабораторная работа «Измерение силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра»
Тип урока: урок постановки учебной задачи
Задачи: обеспечить усвоение знаний об использовании трения в природе и технике, формировать умение измерять силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра
Планируемые результаты:
Предметные: научаться объяснять влияние силы трения в быту и технике; приводить примеры различных видов трения; измерять силу трения с помощью динамометра
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно проводить опыты и эксперименты; оценивать результаты своей деятельности;
Регулятивные: выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения, составлять план и последовательность действий при выполнении лабораторной работы;
Коммуникативные: эффективно сотрудничать в группе; распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами.
Личностные: проявление уважения к творцам науки и техники, готовности к саморазвитию и самообразованию
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ
Оборудование: трибометр, линейка, динамометр
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые способы деятельности | |||||||||
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы сотрудничества. - Очень рада вас видеть сегодня на уроке. -Давайте строить наши отношения на полном доверии. Что скажите? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. Прием «Я контролирую свои мысли..» -Я на уроке ..физики. -Я сосредоточен на изучение физики. -Мои мысли только о физике.
| Формировать навыки самоорганизации | |||||||||
Проверка домашнего задания | Организовывают самопроверку домашнего задания. Задание. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы F1=100H, F2=150H, направленные по одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей этих сил? Рассмотрите все возможные случаи. | Заполняют таблицу
Решение: Если обе силы направлены одинаково, их равнодействующая R=F1+F2=100+150=250H. Сила трения покоя равна 250Н и направлена противоположна силам. Если силы направлены противоположно, их равнодействующая R=F2-F1=150-100=50H, сила трения покоя равна 50Н и направлена в сторону меньшей силы.
| Проводить объективную самопроверку | |||||||||
Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи | Организовывает беседу по вопросам: -Что вам известно о понятии «трение?» -Где можем наблюдать процесс трения? Вопрос запуска постановки учебной задачи: -Как измерить силу трения? Формулирует учебную задачу (вместе с учениками): -Изучить вопрос измерения силы трения | Отвечают на вопросы. -При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называется трением. Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. -В природе и технике. Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развивать навыки целеполагания | |||||||||
Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. -Внимательно прочитайте тему урока. -Что от вас ожидается сегодня на уроке? -Чему нужно научиться? -Какие цели и задачи вы бы предложили? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировке целей и задач урока: -проанализировать примеры трения в природе и технике; -научиться измерять силы трения | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу | |||||||||
Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: -Что я хочу узнать на этом уроке? -Чему я хочу научиться? -Готов ли я внимательно слушать учителя? -Что я ожидаю от выполнения лабораторной работы? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации | |||||||||
Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала | Организовывают обсуждение проблемного вопроса: -Трение – польза или вред для жизнедеятельности человека? Объясняет, что трение может быть полезным и вредным Без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли. Не будь трения, предметы бы выскальзывали у нас из рук. Сила трения останавливает автомобиль, санки. Объясняет использование в технике подшипников скольжения. Во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Поощряет провести самостоятельные исследования вопроса пользы и вреда трения | Принимают участие в обсуждении, предлагают свои идеи, дискутируют между собой в классе, слушают объяснения учителя. Задают вопросы, проводят самостоятельные исследования, заполняют таблицу.
| Выражать свои мысли в соответствии с задачей | |||||||||
Лабораторная работа | Поясняет цель лабораторной работы: выяснить, от чего зависит сила трения скольжения и сравнить ее с силой трения качения. Вместе обсуждают последовательность выполнения работы. -Положите брусок на деревянную поверхность стола. -Прикрепите к бруску динамометр и равномерно перемещайте брусок по поверхности. Динамометр будет показывать силу тяги, равную силе трения. -Запишите показания динамометра в таблицу. -Определите вес бруска и запишите в таблицу. Сравните вес бруска с силой трения. -Поставьте груз на брусок, повторите измерения поочередно с одним грузом, а затем с двумя. -Положите брусок на пластмассовую поверхность и, перемещая его равномерно, определите силу трения. Показания динамометра запишите в таблицу. -Разместите брусок на двух цилиндрических палочках и равномерно перемещайте по столу. Показания динамометра запишите в таблицу. Проанализируйте результаты измерений и сделайте вывод. | Обсуждают с учителем последовательность выполнения работы,
| Развивать умения самостоятельно принимать решения. | |||||||||
Подведение итогов урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждают учащихся к размышлению над вопросами: -Можно ли сказать, что я могу объяснять влияние силы трения в быту и технике? -Каковы мои достижения на уроке? -Как я оцениваю свои усилия по выполнению лабораторной работы? -Что у меня сегодня не получилось? | Подводят итоги своей работы на уроке, проводят самооценку и рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности | |||||||||
Домашнее задание | §34 учебника. Написать сочинение или стихотворение на тему «Если бы не было силы трения..» Поясняет учащимся задание, обращает внимание на возможности и способности учащихся. | Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю на понимание | Формировать навыки самоорганизации |