Лабораторная работа по физике в 7 классе «Измерение силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра»

2
0
Материал опубликован 11 August 2019

Урок по теме: «Трение в природе и технике. Лабораторная работа «Измерение силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра»



Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний об использовании трения в природе и технике, формировать умение измерять силы трения скольжения и силы трения качения с помощью динамометра

Планируемые результаты:

Предметные: научаться объяснять влияние силы трения в быту и технике; приводить примеры различных видов трения; измерять силу трения с помощью динамометра

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно проводить опыты и эксперименты; оценивать результаты своей деятельности;

Регулятивные: выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения, составлять план и последовательность действий при выполнении лабораторной работы;

Коммуникативные: эффективно сотрудничать в группе; распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: проявление уважения к творцам науки и техники, готовности к саморазвитию и самообразованию

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ

Оборудование: трибометр, линейка, динамометр





Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

    Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы сотрудничества.

- Очень рада вас видеть сегодня на уроке.

-Давайте строить наши отношения на полном доверии. Что скажите?

Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке.

Прием «Я контролирую свои мысли..»

-Я на уроке ..физики.

-Я сосредоточен на изучение физики.

-Мои мысли только о физике.



Формировать навыки самоорганизации

    Проверка домашнего задания

Организовывают самопроверку домашнего задания.

Задание. Два человека тянут груз, прикладывая горизонтальные силы F1=100H, F2=150H, направленные по одной прямой. Каким может быть модуль равнодействующей этих сил? Рассмотрите все возможные случаи.

Заполняют таблицу

Задания

Решил правильно/неправильно

Не смог решить потому, что …..








Решение:

Если обе силы направлены одинаково, их равнодействующая R=F1+F2=100+150=250H. Сила трения покоя равна 250Н и направлена противоположна силам.

Если силы направлены противоположно, их равнодействующая R=F2-F1=150-100=50H, сила трения покоя равна 50Н и направлена в сторону меньшей силы.



Проводить объективную самопроверку

    Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. Постановка учебной задачи

Организовывает беседу по вопросам:

-Что вам известно о понятии «трение?»

-Где можем наблюдать процесс трения?

Вопрос запуска постановки учебной задачи:

-Как измерить силу трения?

Формулирует учебную задачу (вместе с учениками):

-Изучить вопрос измерения силы трения

Отвечают на вопросы.

-При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называется трением. Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

-В природе и технике.

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Развивать навыки целеполагания

    Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

-Внимательно прочитайте тему урока.

-Что от вас ожидается сегодня на уроке?

-Чему нужно научиться?

-Какие цели и задачи вы бы предложили?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировке целей и задач урока:

-проанализировать примеры трения в природе и технике;

-научиться измерять силы трения

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

    Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

-Что я хочу узнать на этом уроке?

-Чему я хочу научиться?

-Готов ли я внимательно слушать учителя?

-Что я ожидаю от выполнения лабораторной работы?

Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности

Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации

    Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала

Организовывают обсуждение проблемного вопроса:

-Трение – польза или вред для жизнедеятельности человека?

Объясняет, что трение может быть полезным и вредным

Без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли. Не будь трения, предметы бы выскальзывали у нас из рук. Сила трения останавливает автомобиль, санки.

Объясняет использование в технике подшипников скольжения.

Во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части.

Поощряет провести самостоятельные исследования вопроса пользы и вреда трения

Принимают участие в обсуждении, предлагают свои идеи, дискутируют между собой в классе, слушают объяснения учителя. Задают вопросы, проводят самостоятельные исследования, заполняют таблицу.

«+» трения

«-«

трения







Выражать свои мысли в соответствии с задачей

    Лабораторная работа

Поясняет цель лабораторной работы: выяснить, от чего зависит сила трения скольжения и сравнить ее с силой трения качения.

Вместе обсуждают последовательность выполнения работы.

-Положите брусок на деревянную поверхность стола.

-Прикрепите к бруску динамометр и равномерно перемещайте брусок по поверхности. Динамометр будет показывать силу тяги, равную силе трения.

-Запишите показания динамометра в таблицу.

-Определите вес бруска и запишите в таблицу. Сравните вес бруска с силой трения.

-Поставьте груз на брусок, повторите измерения поочередно с одним грузом, а затем с двумя.

-Положите брусок на пластмассовую поверхность и, перемещая его равномерно, определите силу трения. Показания динамометра запишите в таблицу.

-Разместите брусок на двух цилиндрических палочках и равномерно перемещайте по столу. Показания динамометра запишите в таблицу. Проанализируйте результаты измерений и сделайте вывод.

Обсуждают с учителем последовательность выполнения работы,


Развивать умения самостоятельно принимать решения.

    Подведение итогов урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждают учащихся к размышлению над вопросами:

-Можно ли сказать, что я могу объяснять влияние силы трения в быту и технике?

-Каковы мои достижения на уроке?

-Как я оцениваю свои усилия по выполнению лабораторной работы?

-Что у меня сегодня не получилось?

Подводят итоги своей работы на уроке, проводят самооценку и рефлексию.

Отслеживать цель учебной деятельности

    Домашнее задание

§34 учебника. Написать сочинение или стихотворение на тему «Если бы не было силы трения..»

Поясняет учащимся задание, обращает внимание на возможности и способности учащихся.

Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю на понимание

Формировать навыки самоорганизации





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.