Тренинг «Формирование позитивного отношения к жизни, развитие эмоционального интеллекта»
Тренинг «Формирование позитивного отношения к жизни, развитие эмоционального интеллекта».
Возраст: 8-11класс
Цели:
- развитие эмоционального интеллекта, понимания окружающих,
- настрой на положительное отношение к жизни,
-развитие умения регулировать и изменять свое эмоциональное состояние,
-расширение знаний о чувствах и эмоциях.
Задачи: - научить осознавать и выражать свои эмоции, осознавать свою внутреннюю сущность для улучшения своего настроения и понимания чувств окружающих.
Используемые материалы: ручки, бумага А-4 для записей, цветные карандаши
1.Приветствие. «Здравствуйте, сегодня проведем тренинг, направленный на развитие эмоционального интеллекта, развитие эмоций, чувств.
Разминка. «Презентация».
Т
А
Т
Ь
Я
Н
А
Инструкция: "Напиши свое полное имя в столбик, напротив надо написать свое положительное качество, начальная буква из имени будет началом названия качества.
На Й,Ъ,Ь- пишем любое положительное качество. (после упражнения). А сейчас каждый подумает и по цепочке начиная с первой парты, назовет(по желанию) прилагательное- положительное качество своего характера, которое ты считаешь является самым главным из написанных."
2.Основная часть.
Эмоции человека - психологическое состояние, реакции , которые проявляются в виде ощущений, переживаний, настроения, чувств, они позволяют человеку дать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него.
-Какие виды эмоций вы знаете?(слушаем ответы детей)
Эмоции бывают положительными и отрицательными: радость, гнев, жалость, восторг, надежда, нежность, любовь, раздражение, обида, злость, недовольство, ревность, страх, испуг, страх, боязнь и т.д.
Для чего нужны эмоции( функции эмоций)? Эмоции нужны для ощущений, для взаимодействия с окружающими,для освобождения внутреннего напряжения и настроя на положительное отношение к жизни. Переживая эмоции в сравнении, человек эмоционально обогащается.
Важно уметь управлять своими эмоциями для разрешения различных проблем, уметь переживать и правильно их выражать. Есть специальные упражнения для тренировки эмоций (тренинг-тренировка как в спорте, только не тела, а эмоций).Также важно уметь понимать эмоции окружающих, сопереживать, оказать помощь в трудную минуту,
Упражнение №1. «Закончи предложения». Упражнение направлено на развитие воображения и внутренних ощущений. Инструкция: "Запиши и продолжи предложения":
1.Я –стакан воды…..
2.Я – прекрасный цветок….
3. Я- кусочек тающего льда…..
4. Я, словно рыбка….
5. Я – песенка….
6. Я, словно буква «О»……
7.Я – тропинка…….
8. Я – ветер….
9. Я –скала….
10. Я , словно муравей….
11. Я, словно светлячок…..
12. Я – интересная книжка…
13.Я – лампочка…
14. Я –доллар….
15. Я- мышь….
16.Я –желтый лист…
17. Я – вкусный завтрак…
18. Я – кусочек пластилина…
19.Я-лучик….
20. Я –остров….
21. Я – формула
Упражнение №2. «Продолжи фразы». Упражнение направлено на развитие самоанализа и положительного отношения к жизни, планирование будущего. Инструкция: "Напиши продолжение фраз".
1.Я умею…
2.Я хочу….
3.Внешне я…
4.Мне хотелось бы в идеале…
5.Мне можно…
6.Мне нельзя…
7.Я могу научиться…
8.В классе (коллективе)я …
9.Я мечтаю…
10.Я не люблю…
11.Я хочу стать…
12.Мне нравятся профессии….
13.Когда окончу школу (выйду на пенсию)….
14.Жизнь- это….
15.Хорошее в моей жизни….
16.Самое дорогое в моей жизни….
17.Я люблю свою жизнь, потому, что…
Упражнение №3 «Герб моей жизни».
Инструкция: "Раздели лист на 3 части, располагая по горизонтали. Рисуем 1 часть -твое прошлое, 2 часть-настоящее, 3 часть- твое будущее. Нарисуй в каждой части какие-то предметы, людей, животных, которые показали бы твое настроение, эмоции по отношению прошлому, настоящему будущему, раскрась части."
Дети могут по желанию прокомментировать свои рисунки, отмечая главные чувства и свои эмоции, которые хотел показать к этому времени.
Упражнение №4. «Я».
Инструкция: "Постарайся выделить и записать положительные и отрицательные качества в себе в два столбика, затем выдели самое хорошее качество и те отрицательные качества, с которыми ты сам можешь справиться."
Упражнение № 5. «16 слов». Ресурсное упражнение. Инструкция: "Расположи лист бумаги по горизонтали. Запиши 16 существительных в столбик (экономь бумагу), затем объединяй по парам и запиши ассоциации на каждую пару, затем снова по два слова- ассоциации и так пока не получится 1 ведущее последнее слово, что является ключевым словом в данное время- ниточка в твоей жизни сейчас."
Упражнение №6 «Комплименты»
Нужно разбейться по парам, затем каждый должен сказать соседу по 5 комплиментов.
Упражнение №7. Тест-шутка. (для 9-11 классов)
Ответь на вопросы:
1.В лесу с кем ты идешь? (самый главный, дорогой в твоей жизни)
2. Идешь, вдруг выбежал зверь, напиши какой.(твои проблемы)
3.Что будешь делать? ( так решаешь свои проблемы)
4.Идешь дальше, грязная тарелка, но видно дорогая, что будешь делать?(отношение к противоположному полу)
5.Идешь дальше- водоем встретился, летняя хорошая погода, что будешь делать?(отношение к жизни).
Завершение. Рефлексия.- Что неожиданного было на занятии? -Что больше понравилось выполнять?
-Как изменилось настроение?
Используемая литература:
1.О.Хухлаева, Т.Кириллина, О.Федорова. «Счастливый подросток» Программа профилактики нарушений психологического здоровья. Апрель Пресс ЭКСМО-Пресс.2000.
2.Прутченков А.С. «Свет мой зеркальце, скажи….» .Методические разработки социально-психологических тренингов..-М..Новая школа, 1966.
3.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.-М.:АРКТИ, 2005.
4.Матвеев Б.Р.Развитие личности подростка.(Программа практических занятий) Методическое пособие. СПБ.:"Речь". Санкт-Петербург. 2005.
Примечание. При недостаточном количестве времени можно выбрать одно упражнение №2 или №3.
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна