12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баженова Ирина Алексеевна34
Высшее дефектологическое образование Переподготовка - педагог-психолог
Россия, Московская обл., Электросталь

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Инновациям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста отводится особая роль – каждое новое поколение детей развивается в соответствии с тенденциями меняющегося мира, соответственно, должно менять и обучение детей, ориентируясь на потребности нового общества.

Особенностью современного общества является его информационная перегрузка и быстрый темп жизни, влияющие на развитие ребенка. Живя в таком мире, детский организм зачастую не успевает адаптироваться к изменениям, происходящим вокруг него. Данные процессы начинаются с раннего детства и накладывают отпечаток на формирование личности и ее качеств на всех этапах развития.

Формированию наиболее развитой адаптивной личности способствует развитие эмоционального интеллекта. По мнению Д. Гоулмана эмоциональный интеллект — это способности к открытому эмоцоинированию, самоконтролю, пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний окружающих, а также навыки успешных продуктивных взаимоотношений с людьми. [1] Такое определение неоспоримо, однако оно описывает способности взрослого человека, сформировавшейся личности. Для приобретения вышеназванных навыков и умений необходимо начинать работу по формированию и развитию эмоционального интеллекта с детства.

Развитие эмоционального интеллекта начинается с младенческого возраста, когда между ребенком и матерью устанавливаются глубокие эмоциональные связи. Дальнейшее общение с ребенком, взаимодействие в играх и другой деятельности, совместно пережитые с близкими людьми эмоции на протяжении раннего возраста закладывают основу развития эмоционального интеллекта.

В современном мире возраст принятия детей в детские сады (группы раннего возраста) по закону начинается с 1,5 лет. [2] При таких обстоятельствах эмоциональная связь ребенка и матери претерпевает изменения из-за того, что время нахождения с матерью становится регламентированным (время вне дошкольного образовательного учреждения), а не постоянным. В результате таких изменений в жизни ребенка развитие его эмоционального интеллекта затормаживается. На основе этого необходимым является поддержка формирования эмоционального интеллекта в дошкольном образовательном учреждении начиная с групп раннего возраста, именно это и является моей образовательной инновацией.

В работе по развитию эмоционального интеллекта дошкольников должен принимать участие весь коллектив учреждения: воспитатели, музыкальные руководители, инструктора физической культуры, психологи, логопеды и/или дефектологий (если такие есть в образовательном учреждении). Именно участие всех кадров и совместная работа обеспечивают комплексное развитие эмоционального интеллекта.

Являясь педагогом-психологом МДОУ «Детский сад № 33 комбинированного вида» в г.Электросталь, мной осуществляется работа по развитию эмоционального интеллекта во всех возрастных группах. Так как большинство исследователей и практикующих педагогов в большей мере говорят о необходимости данной работы в старшем дошкольном возрасте, мной адаптируются и разрабатываются методы работы по развитию эмоционального интеллекта детей раннего возраста. Эксперимент по внедрению развития эмоционального интеллекта начался в образовательном учреждении начался осенью 2019 года.

Важной частью развития эмоционального интеллекта является ознакомление детей с основными эмоциями, формирование понимания данных эмоций. Так как беседы, используемые для этого в более старшем возрасте, не могут быть применены к детям раннего возраста, разрабатываются методы ознакомления детей раннего возраста с основными эмоциями. Например, метод акцентирования на эмоциях, подражания эмоциям других и другие. Интересным является разработанный метод двойного решения ситуации. Суть данного метода заключается в постоянном наблюдении педагога за взаимоотношениями детей в группе, и мгновенном реагировании на спорные ситуации между детьми. У педагогов имеются заготовленные карточки с изображением различных эмоций, которые демонстрируются детям на регулярной основе, при мгновенном реагировании педагога, заключающемся в подключении к деятельности детей и предоставлению им двух противоположных решений ситуации, педагог акцентирует внимание на том, какие эмоции испытают дети в обоих случаях, закрепляя это мимикой, звуками и показом карточки соответствующей эмоции. Данный метод, внедренный в образовательное учреждение, дает значительные результаты в ознакомлении и понимании эмоций. Так, воспитанники группы раннего возраста, в работе с которыми был применён данный метод, через 4 месяца стали демонстрировать следующие результаты:

65% - различают эмоции при показе известных карточек

35% - используют карточки самостоятельно, чтобы обозначить свои эмоции, иногда эмоции других детей

10% - называют эмоции, изображенные на карточках, называют свои эмоции

Промежуточные результаты внедрения инновационных методов развития эмоционального интеллекта в раннем возрасте демонстрирует продуктивность развития: у детей начинают появляться основы анализа собственных эмоциональных состояний, попытки сообщения данных о своих эмоциях другим людям. В то время как у детей, не участвующих в эксперименте (по причине непосещения детского сада из-за затяжных болезней, отпусков) таких тенденций не наблюдается.

Таким образом, изучение эмоций является основой развития понимания своих эмоций и эмоций другого человека, позволяет развивать такие качества личности как эмпатичность и адаптивность. Это в дальнейшем способствует более плодотворному развитию коммуникативных навыков, личностных качеств, позволяет наиболее быстро адаптироваться в социуме и в быстро меняющемся мире в целом.

На основе всего вышесказанного, можно предположить, что данные инновации могут быть актуальными для многих образовательных структур разных уровней.



Использованная литература:

1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г.) [электронный ресурс] // Гарант[сайт]. URL: https://base.garant.ru/70653804/. (дата обращения17.01.2020)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.