Тренинг «Мои жизненные ценности»

Цель: Формирование у обучающихся осознания своих жизненных ценностей.

Задачи:

Познакомить обучающихся с понятием «Ценность».

Сформировать у обучающихся отношения к ценностям как к очень важной составляющей личности.

Обучить простым способам и приемам пояснения ценностей.

Целевая аудитория: подростки 15-17 лет.

Материалы и оборудования: Компьютер с проектором, запись спокойной музыки, шаблоны к упражнению «Колесо жизненного баланса», шаблоны сердечек, цветные карандаши, фломастеры, магнитная доска, магниты, маленькие листы.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Ход тренинга:

Вводная часть

Приветствие, разминка

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

Упражнение «Лучшее приветствие»

Психолог: Предлагаю поприветствовать друг друга. Для этого вам необходимо разбиться на пары. Теперь один участник из пары образует внутренний круг, а другие участники внешний, становясь лицом к лицу. В таком положении вы будете приветствовать своего соседа в соответствии с ситуацией, которую я вам озвучу. По сигналу, внешний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.

Примерные ситуации: вы неожиданно встретили давнего друга; вы приходите к директору; вы встретились с одноклассником; вы встретились с ребенком; попадаете в деревню; встретились с грибником; просто с первым встречным.

Обсуждение: чье приветствие вам понравилось больше всего? Почему? (Ответы детей).

Основная часть

Психолог: Ребята, я предлагаю вам посмотреть ряд фотографий и отгадать, какая тема сегодняшней встречи.

На слайде показывается ряд фотографий, где изображены человеческие ценности (Приложение 1).

Психолог: Да, сегодня мы поговорим о жизненных ценностях, узнаем, какие ценности существуют, попытаемся определить, что для каждого из вас ценно. А для начала давайте подумаем, что такое ценность? (Ответы детей).

Психолог: Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. А что такое жизненные ценности? (Ответы детей).

Жизненные ценности - это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

Психолог: Какие жизненные ценности вам известны? Давайте будем передавать друг другу мяч и называть ценность.

Психолог: А как вы думаете, зачем человеку нужны ценности? Можно ли прожить без них? (Дети отвечают).

Психолог: Жизненные ценности помогают человеку определиться с приоритетами в жизни, всегда ставить перед собой цель и двигаться к ее достижению. Ценности определяют, во что нам стоит вкладывать энергию, ресурсы и время. Если человек не реализует свои ценности, то он будет чувствовать себя несчастным, с подавленным настроением и упадком сил.

Человек, не имеющий жизненных ценностей, испытывает скуку, он сам является неинтересным для окружающих. Поэтому очень важно определиться со своими ценностями, чтобы они стали вашим компасом на пути к счастливой жизни.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит…»

Психолог: Ребята, давайте с вами немного подвигаемся и узнаем, что каждый из нас ценит. Поиграем в игру «Поменяйтесь местами те, кто ценит…». Мне нужен один доброволец, который будет ведущим. Он должен стать в центр круга и произнести фразу «Поменяйтесь местами те, кто ценит….(дружбу, родителей, учёбу, деньги и т.д.). Если вы считаете, что эта фраза относится к вам, то меняетесь местами с другими ребятами, а задача ведущего занять освободившееся место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

Обсуждение:

- легко ли было выполнять упражнение?

- что вы узнали благодаря этому упражнению?

Упражнение «Дерево ценностей»

Психолог: Мы узнали с вами, какие ценности существуют. Теперь давайте узнаем, что ценно для вашего класса. Перед вами дерево. Чего здесь не хватает? (Ответы детей).

Правильно, не хватает листочков. Предлагаю вам на листочках написать ваши ценности и приклеить к дереву. На одном листике можно написать только одну ценность.

После выполнения упражнения психолог зачитывает написанные обучающимися ценности.

Обсуждение:

- какие ценности встречаются несколько раз? Как вы думаете, почему?

- какова была бы жизнь человека без этих ценностей?

- какие ценности вообще не написали? Почему?

​​​​​​​Психолог: У каждого человека есть свои ценности. По ценностям можно судить о человеке, о его поведении, мотивах поступков, склонностях и интересах.

Упражнение «Один миллион долларов»

Психолог: Давайте немного помечтаем. Я вам раздам по маленькому листочку. Ваша задача написать на них ответ на вопрос: «Что бы я сделал, если бы у меня был один миллион долларов?»

Все листочки собираются в корзинку. Затем, психолог по очереди достает листок и зачитывает то, что написано на каждом из них. Участники должны по тексту определить автора строк.

Обсуждение: Что вам помогло отгадать автора?

Упражнение «Колесо жизненного баланса»

Психолог: Предлагаю выполнить упражнение «Колесо жизненного баланса», с помощью которого вы увидите, чем наполнена ваша жизнь, что для вас стоит в приоритете и какая сфера нуждается в дополнительном внимании.

Обучающимся раздаются распечатанные бланки колеса баланса (Приложение 2).

Психолог: Работа проводится индивидуально, результаты зачитываться не будут. На первом этапе вам необходимо над каждым сектором написать важную для вас ценность. Примерные ценности: здоровье, семья, учёба, хобби, спорт, внешний вид, личностный рост, отдых, друзья, отношения с окружающими, деньги, внутренний мир и т.д.

На втором этапе проанализируйте написанные ценности и оцените их по 10-бальной шкале, закрашивая фломастером нужный сектор. Чтобы это сделать, представьте, как бы выглядела ваша жизнь, если бы определенная ценность была удовлетворена на 10 баллов.

Приступаем к третьему этапу выполнения упражнения. Сейчас вам надо подумать, что вы можете сделать в той или иной сфере ценности для гармонизации жизни. Для этого напишите ценность и 2-3 конкретных шага, что вы можете сделать.

Данное упражнение необходимо повторять через каждые 3 месяца, чтобы отслеживать, как изменяется ситуация с ценностями.

Просмотр видеоролика «Притча о Приоритетах и Жизненных Ценностях»

Обсуждение:

- какое впечатление на вас произвела притча?

- какой смысл притчи?

3. Заключительная часть

Психолог: Наш тренинг завершается. Остались ли у кого-нибудь вопросы?

Предлагаю каждому по кругу, передавая игрушку, ответить на вопрос: «Что я получил на тренинге?»

Психолог: Ребята, у каждого из вас в руках сердечко, напишите на нём благодарности, пожелания группе и прикрепите на доску.

Всем спасибо за работу и интересное общение. До свидания!



Литература:

Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь./Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2001 - 216 стр.

Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб.: Питер, 2008. - 176 с.

Методика «Колесо жизненного баланса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Metodika_Maier.pdf















Приложение 1

t1645954627aa.jpgt1645954627ab.pngt1645954627ac.jpg

t1645954627ad.pngt1645954627af.jpgt1645954627ag.jpg


Приложение 2t1645954627ah.png











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.