Конспект внеклассного занятия в 9 классе «Жизненные ценности»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
Жизненные ценности
Автор: социальный педагог
Бибишева Любовь Геннадьевна
2022 г
Тема: Жизненные ценности
Класс: 9
Цель: развитие понятия – «Жизненные ценности» человека и создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.
- формировать умения формулировать собственные жизненные ценностей;
- формировать понимание отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
- формировать умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формировать умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее
Прогнозируемый результат: в ходе внеклассного занятия учащиеся убедились в том, что основной мотивационной силой человека считается стремление к жизненному смыслу; осознали свои цели и планы на будущее; совместно обсудив жизненные ценности и шаги к обретению жизненного смысла, укрепили свои внутренние ресурсы.
На занятии учащиеся учатся:
· овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу;
· планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
· работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
· слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения
Ключевые вопросы: ценности, выбор, мотивационная сила человека
Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, презентация “Жизненные ценности», ватман, фломастеры, 30 жетонов, карточки с названиями ценностей, деревянный молоток.
Предварительная подготовка: отбор и подготовка материалов: видео, фото, текст, составление сценария и презентации.
Методы: убеждение, внушение, беседа
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности Приветствие (5 минут) | - Здравствуйте! Дети встают в круг. Начинает педагог. Он приветствует своего соседа справа и делает ему комплимент, отмечая какую-либо сторону его характера или что-либо во внешнем виде. Участник, которого поприветствовал педагог, приветствует своего соседа справа и т.д. | Учащиеся рассаживаются на места, которые заранее расставлены на 3 подгруппы. | Регулятивные (самоопределение к деятельности) |
2 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии (1 минута) | -Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать о нравственных категориях важных для каждого человека. Подумайте и скажите, что для вас важно в данный момент. Одним словом. | Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками | Личностные(развитие навыков сотрудничества со сверстниками) Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные (определение последовательности действий) |
3 | Постановка учебных задач (5 минут) | Подводит учеников к теме урока «Просмотр мини-фильма «Интервью с богом» - Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастливой жизни. Мы все время о чем-то мечтаем, ставим цели и стремимся к ним, в надежде на то, что достигнув их, почувствуем себя счастливыми. Жизнь как лестница, ведущая в будущее, каждая ступенька – наши желания и мечты. Как же построить свою лестницу жизни, чтобы познать счастье и не разочароваться в тех целях, которые были для нас главными? О чем мы будем сегодня рассуждать? - Давайте представим жизнь в виде высокой, крутой горы, вершину которой назовем «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки. Вот здесь нам и понадобится лестница жизни, по которой постепенно, от ступеньки к ступеньке, можно взобраться на вершину. Но построить эту лестницу нужно из особо прочного, благородного материала – этим материалом нам и послужат жизненные ценности. Причем, должна заметить, что ценности могут быть ИСТИННЫМИ и МНИМЫМИ. Ну, вот например, у одного человека, назовем его «Мистер Икс», их всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава – символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха. А вот православный монах Иоанн Лествичник описал так свою лестницу: каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность, и поднимаясь вверх, на каждой ступени человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. | Формулируют тему занятия, учебные задачи Тема нашего занятия – Жизненные ценности. Учащиеся смотрят презентацию, подготовленную учителем Рассуждают Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает смысл его существованию. Ценность – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные(планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.) |
4 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия. (20 минут) | Игра – аукцион «На что потратить жизнь» Материалы: по 10 жетонов для каждой подгруппы карточки с названиями ценностей деревянный молоток CD – проектор Компьютер слайд-шоу презентация “Жизненные ценности» - Сейчас мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?» Перед началом игры каждая команда получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!- Во время игры, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу по очереди будут выставляться ценности: вы можете купить, а можете и не покупать. Если на одну и ту же ценность будут претендовать 2 или сразу 3 команды, состоится аукцион, вещь достанется тому, кто отдаст за нее большее количество жетонов. Если ценность никем не куплена, она окончательно снимается с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы? Итак, 1 ценность: автомобиль Кто желает приобрести? 2: уютный дом или квартира 3: везение, удача 4:здоровье 5:разнообразие любви, отношений 6:дружба 7:праздная жизнь 8:богатство 9:крепкая семья 10:любовь на всю жизнь 11:хорошее образование 12:богатый духовный мир 13:красота 14:популярность, слава 15: свобода и независимость 16:уважение 17:разнообразие впечатлений 18:стабильность 19:карьера 20: быть кому-то нужным. Ведущий: Теперь пожалуйста посмотрите, что вы приобрели и подумайте довольны ли вы своими покупками? - А теперь я попрошу вас перейти к столам, где расположены ватманы и фломастеры. Задача каждой команды: обсудить купленные вами ценности, и с учетом их нарисовать будущее человека. Каким он станет, чего добьется? Ведущий: Вся проблема заключается в том, что в жизни нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. | Каждой команде выдаются жетоны. Ценности проецируются на экране. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности. Команды выполняют задание. Затем каждая команда презентует будущее своего человека, в это время две остальные команды служат экспертами. Подводим итоги. | Личностные (личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения, знание моральных норм), коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой), регулятивные (оценка своей деятельности), познавательные (осознанное построение речевого высказывания) |
5 | Подведение итогов (10 минут) | Наглядный показ «Ассоциации наполненности жизни» материалы: стеклянная банка емкостью 1 литр камни горох песок вода Педагог берет банку и наполняет ее камнями до краев. Затем спрашивает обучающихся: «Полная ли она?» Затем досыпает горох и опять задает этот же вопрос. Затем досыпает песок и вновь вопрос: «Полная ли банка» После этого наливает воды. Теперь банка действительно полная. А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. А давайте представим, если бы я сначала наполнила банку песком? Тогда бы не осталось места, где могли бы разместиться горошек и камни. Также и в жизни, если тратить всё время на мелочи, не останется места для важнейших вещей. Подвести учащихся к вопросу: «Какое значение имеет вода?» - Я рада, что вы спросили меня об этом. Нужно всегда помнить, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья. - Сегодня это была всего лишь игра. Но я думаю, вам стало понятно, как мы иногда неразумно расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни. И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор – и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево и вовремя воспользуйтесь всеми возможностями, которые она вам дает. | Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками | Коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе), познавательные (работа с информацией, моделирование), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности). |
6 | Рефлексия деятельности (4 минуты) | 1. Какие выводы Вы для себя сделали? 2. Вам понравилось само мероприятие? Давайте составим синквейн по теме занятия. | Высказывают свое мнение о данном мероприятии Задают вопросы, высказывают свое мнение. В группе выполняют работу Ценность. | Коммуникативные(формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), регулятивные (оценка своей деятельности) |