ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «БЫТЬ НАСТАВНИКОМ – ЭТО... »
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «БЫТЬ НАСТАВНИКОМ – ЭТО. »
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Тренинг «Быть наставником — это… » создан для того, чтобы помочь в отработке навыков по индивидуальной работе сотрудника с новичками перед началом работы и практики.
Основные цели тренинга:
· Сформировать у участников понимание роли наставника.
· Выработать базовые навыки, необходимые в работе.
Основные задачи тренинга:
· Сформировать понимание роли наставника и его задач по обучению новых специалистов.
· о психологических особенностях подростков и выпускников колледжа.
· Научить участников правилам передачи информации и знаний практикантам и выпускникам.
· Сформировать навык активного слушания.
Оборудование для занятия: ПК, проектор, экран, анкеты по количеству участников, пряжа цвета белый, синий, красный, две - три резинки, листы бумаги, ручки,
Здравствуйте, уважаемые участники тренинга. Я хочу Вам представиться, меня зовут Седова Ксения Владимировна, я педагог-психолог колледжа. Хотелось бы с Вами тоже поближе познакомиться. Поэтому я попрошу Вас записать свое имя на бейдже и представиться всем. Вопросы следующие: ваше имя, где Вы работаете и есть ли у Вас опыт наставничества?
В следующем блоке необходимо озвучить принципы работы на занятии.
Принципы работы:
Принцип диалога. В каждый конкретный момент времени говорит
только один человек. Вопросам отведено особое время и место.
Принцип постоянной обратной связи. Выражаем свое мнение.
Уважаем мнение каждого участника. Обращаемся по имени, на Ты.
Принцип изолированности. Анализируем «здесь и теперь».
Принцип активного участия. Мы ученики и учителя одновременно.
4. Вступление ведущего: что беспокоит наставников?
Участники отвечают, ведется диалог.
Ниже представлены опорные вопросы.
С чего вообще начать?
•Как наладить комфортное взаимодействие?
•Как выстроить авторитет?
•Как обучить выпускника?
•Как не испугать новичка большим количеством информации?
•Как приучить думать самому?
Ведущий: Наставничество это- это система обучения новичков знаниям и навыкам более опытными коллегами в рамках рабочего процесса.
Преимущества наставничества бесчисленны. Исследования показывают, что хорошее наставничество может привести к большему успеху в карьере, включая продвижение по службе, повышение и расширение возможностей. Задача колледжа дать все необходимые теоретические навыки будущему специалисту, задача предприятия трансформировать их в практические знания.
Залог успеха невозможен без трех составляющих:
Хороший наставник.
Хороший подопечный.
Активное взаимодействие.
На сегодняшнем мероприятии мы с Вами постараемся понять роль наставника, узнаем о психологических особенностях будущих профессионалов и научимся передавать информацию и знания другим.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы Вы ответили на вопросы подготовленной анкеты для Вас. Раздаются анкеты.
Для начала мне бы хотелось дать информацию об возрастных особенностях студентов нашего колледжа и выпускникам, которые вскоре придут работать на Ваши предприятия.
Возрастные особенности возрастного периода 16-17 лет.
Установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках. своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии — вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня 1.самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.
Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим:
ранимость уживается с поразительной черствостью,
болезненная застенчивость — с развязностью,
желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью,
борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров,
чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).
Происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей.
В центре психологического развития юноши стоит профессиональное самоопределение. Принципиальное отличие позиции юноши в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы
Изменяется взаимоотношения со взрослыми
Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями. Однако есть одна поправка — общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет Доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — в 29 %, преимущественно с матерями.
Изменяется отношение к себе
Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.
Появляется юношеская депрессия
Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14—18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера. Например, усиление такого свойства, как гипертимность — повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.
Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков.
Возрастные особенности 18-21 года
Это важный этап социально-профессионального становления личности. В данном возрасте наиболее высока степень восприятия социального и профессионального опыта. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юность – это начало взрослости.
Юность – это возраст огромных личностно значимых приобретений: друзей, любимых, детей, профессии (специальности), социально-профессиональных групп, собственного жилья, престижных вещей и др., но это также возраст нереализованных возможностей, опустошенности, бесперспективности, разочарования, нравственной деформации. Можно констатировать, что к 17–18 годам обозначаются два направления становления личности: одно связано с продуктивной реализацией жизненных планов, другое – с их крушением.
В обоих случаях переход от школьного обучения к новой форме жизнедеятельности, от одной ведущей деятельности к другой, глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность вследствие резко изменившихся условий жизнедеятельности и необходимости определить свое место в новой социально-психологической ситуации.
При переживании кризиса происходит перестройка ее психологической организации. Переход от одной целостности к другой усиливает уязвимость личности и одновременно стимулирует ее дальнейшее развитие.
В психологическом плане это один из самых сложных, трудных после подросткового возраст. Но трудности подростка преодолеваются совместно со взрослыми (родителями, учителями), в юности проблемы приходится решать самостоятельно. Социально-психологическая незащищенность молодежи очевидна. Общество лишь декларирует права молодежи, но она нуждается в реальном их обеспечении, особенно в наше время.
Ведущие потребности юности – это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Остановимся подробнее на последней потребности. Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, это соревнование с самим собой, стремление к улучшению достигнутого и постановка новых целей. Потребность в достижениях стимулирует поиск ситуации, условий, возможностей реализации себя. Естественно, нужно всячески развивать потребность в достижениях, поскольку она способствует личностному и профессиональному росту молодежи, побуждает к авторству собственного образа жизни.
Те молодые люди, которые получают профессиональную подготовку на предприятиях, в фирмах и организациях в течение короткого времени (до одного года), достигают примерно такого же уровня психического развития, что и их сверстники, обучающиеся в профессиональной школе в течение 3–5 лет. Конечно, профессиональная подготовленность выпускников профессиональных учебных заведений намного выше, но в интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферах существенных различий не наблюдается.
Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления – самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность.
Мне бы хотелось, как психологу дать Вам небольшие рекомендации для успешного взаимодействия с нашими студентами и выпускниками, учитывая их особенности.
1 Старайтесь создать доверительные отношения с наставляемым.
2 Эффективнее работать «тет-а-тет». У каждого наставляемого свой
наставник.
3 Правильная мотивация. Покажите обучаемому, насколько
эффективно саморазвитие, объясните, что он учится для самого себя,
для самосовершенствования. Научите его получать обратную связь от
окружающих его людей, извлекать уроки из собственного опыта.
4 Научите его использовать все возможности для развития и роста.
5 Эффективная система поддержки. Подкрепляйте успехи обучаемого,
поддерживайте упорство и желание получать новые знания и умения.
6 Регулярность встреч с наставляемым – не менее раза в одну – две
недели. Далее можно реже.
Упражнение «Фигуры» Приложение 1 (вариант 1 и 2)
Оборудование:листы бумаги А4, фломастеры, рисунок с 5 фигурами
Время выполнения: по 2 минуты
Группа делится на две подгруппы. Одна подгруппа наставники, другая наставляемые.
Остается одна пара, остальные выходят за дверь. Дается задание наставнику: посмотреть на рисунок и объяснить наставляемому, что необходимо сделать. Т.е. сделать копию.
Затем заходят остальные и выполняют это задание.
Шеринг:
Как Вы себя чувствуете?
Что было трудно в данном упражнении?
Что было легко?
Стили наставничества
Выступление ведущего с опорой на памятку. По окончании можно спросить у каждого, какой стиль предпочтительнее для него.
ИНСТРУКТАЖ
УБЕЖДАЮЩИЙ СТИЛЬ
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ СТИЛЬ
ДЕЛЕГИРУЮЩИЙ СТИЛЬ
Модель TELL-SHOW-DO
Эффективность этой модели в том, что мы последовательно воздействуем на каждый из способов восприятия. Сначала рассказываем (воздействие на слуховое восприятие), потом показываем (зрительное восприятие), потом пробуем сделать сами (практическое освоение методики). Воздействуя последовательно на каждый из трех типов восприятия, мы троекратно усиливаем эффект запоминания и овладения необходимым навыком. Если мы будем делать все одновременно, то человек может не воспринять информацию, а наставник может преподнести ее некачественно, сам запутаться в своих объяснениях.
Полный цикл обучения состоит из 6 частей.
1. Постановка цели. Наставник формирует цель обучения. Он определяет, что учащийся должен уметь выполнять по окончании процесса обучения из того, что не умел делать до этого.
2. Расскажи (TELL). Наставник рассказывает содержание задания учащемуся, предварительно разделив его на шаги. Большие задания рекомендуется разделять на несколько частей и проводить по каждой отдельные сессии.
3. Вопросы. Наставник задает вопросы учащемуся, чтобы понять, как он усвоил задание. Учащийся пересказывает содержание задания.
4. Покажи (SHOW). Наставник показывает способы выполнения задания, добавляя комментарии по ходу выполнения. По окончании наставник спрашивает, все ли было понятно.
5. Сделай (DO). Учащийся выполняет задание. Наставник может попросить учащегося сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы.
6. Обратная связь. Наставник дает обратную связь партнеру, они обсуждают критерии, по которым будут оцениваться полученные навыки.
Упражнение «Передай навык» Приложение 2.
Оборудование: Пряжа белого, красного и синего цвета(цвет российского триколора)
Время выполнения 10-15 минут.
Группа делится по парам. Второй участник пары выходит за дверь. Первым показывается навык «плетения косы» и дается бумажная схема-инструкция. Задача этих участников передать навык своим наставляемым, используя модель
Шеринг:
Как Вы себя чувствуете?
Что было трудно в данном упражнении?
Что было легко?
Подведение итогов:
Памятки, шеринг
Приложение 1 вариант 2DOCX / 20.98 Кб
Приложение 1DOCX / 20.98 Кб
Анкета входнаяDOCX / 20.55 Кб
Приложение 2 ко 2 упражнениюDOCX / 33.51 Кб
Памятка участникамDOCX / 540.87 Кб
Презентация к занятиюPPTX / 1.12 Мб