Тренинговое занятие: «Мир, который меня окружает»
Экологический центр « Экосистема» экологическое образование
Тренинговое занятие:
«Мир, который меня окружает»
Цель: развитие эмпатии к объектам окружающей природы, умения сотрудничать, для достижения общих целей.
Необходимые материалы: мяч, листы бумаги и ручки, цветные мелки или фломастеры — по количеству участников группы.
Возраст участников: разновозрастная группа от 8 – 14 лет
Ориентировочное время: 50 -60 минут.
Ход занятия
1.Организационный этап. Подготовка к работе, разминка.
1. Упражнение «Дерево»
Цель: — выявить настроение участников группы
Инструкция: «Закройте глаза и представьте себя каким-нибудь деревом. Подумайте, какое оно, какая погода, как себя чувствует ваше дерево?»
Рефлексия: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлениях.
2. Упражнение «Три стихии»
Цель: — усиление доминантности отношения к природе, сосредоточение внимания.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит, одно из трех слов: «вода», «воздух», «земля». Тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» — название птицы, во втором случае «земля» — животное, если было сказано «вода» — название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее
Рефлексия: Группа рассказывает, какие сложности возникли в ходе упражнения?
2 этап. Основная часть.
1. Упражнение «Природа в моей жизни»
Цель — узнать отношения участников тренинга к окружающей их природе.
Инструкция: каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание: «Природа для меня…», («Природа в моей жизни…»).
Рефлексия: после того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Рассказать насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.
2. Упражнение «Береги природу»
Цель — возможность обратиться к миру с важным посланием или просьбой. При этом учащиеся могут потренироваться в формулировании экологических требований и в сотрудничестве друг с другом.
Инструкция: объединитесь в группы по четыре человека и выберите тему, которая вам нравиться, например:
•Как можно сберечь воду?
•Как можно сохранить лес?
•Каким образом можно защитить права животных? и т.д.
Затем приготовьте все вместе речь, которую потом произнесет один из вас. Если хотите, вы можете произнести свою речь все вместе. Вы можете написать и нарисовать плакат, в котором сообщите миру о своих требованиях, или же все вместе сочините пьесу, которая привлечет внимание к выбранной вами теме. У вас есть 20 мин. на подготовку.
Дайте возможность каждой четверке представить свое послание.
Рефлексия:
•Как протекала работа в твоей группе? FACE="Symbol"
•Трудно ли было найти общую тему?
•Доволен ли ты результатами работы группы? FACE="Symbol»
•Почему важно, чтобы дети интересовались мировыми проблемами?
•Был ли ты когда-нибудь на демонстрации?
• Принимал ли кто-нибудь из твоей семьи хоть раз участие в той или иной гражданской инициативе?
3. Упражнение « Окружающая среда»
Цель — развитие эмпатии к объектам окружающей природы. Основные технологии взаимодействия с природой, усиление эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.
Инструкция: «Давайте поговорим о том, что каждый из вас должен делать, для улучшения состояния окружающей среды. Чем вы можете помочь природе? Подумайте и запишите. На это вам дается 5 минут». После того, как участники расскажут о своих обязанностях, они должны сделать общий вывод.
Рефлексия: участники рассказывают, за что чаще всего были ответственны члены группы? Кому, было трудно определить, какого рода ответственность он должен нести? Если было трудно прийти к общему выводу, то почему? и т. д.
3 этап. Заключение. Рефлексия занятия.
В конце тренинга следует спросить, есть ли у кого-либо из членов группы желание высказаться по поводу проделанной работы. Закончить тренинг следует упражнением «Дерево».
Цель упражнения — узнать, изменилось ли настроение участников группы после тренинга.
Инструкция: «Закройте глаза и представьте себя каким-нибудь деревом. Подумайте, какое оно, какая погода, как себя чувствует ваше дерево?»
Рефлексия: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлениях.