12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина11329
Гришина Валентина Иосифовна. Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж - 38 лет. Отличник Просвещения
Россия, Мурманская обл., Апатиты
Материал размещён в группе «Подготовка к ОГЭ »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких формах в целях учёта возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и участников с ОВЗ.

200-е номера вариантов предназначены для слепых, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования, – сжатое изложение по прослушанному тексту с творческим заданием. Эти экзаменационные материалы

аналогичны 100-м экзаменационным вариантам, однако визуальные образы в текстах сведены к минимуму. Для слепых обучающихся задания переводятся на рельефно-точечный шрифт Брайля.

Условия проведения работы

Сжатое изложение по прослушанному тексту 200-х вариантах. Текст для изложения читается организатором в аудитории дважды с интервалом между прочтениями текста 10 минут. В это время участники экзамена могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (записывать под диктовку текст изложения в листы бумаги для черновиков не разрешается).

Текст творческого задания для слабовидящих участников экзамена при необходимости копируется в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК. Текст творческого задания для слепых участников экзамена оформляется рельефно-точечным шрифтом

Брайля.

Особенности сжатого изложения по прослушанному или прочитанному тексту с творческим заданием – экзаменационные материалы 200-х вариантов

Устанавливается минимально необходимый объём письменной работы в форме сжатого изложения по прослушанному или прочитанному тексту с творческим заданием:

– сжатое изложение – от 70 слов;

– творческое задание (сочинение) – от 200 слов.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 по русскому языку.

Таблица 1

Форма

Аспекты оценивания

Баллы

Максимальный первичный балл

Сжатое изложение

с творческим заданием


Сжатое изложение

4

17

творческое задание

3

Грамотность

и фактическая точность

письменной речи

10

Таблица 2

 Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание текста для изложения, но упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– допущено не более одной логической ошибки;

– в работе имеется не более одного нарушения абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется более одного случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1 –ИК3

4

Критерии оценивания выполнения творческого задания к сжатому изложению При оценивании следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов

Таблица 3

 Критерии оценивания творческого задания

Баллы

СК1

Соответствие сочинения формулировке задания

Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос

1

Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос.

* Такая работа по критериям СК1– СК3 оценивается 0 баллов

0

СК2

Отражение собственного мнения экзаменуемого

Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме

1

Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу

0

СК3

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента)

1

Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение

0

Максимальное количество баллов за творческое задание по критериям СК1 –СК3

3


Таблица 4

 Критерии оценивания грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более*

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-пять ошибок

1

Допущено шесть ошибок или более

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала нет

2

Допущены одна-две ошибки в изложении материала

1

Допущено три ошибки в изложении материала или более

0

Максимальное количество баллов за грамотность по критериям ГК1 –ГК4, ФК1

10

Примечание к табл. 4

Если экзаменуемый выполнил только один вид работы (или сжатое изложение, или творческое задание), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется в соответствии с объёмом работы:

– если в работе не менее 150 слов, то грамотность оценивается по таблице 2;

– если в работе менее 150 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается 0 баллов.

 ВАРИАНТ 1

Задания

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения К.А. Журенкова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

 Компьютеры и Интернет вытесняют книги. С этой безрадостной картиной многие успели смириться. Кажется, что компьютер вот-вот расправится с книгой. Но есть несколько причин, почему этого никогда не случится.

Некоторые виды книг, конечно, отомрут. К примеру, справочная литература. Ею удобнее пользоваться в электронном виде. Иное дело – литература художественная, которая требует вдумчивого чтения. Как фотография не убила живопись, так и книга продолжит существовать. Первое преимущество книги – это возможность неспешного размышления над текстом. Второе преимущество – бумага долговечнее. Третье – она не требует источника питания.

Интернет можно использовать, чтобы обучать импровизации, сочинительству, но к будущему литературы он не имеет никакого отношения. Возможно, всё сведётся к тому, о чём говорил известный писатель в своём эссе «Как написать роман».

«Я бы просканировал около сотни романов и столько же научных трудов, два-три телефонных справочника. Затем я запустил бы простенький генератор случайных чисел, чтобы смешать всё это, и внёс небольшую правку... В конце концов у меня получился бы роман. Его стоило бы распечатать, перечитать раза два и подчеркнуть важные места. Следующий шаг – погрузить в трейлер и отвезти на... мусоросжигательный завод.
И, глядя, как всё это горит, сидеть под деревом, пока в голову не придёт пара строк типа: ”Луна плывёт высоко в небесах – лес таинственно темнеет”».

Так что обычные наши книги не умрут: их не съедят вирусы и не сотрёт невнимательный пользователь, они не требуют программ для прочтения. Поэтому главный аргумент в пользу книги – её вещественность, стабильность. Книга не забросает вас электронной почтой и не зависнет
на самом интересном месте. Книга не бежит впереди нас, она идёт с нами
в ногу.

(По К.А. Журенкову)

250 слов

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Согласны ли Вы с мнением, что «компьютер вот-вот расправится
с книгой»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАНТ 2

Задания

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.А. Кутырёва.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

 Почему люди всё время недовольны телевидением – этим величайшим даром цивилизации? Потому, что в нас бунтует не находящая реализации часть нашего живого существа. Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам. Сами не поём, не пляшем, не шутим и не разыгрываем друг друга, даже не общаемся. Только смотрим, смотрим, смотрим…

Телевидение – символ всей современной аудиовизуальной культуры. Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира. Она уносит человека туда, где он существует только как фантом. Уже есть телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. А сегодня уже говорят и о компьютерной зависимости, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».

Но в творческую лабораторию человека попадает только то, что прошло через чувства. Только через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие человека, природы, мира. Информационное воздействие затрагивает только наше мышление. От хоккея по телевизору остаётся только поверхностный след, который быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. А хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит всё тело, весь человек.
И так любые события. Некоторые уже и не нуждаются в переживании и, скорее, похожи не на человека, а на роботообразное существо. По телевидению – мы простые наблюдатели. В реальной жизни – мы участники этой жизни и её непосредственные строители.

(По В.А. Кутырёву)

218 слов


2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В чём вред и польза телевидения?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАНТ 3

Задания

1. Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения Д.А. Гранина.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

 Петербург сначала, с первых своих лет, задуман был как столица. Дело неслыханное в вропейской истории. Бывало, что столицы переносились. Здесь же столица строилась. Новая столица древнего государства, имеющего свою столицу – Москву. Эксперимент в те времена единственный,
без примеров.

Города на Руси складывались по давно заведённому порядку, вокруг крепостей, укреплений, монастырей. К монастырю, к святым местам подтягивался, пристраивался город.

Здесь же не за что было зацепиться на этой топи. Было лишь сознание необходимости, нужды для России. И была воля Петра.

Воля Петра была поистине гигантской. Такой поступок требовал огромной личной смелости. Пётр не побоялся объявить об этом боярам, дьякам, всей России. Можно было начинать строить Петербург как порт, но он начал его строить как столицу. Он не побоялся упрёков, возмущения. Он обрубал привычные связи, понятия. Может быть, в этом повороте, совершённом Петром, ещё есть много недооценённого историей. России нужно было море. Из всех морей России нужнее всего была Балтика. «Окно в Европу» рубили не для того, чтобы ходить на поклон, а для того, чтобы сблизиться, – «все флаги в гости будут к нам».

И вот мечта Петра исполнилась, замысел осуществился, с размахом бóльшим, может быть, нежели ожидал Пётр. Окно в Европу прорублено, все флаги – в гостях, город, стройный и прекрасный, раскинулся по берегам Невы, стал столицей Российской империи, столицей вполне европейской…

(По Д.А. Гранину)

209 слов

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В чём проявляется величие исторической личности?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАН 4

Задания

1. Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В. Селуянова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Его жизнь в современном обществе немыслима без каждодневных контактов, встреч со множеством людей. И от того, как ведут себя в отношениях друг с другом люди, зависит очень многое.

Умение жить с людьми – это сложнейшая наука, которой надо обучаться с раннего возраста. Для того чтобы правильно, культурно вести себя в обществе, мало прочесть правила поведения. Невоспитанность, бескультурье чаще всего являются не следствием незнания правил,
а отсутствием привычки поступать культурно, красиво.

Культура общения, культура поведения – результат постоянной тренировки, результат самодисциплины, самовоспитания. Попробуем представить себе, что некоторые элементарные нравственные правила, хорошо известные каждому современному человеку, стали привычными.
Для вас стало привычным делать всякое дело только хорошо. Вы привыкли доводить начатое дело до конца. Вы привыкли выполнять порученное дело самостоятельно, не перекладывая ответственность на других.
Для культурного человека привычкой становится обязательность и точность. Он не будет отказываться от данного слова и не опоздает на встречу, не оскорбит окружающих неопрятным внешним видом, не будет навязчив, назойлив в обществе.

Человек, стремящийся овладеть культурой поведения, постоянно сохраняет в себе чувство собственного достоинства, личной чести, которая не допускает унижения другого, фальши и легкомыслия. Уважение к другому человеку требует проявления терпения, снисходительности, известной уступчивости.

(По В. Селуянову)

200 слов

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В чём проявляется культура поведения человека?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАНТ 5

Задания

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения К.Г. Паустовского.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

Довольно давно я решил написать книгу, которая должна была состоять из биографий замечательных людей. В эту книгу я хотел вставить жизнеописания самых обыкновенных людей, с которыми я встречался. Среди них был один простой и милый знакомый – директор краеведческого музея в маленьком городке Средней России*.

Музей помещался в старинном доме. Помощников у директора не было, кроме жены. Они вдвоём не только держали музей в образцовом порядке, но и ремонтировали дом, заготавливали дрова и делали всякую трудную работу.

Однажды я их застал за странным занятием. Они ходили по улице около музея и подбирали все камни и битый кирпич, какие валялись вокруг. Оказывается, мальчишки выбили камнем в музее окно. Чтобы впредь у мальчишек не было под рукой метательных снарядов, директор решил собрать с улицы все камни и снести их во двор.

Каждая вещь в музее – от старинного кружева или редкого плоского кирпича XIV века до образцов торфа и чучела аргентинской водяной крысы нутрии – была изучена и тщательно описана.

Но этот скромный человек, говоривший всегда вполголоса, покашливая от смущения, совершенно преображался, когда показывал картину одного художника. Он нашёл её в закрытом монастыре. Правда, это был уникальный экспонат.

Работать этому человеку было трудно. С ним мало считались. Работал он в тишине, ни к кому не приставал. Но даже если бы его музей и не приносил большой пользы, то разве само существование такого человека не было для местных людей, особенно для молодёжи, примером преданности делу, скромности и любви к своему краю?

(По К.Г. Паустовскому)

235 слов

* Сообщить о написании имён собственных и датах.

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В чём проявляется любовь человека к родному краю?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее
100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАНТ 6

Задания

1. Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.М. Пескова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

 Сложное существо человек. «Братьев меньших» он преследовал с пещерных времён. Исчезновение мамонтов, возможно, связано с охотой на них. Тысячи хитроумных приспособлений с давних пор придуманы для охоты. И всё живое человека боится. Облик и запах его заставляют животных насторожиться, прятаться, убегать.

Но людям присуще и милосердие. Вовсе не странно, что тот же охотник приходит на помощь попавшим в беду животным. Примеров сколько угодно.

Так, однажды на Оке попали в беду косули. Ночью они перешли реку благополучно, а когда возвращались в лес днём, лёд не выдержал, и животные провалились в полынью. Видеть, как косули барахтаются в ледяной воде, было невыносимо. Но только сочувствием тонущих вызволить было нельзя. Лесник бросился к дому, вынес надувную лодку, весло, верёвку. Операция была опасная. Человек, толкая перед собой лодку, полз по льду. И трёх косуль лесник спас.

Время от времени случается и нечто противоположное: животных, оказавшихся на суше, с большим трудом удаётся вернуть в воду. По непонятным причинам киты иногда выбрасываются на берег. Сдвинуть огромную тушу непросто. Но видеть страдания животных, ничего не предпринимая, люди не могут. Чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, терпящих бедствие.

Любопытно, что животные это знают и в критических ситуациях ищут спасения у человека. Помню солнечное утро на реке. Мы стояли возле палатки, и вдруг сверху на грудь мне упала, вцепившись в рубашку, ласточка. Оказалось, птицу атаковал сокол. И это не единственный случай поиска спасения у людей.

(По В.М. Пескову)

227 слов

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В чём проявляется сложность отношения человека к «братьям меньшим»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

ВАРИАНТ 7

Задания

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения К.Г. Паустовского.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

  Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова* не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове в Балтийском море.

Война застала здесь нескольких актёров – мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты в лесу.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то голос неуверенно произнёс:

– А Паганини играл и на одной струне…

Паганини! Разве Егоров мог равняться с великим музыкантом!

Всё же он медленно поднял скрипку к плечу и заиграл. В коротком антракте войны звенела и росла мелодия Чайковского, и от её напева, казалось, разорвётся сердце.

И последняя струна не выдержала силы звуков и порвалась. Егорову не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину.

Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

В Ленинграде лётчик отнёс скрипку к известному дирижёру.

– Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику дирижёр.

Где теперь эта скрипка, я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. Она играет мелодии, заставляя сердца слушателей дрожать от гордости.

(По К.Г. Паустовскому)

242 слова

* Сообщить о написании имён собственных.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В чём проявлялись героизм и мужество защитников Родины
в годы Великой Отечественной войны?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


​​​​​​​ВАРИАНТ 8

Задания

1. Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения М.И. Ростовцева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

 Издавна славна муромская земля своими чудо-богатырями.
В VIII–IX веках муромская дружина участвовала в походах владимиро-суздальских князей против враждебных племён. Не случайно в то время народная былина выводит из Мурома* своего любимого героя – могучего богатыря, крестьянского сына Илью Муромца.

Но не было на муромской земле подвигов выше тех, что совершили герои-муромцы на фронтах Великой Отечественной войны. Муромец капитан Гастелло совершил бессмертный подвиг во славу Родины. Двадцать шестого июня 1941года капитан Гастелло с членами экипажа повёл самолёты на штурм вражеских войск. Находясь в воздухе, Гастелло заметил на дороге вражескую колонну. Не раздумывая, он развернулся и пошёл на крутое снижение. Сбросив бомбы в самую гущу фашистских танков и обстреляв колонну из пулемётов, советские лётчики стали уходить в сторону своего аэродрома. Но в это время вражеский зенитный снаряд догнал самолёт Гастелло. От прямого попадания машина вспыхнула.

Зная о гибели, Гастелло и члены экипажа не сделали ничего ради собственного спасения. Бесстрашный лётчик направил пылающий самолёт в группу вражеских танков. Раздался огромной силы взрыв. Жизнь героев оборвалась на пятый день войны. За беспримерный подвиг Гастелло посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В годы войны аналогичный подвигу Гастелло огненный таран был совершён много раз.
Да, только патриоты могли совершать такие подвиги. И мне вспомнились слова известного писателя: «Русским людям героизм присущ от природы, это их хлеб насущный».

(По М.И. Ростовцеву)

211 слов

* Сообщить о написании имён собственных и датах.


2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Как Вы понимаете значение слова «патриотизм»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАНТ 9

Задания

1. Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения В.Л. Киселева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

 Самое лучшее место в нашей школе – химический кабинет. Вместо парт там стоят столы. И вдоль стены шкафы, заполненные банками, а в банках реактивы.

И главное, в химическом кабинете Евгения Лаврентьевна*. У неё на уроках как-то никому не приходит в голову, что можно отвлечься или поболтать с соседом.

Евгения Лаврентьевна никогда никому не говорит: «Тебе ещё рано» или: «Ты это поймёшь позже». Она отвечает на все вопросы. И не только по химии. И всегда скажет ещё, какие книги прочесть, чтоб лучше понять. Старшеклассники рассказывают, будто иногда ей задают такие вопросы, что она отвечает: «Я этого точно не знаю. Я выясню и завтра вам отвечу».
И никогда не забывает ответить. Мне кажется, что за это её особенно надо уважать.

От Евгении Лаврентьевны на каждом уроке узнаёшь что-нибудь совершенно удивительное. Вот, например, есть такая пословица: «Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть». Мне казалось, что для того, чтобы съесть пуд соли, нужно лет двадцать. Но Евгения Лаврентьевна рассказала нам, что каждый человек с пищей съедает в год от 8 до 10 килограммов соли. Значит, вдвоём они съедают пуд соли всего за год.

На всю жизнь я запомню первый урок Евгении Лаврентьевны.
«Кто такие химики?» – такая была тема этого урока. Если бы она рассказывала сто часов подряд, никто всё равно не сдвинулся бы с места. Особенно мне понравился рассказ о великом химике Бутлерове.

(По В.Л. Киселеву)

221 слово

* Сообщить о написании имён собственных.


2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Какие качества учителя вызывают уважение и любовь учеников?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАНТ 10

Задания

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту из произведения М.Л. Гаспарова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

 Для старшего поколения искусство было первейшей ценностью. Нужно ли искусство сегодня, в прагматическом обществе? Сможет ли оно объединить разные поколения?

Аристотель*, кажется, считал, что низшее искусство служит развлечению, среднее – очищению чувств, а высшее – развитию ума, и всё это одинаково важно. Я думаю, что тех, кто ищет первого, второго и третьего, и сейчас столько же, как и пятьдесят лет назад. Только тогда было меньше развлекающего искусства, и те, кто сейчас читает триллеры и дамские романы, тогда вообще ничего не читали. Здесь возникает вопрос: нужно ли в наше время читать классику? Классику не как совокупность текстов, которые можно только повторить, а как язык, на котором можно сказать своё собственное и нужное и добиться взаимопонимания. Не разговорник с готовыми фразами, а учебник языка.

Своим детям я говорю: «Сейчас твой круг общения – дворовые ребята, здесь для взаимопонимания хватает слов из модного жаргона и образов из последнего кино. Но будешь взрослеть – круг этот будет расширяться, и взаимопонимание станет труднее. Тебе нужно будет написать письмо о том, что ты прав, а другой виноват, – на дворовом языке ты это убедительно не сделаешь. А если ты присмотришься, как писал Пушкин,  то сможешь. Есть один человеческий тип, знакомый в жизни каждому;
ты будешь его описывать и только запутаешься, а кто читал Гончарова, скажет: Обломов – и всем читавшим станет ясно». Может быть, это и ответ на вопрос: способно ли искусство преодолевать различия поколений?

(По М.Л. Гаспарову)

223 слова

* Сообщить о написании имён собственных.


2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Может ли классическая литература объединить разные поколения?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 100 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


Опубликовано в группе «Подготовка к ОГЭ »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.