12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Литвинова Елена Владимировна18



муниципальное казенное образовательное учреждение

«Елизаветинская средняя общеобразовательная школа»









Урок в 9 классе




Тема урока

ТРКМ в работе с текстом

при подготовке к сочинению – рассуждению

















Выполнила:учитель русского языка и литературы Литвинова Е.В.









Цели:

Образовательные:

научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы;

научить подбирать доказательства, примеры;

Воспитательные:

на основе текста Ю. Яковлева сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души;

учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.

Развивающие:

продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;

способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.

Использованная технология: технология развития критического мышления.

Приёмы технологии критического мышления: синквейн, кластер, дерево предсказаний, чтение с остановками, 6 шляп критического мышления.

Ход и содержание урока

I. Стадия вызова.

1) Ребята, я вам предлагаю синквейн без первой строчки: 

-----------------------

Искренняя, неподдельная.
Помогает, согревает, восхищает.
Жизнь становится ярче.
Благодушие.


- Определите первое слово синквейна (доброта ).

- Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой доброте и о её удивительных свойствах).

- Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?

2) Составьте кластер к слову ДОБРОТА

- Как вы думаете эти качества рождаются в человеке или их нужно растить и развивать в течение жизни?

- Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?


- Какова, на ваш взгляд, будет цель урока,?


    - Сегодня мы познакомимся с текстом Зинаиды Поляковой, который называется «Осколки доброты». Прежде, чем начать читать, давайте попробуем предсказать:

1) Что может произойти в рассказе с таким названием? «Осколки доброты»?

2) Где будет происходить действие?

3) Кто герои?

4) Чем может закончиться рассказ?

( Записи делаются на листочках и крепятся на «Дерево предсказаний»)


- Мы проверим ваши предсказания после чтения рассказа



3) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.



Чтобы интересней было читать, будем делать остановки, делая прогноз по поводу развития сюжетной линии

Положите перед собой листочек желтого цвета, читаем



Читает ученик)


Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка.

Где происходит действие

Кто появился на пляже?

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?

-Продолжим чтение. Положите перед собой листочек розового цвета. (Читает ученик)

2 часть.


Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему?

-   Что  вы чувствуете сейчас?  (неприязнь, брезгливость, раздражение, страх…)

-   Как, по вашему мнению, отреагировали отдыхающие на появление такой старушки?


- Вопрос - как вы думаете, что произойдёт дальше?


3 часть. (На листочках фиолетового цвета)

(Читает ученик)

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.



-   Почему так поступили взрослые?

-   Старушка просила внимания к себе?

-  Почему так ведут себя дети?

-   Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту?

        (улыбнуться в ответ)

-   Улыбка не стоит ничего, но даёт так много:

        1. обогащает тех, кому мы её дарим, не делая при этом, беднее нас самих

        2. она отнимает у нас лишь мгновенье, но память о ней остаётся надолго

        3. улыбка рождает дружбу между людьми

        4. даёт силу слабым, надежду отчаявшимся

-   Понимает ли старушка, что она неприятна людям? (человеческое непонимание, неприятие отчуждение, ),

-   Отвечает ли она им тем же?

-   Всегда ли по внешнему виду человека и его действиям можно определить его сущность?  

К сожалению, мы привыкли не только встречать,  но и судить человека по одёжке.

Посмотрите внимательно на доску и скажите, что увидели?

.

        

-   Все увидели только маленькую чёрную точку, и никто не увидел большого белого листа. Так и в жизни, мы часто судим о человеке по его малым недостаткам, не пытаясь разглядеть его достоинства.

-  Какие достоинства можно разглядеть у старушки?  (не отвечает злом  на  недовольные взгляды и злые ухмылки)

-  Как вы думаете , чем закончится текст


4 часть

-Возьмите листочек белогого цвета. (Читает ученик)

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.


-Ожидали ли мы, что так закончится текст?

- Вернёмся к «Дереву предсказаний», которое мы составили в начале урока.

-Что нам удалось угадать?


-Ребята, что такое альтруизм? ( бескорыстная забота о благе других людей называется)
-Дополните кластер еще одним словом –альтруизм.



II. Стадия осмысления.

А сейчас мы поразмышляем над темой человеческой доброты в «6 шляпах критического мышления».

1 группа – белая шляпа (объективный наблюдатель): 

мыслим фактами, цифрами, без эмоций, без субъективных оценок.

О ком и о чем текст? Что мы узнали о главной героине, о семье, которая отдыхала на пляже? какими вы их представляете?

2 группа – красная шляпа (эмоциональный наблюдатель): 

какие чувства вызвал текст и главная героиня? Почему?

3 группа – черная шляпа (взыскательный критик): 

выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера семьи, отдыхающей на пляже.

4 группа – желтая шляпа (позитивная): 

приведите примеры из художественных произведений, в которых поднимается тема человеческой доброты.

5 группа – синяя шляпа (философская): 

поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.


Доброта – она не увядает
И не ждёт взаимности в ответ…
Никогда не жжёт, а согревает,
Оставляя в душах яркий свет…

Доброта не судит, не калечит…
От неё не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…

Доброта действительно бесценна.
И старик, что кормит голубей,
Даже сам не зная, постепенно,
Эту землю делает добрей…

И ребёнок, пожалев дворнягу,
И отдав с портфеля бутерброд,
Доброте поступком дал присягу,
Что в беде друзей не подведёт…

Доброта – она всегда богаче
Самых состоятельных людей…
У неё ни джипа нет, ни дачи,
Но Господь поведал нам о ней…

И друг другу веря и жалея,
Не таская в сердце груз обид,
В целом, мы становимся добрее.
Ничего, что там, в груди щемит…

Доброта всегда протянет руку,
Несмотря на сделанное зло…
Не узнать о ней – вот это мука.
С ней не всем столкнуться повезло…

Доброта, как раненая птица,
Что, сломав крыло, стремится ввысь…
И блеснёт слезою на ресницах
Доброта, что верит в нашу жизнь…

Где добро, там свет, а как иначе?
Жизнь без милосердия пуста…
Если от чужого горя плачем,
Значит, не иссякла доброта…


- Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Что общего между этим стихотворением и текстом ? Какой урок вы для себя получили после знакомства с текстом и стихотворением?



6 группа – зеленая шляпа (творческая): Слайд №13 составьте «синквейн» к словам «старушка» и «семья».





III. Рефлексия.

1) Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2).Напомню задание. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги»

2) Вспомним композиционные части сочинения-рассуждения:

Тезис, первый аргумент, второй аргумент, вывод.

3) Работа над частями сочинения-рассуждения:

1 абзац – все вместе в группе (зачитываем, обсуждаем).

2 и 3 абзацы – каждый пишет сам (зачитываем, обсуждаем).

4 абзац – группой (зачитываем, обсуждаем).

-Поставьте себе оценку за работу на уроке.

- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

- Какие предположения подтвердились?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Домашнее задание: доработать сочинение.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Литвинова Елена Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 13 фев 2020 в 18:43
Литвинова Елена Владимировна, 13.02.20 в 18:45 1Ответить Пожаловаться
Технология «Развитие критического мышления» - это
целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться;
интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом;
современная "надпредметная" технология
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.