Методическая разработка урока по биологии 8 класс «Строение нервной системы. Спинной мозг»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока
по биологии 8 класс
Строение нервной системы.
Спинной мозг
Автор: Рубан Маргарита Александровна
Учитель биологии и химии МКОУ Чаинской СОШ Купинского района Новосибирской области
2019г
Тема урока: Строение нервной системы. Спинной мозг
Цель:
- углубить знания учащихся о строении и функциях нервной системы человека;
- определить место спинного мозга в организме человека, основные функции и его строение;
- разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга.
Задачи:
Личностные:
формировать представление о нервной системе, спинном мозге, их строении и функциях,
развивать навыки межличностного общения, самоконтроля, инициативу, творческую активность.
Регулятивные:
формулировать цель, уметь управлять своей познавательной деятельностью;
формировать навыки самооценки.
Познавательные:
понимать смысл поставленной задачи;
владеть универсальными естественно - научными способами деятельности: наблюдение, моделирование;
формировать общеучебные УУД (уметь сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать);
развивать умение извлекать информацию из разнообразных источников.
Коммуникативные:
уметь ясно, точно, излагать мысли в устной речи;
формировать коммуникативные УУД (организация и осуществление учебного сотрудничества).
Планируемые результаты:
Предметные:
характеризовать общий план строения нервной системы человека и основные функции нервной системы.
характеризовать строение спинного мозга;
описывать, как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга;
строить схемы рефлекторных дуг безусловных спинномозговых рефлексов.
Метапредметные результаты обучения:
познавательные - анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию и использовать для решения учебных задач;
регулятивные - оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
коммуникативные - полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре при решении учебной задачи.
Личностный результат обучения:
проявлять познавательный интерес, направленный на изучение нервной системы человека.
Форма урока: урок изучения нового материала
Тип урока: комбинированный
Форма организации познавательной деятельности
обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа.
Методы: проблемный, поиск информации, эвристическая беседа.
Технологии:
технология проблемного диалога,
технология сотрудничества,
информационные технологии.
Межпредметные связи: анатомия, русский язык.
Оборудование:
учебник;
компьютер;
интерактивная доска;
мультимедиа - проектор.
Средства обучения:
видеофильм «Анализ рефлекторной дуги на примере лягушки»»;
видеофильм «Анализ рефлекторной дуги на примере человека»;
презентация «Строение нервной системы. Спинной мозг».
Этапы урока:
Организационный момент - 1 минута.
Проверка домашнего задания - 5 минут.
Изучение нового материала - 20 минут.
Физминутка - 1 минута.
Закрепление изученного материала – 15 минут.
Домашнее задание - 2 минуты.
Рефлексия - 1 минута.
Размер мультимедиа компонента – презентация – 2.21 мб, видео – 100мб.
Вид мультимедиа компонента – презентация, видео.
Список учебной и дополнительной литературы:
1.Андреев В.П., Павлович С.А., Павлович Н.В. Словарь. Биологический словарь. - Издательство: Высшая школа, 2011.-336с.
2.Богданов Н.А. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 112 с.
3.Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: учебник. М.: Дрофа 2015.- 416 с.
4. Пепеляева О.В., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам « Биология. Человек», 8 кл.
5. Биологический эксперимент в школе. Москва. «Просвещение»- 1999г.
6.ЕГЭ Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся. «Интеллект-Центр»-2007 г.
7. Методическое пособие по Биологии, Человек, 8 класс, Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н., 2016
Ссылки на использованные интернет – ресурсы:
http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/spinnoi-mozg
http://ic1.static.km.ru/sites/default/files/imagecache/620/megabook/health/data/pic/ana0155l.jpg
http://ic1.static.km.ru/sites/default/files/imagecache/620/megabook/health/data/pic/ana1155l.jpg
https://www.youtube.com/watch?v=TiNdQ9nDQgc
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный момент (1мин) | Приветствие учащихся. Проверка присутствующих и готовности к уроку: наличие учебных принадлежностей, учебника, рабочей тетради. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Присаживайтесь, настроитесь на изучение новой темы, знания которой вам в жизни пригодятся. Надеюсь, вы будите активно работать на уроке. Итак, посмотрите на доску: тема сегодняшнего урока: Строение нервной системы. Спинной мозг. (Слайд №1) Цель урока: -углубить знания учащихся о строении и функциях нервной системы человека; - определить место спинного мозга в организме человека, основные функции и его строение; - разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга. (Слайд №2) | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения . Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование |
Проверка домашнего задания (5 мин) | Раздаются тестовые задания. Вариант 1. Какие органы (системы органов) у человека выполняют выделительные функции? Из каких тканей состоят мочевыводящие пути? Чем представлено вещество почки корковое? Какие сосуды входят в капсулу нефрона? Химический состав и суточное количество мочи первичной? Почему нефрон является единицей почки структурной? Где происходит образование мочи первичной? (Слайд -3) Вариант 2. Назовите конечные продукты обмена белков, жиров, углеводов. Какие ткани входят в состав почки? Чем представлено вещество почки мозговое? Какие сосуды входят в капсулу нефрона? Химический состав и суточное количество мочи вторичной? Почему нефрон является единицей почки функциональной? Где происходит образование мочи вторичной? (Слайд – 4) | Самостоятельная работа. Самооценивание по критериям оценивания. Вариант 1. Почки, мочевые пути – мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. Рыхлой ткани с высоким содержанием эластических волокон. Нефроном Приносящие и выносящие артерии Минеральные соли. Глюкоза. Аминокислоты.витамины. вредные продукты обмен. Количество в сутки 180 – 200 литров. Осуществляет всю совокупность процессов в результате которых образуется моча. Образуется в почечной капсуле. (Слайд -5) Моча. Кал. Пот. Соединительная ткань. Пирамида. Сосочек пирамиды. Почечная лоханка. Переходный эпителий Приносящие и выносящие артерии Избыток минеральных солей. Вредные продукты обмена. Избыток глюкозы. Количество в сутки 1.5 – 2 литра. Осуществляет всю совокупность процессов в результате которых образуется моча. Поступает в собирательную трубочку. Затем в почечную лоханку. Мочеточник и мочевой пузырь (Слайд – 6) Критерии оценивания: 7б.-«5», 6б. «4», 4-5 б.-«3», 0-3 б.- «2» (Слайд-7) | Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками, Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости, научится принимать другое мнение и позицию, строить понятные высказывания, будет участвовать в диалоге с учителем и одноклассниками, использовать устное общение для решения коммуникативных задач. |
Изучение нового материала (20 мин) | Рассказ учителя с использованием презентации. Беседа. Молодцы с проверкой домашнего задания справились. Нервная система образована нервной тканью, которая состоит из огромного количества нейронов — нервная клетка с отростками. Нервная система условно подразделяется на центральную и периферическую. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, а периферическая нервная система — нервы, отходящие от них нервные узлы. (Слайд -8) Головной и спинной мозг представляют собой совокупность нейронов. На поперечном разрезе мозга различают белое и серое вещество. Серое вещество состоит из нервных клеток, а белое — из нервных волокон, являющихся отростками нервных клеток. В различных отделах центральной нервной системы расположение белого и серого вещества неодинаково. В спинном мозге серое вещество находится внутри, а белое — снаружи, в головном же (большие полушария, мозжечок), наоборот — серое вещество — снаружи, белое — внутри. В различных отделах головного мозга имеются отдельные скопления нервных клеток (серого вещества), расположенные внутри белого вещества, — ядра. Скопления нервных клеток находятся и за пределами центральной нервной системы. Они называются узлами и относятся к периферической нервной системе. (Слайд -9) Строение спинного мозга: Спинной мозг — тяж длиной около 45 см, диаметром 1 см, находится в канале позвоночника, покрыт тремя мозговыми оболочками: твёрдой, паутинной и мягкой (сосудистой). Спинной мозг находится в позвоночном канале и представляет собой тяж, который вверху переходит в продолговатый мозг, а внизу заканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг состоит из серого вещества, содержащего нервные клетки, и белого, состоящего из нервных волокон. Серое вещество расположено внутри спинного мозга и окружено со всех сторон белым веществом. На поперечном разрезе серое вещество напоминает букву Н. В нём различают передние и задние рога, а также соединяющую перекладину, в центре которой находится узкий канал спинного мозга, содержащий спинномозговую жидкость. В грудном отделе выделяют боковые рога. В них заложены тела нейронов, иннервирующих внутренние органы. Белое вещество спинного мозга образовано нервными отростками. Короткие отростки соединяют участки спинного мозга, а длинные составляют проводниковый аппарат двусторонних связей с головным мозгом. Спинной мозг имеет два утолщения — шейное и поясничное, от которых отходят нервы к верхним и нижним конечностям. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов. Каждый нерв начинается от спинного мозга двумя корешками — передним и задним. Задние корешки — чувствительные состоят из отростков центростремительных нейронов. Их тела расположены в спинномозговых узлах. Передние корешки — двигательные — являются отростками центробежных нейронов расположенных в сером веществе спинного мозга. В результате слияния переднего и заднего корешка образуется смешанный спинномозговой нерв. В спинном мозге сосредоточены центры, регулирующие наиболее простые рефлекторные акты. Основные функции спинного мозга — рефлекторная деятельность и проведение возбуждения. В спинном мозге человека заложены рефлекторные центры мышц верхних и нижних конечностей, потоотделения и мочеиспускания. Функции проведения возбуждения заключается в том, что через спинной мозг проходят импульсы от головного мозга ко всем областям тела и обратно. По восходящим проводящим путям в головной мозг передаются центростремительные импульсы от органов (кожа, мышцы). По нисходящим путям центробежные импульсы передаются от головного мозга в спинной, затем на периферию, к органам. При повреждении проводящих путей наблюдается потеря чувствительности в различных участках тела, нарушение произвольных сокращений мышц и способности к движению. (Слайд – 10, 11) Функции спинного мозга представлены в виде таблице. (Слайд - 12) Вывод: В строении спинного мозга различается серое вещество, которое осуществляет рефлекторную функцию и отвечает за безусловные рефлексы, и белого вещества осуществляющего проводящую функцию. У спинного мозга есть две главные функции. Во-первых, он служит двусторонней проводящей системой между головным мозгом и периферической нервной системой. Это достигается с помощью чувствительных и двигательных нейронов, чьи волокна вытягиваются длинными пучками из частей головного мозга. Они тянутся на разные расстояния вдоль спинного мозга и на концах, наиболее удаленных от головного мозга, вступают в контакт с волокнами или узлами чувствительных и двигательных нейронов, принадлежащих к периферической нервной системе. Сигналы передаются через синапсы между периферическими нервными клетками и нейронами спинного мозга. Вторая функция спинного мозга — контроль над простой рефлекторной деятельностью. Он осуществляется нейронами, чьи волокна тянутся на небольшое расстояние вверх и вниз по спинному мозгу, и интернейронами, которые транслируют импульсы непосредственно между чувствительными и двигательными нейронами. Вспомним что такое рефлекс и рефлекторная дуга. Рефлекс — реакция организма на изменение внутренней или внешней среды, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. (Слайд -13) Просмотр видео «Анализ рефлекторной дуги (на примере: лягушки). (Слайд - 14) Связь спинного мозга с головным. Центры спинного мозга работают под контролем головного мозга. Импульсы, поступающие от него, стимулируют деятельность центров спинного мозга, поддерживают их тонус. Если нарушена связь между спинным и головным мозгом, что бывает при повреждении позвоночника, наступает шок. При шоке все рефлексы, центры которых лежат ниже повреждений спинного мозга, пропадают, и произвольные движения становятся невозможными. Кора, ядра мозга, нервные волокна, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный канал, серые столбы спинного мозга, белое вещество — восходящие и нисходящие пути, рефлекторная и проводящая функции, шок. | Принимают участие в беседе. Учащиеся переносят таблицу со слайда в тетрадь. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения. |
Физминутка (1мин) | Прежде, чем мы приступим к закреплению полученных знаний на сегодняшнем уроке, давай повторим один очень важный для нас рефлекс, древний рефлекс, который поможет вам взбодрить организм, наполнить его энергией. Это всем известные «потягушки», потягивание. Встаньте ребята. Поднимите руки вверх. Потянитесь вверх как можно выше. Почувствуйте напряжение в мышцах, сделайте глубокий вдох. Опустите руки. Присаживайтесь. Продолжим урок. (Слайд – 15) | Выполняют физминутку. | |
Закрепление изученного материала (10 мин) | Организует работу по усвоению учащимися нового материала. Проверим на сколько хорошо вы усвоили материал, я перечислю утверждения, подумайте и ответьте, верны ли они? 1. Нейрон состоит только из аксона и дендритов. 2. Места контактов нейронов – синапсы 3. Нервы бывают чувствительные, двигательные и смешанные. 4. В состав ЦНС входят нервы и нервные узлы. 5. К периферическому отделу Н.С. относятся головной и спинной мозг. 6. Белое вещество образованно телами нейронов, а серое аксонами нейронов 7 . Рефлекс – ответная реакция организма, осуществляемая и контролируемая нервной системой 8. Рефлекторная дуга состоит из 5 частей: рецептора, чувствительного пути, участка ЦНС, двигательного пути и рабочего органа. 9. Центры спинного мозга работают абсолютно независимо от головного мозга (Слайд – 16) Спинной мозг до сих пор не изучен полностью – он скрывает еще множество тайн от докторов, а их разгадка в будущем может привести к излечению ныне не излечимых болезней нервной системы. Вашему вниманию представлены несколько интересных фактов об этом удивительном органе: Если позвоночник растет на протяжении 20 лет, то спинной мозг – только 5 лет. В процессе эволюции позвоночных организмов сначала появился спинной мозг, а затем головной. Первый выполнял все простейшие функции, включая рефлекторные Некоторые живые существа способны жить после потери головного мозга, оставаясь только со спинным. (Слайд – 17) Ученые до сих пор не пришли к общему выводу, и не могут установить механизм выпадения волос по всему телу у людей с повреждениями спинного мозга. Биопсия и анализ белого вещества органа позволяет обнаружить сотни и тысячи болезней человека Спинной мозг очень тонко чувствует ритм музыки, а потому автоматически способен посылать сигналы, которые заставят тело двигаться в ритм. (Слайд – 18) Вывод по уроку Итак, мы с вами изучили сегодня строение нервной системы, то что она подразделяется на центральную и периферическую, вспомнили что функциональной единицей нервной системы является нейрон, вспомнили его строение. Узнали, что спиной мозг расположен в спинномозговом канале имеет длину 45 см. Во внутреннем строении выделяется серое и белое вещество, а так же спинномозговая жидкость. Выделяют две основные функции рефлекторную и проводящую. Вернемся к началу нашего сегодняшнего урока нервная система имеет сложное строение. Спинной мозг называют главным «распорядителем» при головном мозге, так как он осуществляет большинство безусловных рефлексов, залога существования человека. (Слайд – 19) | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Под диктовку учащиеся выполняют задания (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). Нет, еще есть тело. Да. Да. Нет спинной и головной мозг. Нет, к центральному. Нет, наоборот. Да. Да. Нет.
| Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. Регулятивные УУД: - учатся, осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Домашнее задание (2 мин) | Параграф 44; начертить в тетради схему рефлекторной дуги безусловного защитного рефлекса – отдергивание руки от горячего предмета (утюга). (Слайд -20) | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Регулятивные УУД: - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий. |
Рефлексия (1 мин) | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Учащимся предлагается закончить фразы: На уроке у меня получилось ..., я запомнил (а)…., я буду знать, что… Если бы я нарисовал(а) лестницу успеха, я б поместил(а) себя из пяти ступенек на …….(Слайд-21) | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; обобщать. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. |