12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вахонина Татьяна Федоровна164
2

Методическая разработка урока по биологии раздела «Опора и движение», 8 класс Урок № 3. Строение, свойства костей; типы их соединений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя школа №16 г. Павлово

 

Методическая разработка урока по биологии раздела

«Опора и движение», 8 класс

Урок № 3. Строение, свойства костей; типы их соединений.


 

Программа: Программа среднего (полного) общего образования по биологии 5-11 классы. Базовый уровень. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010.-138с.

 


 


 

Автор учитель биологии Вахонина Татьяна Федоровна

 


 


 


 


 

г. Павлово

2018 год


 


 

Урок № 3. Строение, свойства костей; типы их соединений

Задачи: обобщить знания учащихся об основных функциях и особенностях опорно-двигательной системы; выяснить строение и химический состав костей, обеспечивающих выполнение функций; изучить типы соединения костей. Развивать умения наблюдать, делать выводы. Совершенствовать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: модели скелета и черепа человека; натуральные кости и их распилы; прокаленные и декальцинированные кости; таблица «Строение костей и типы их соединений»; видеоматериалы.

I. Оргмомент, Подготовить учащихся к работе на уроке, мотивация учащихся на изучение данной темы, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность. Взаимное приветствие, готовность к уроку. Выраженная волевая направленность деятельности учащихся в восприятию материала.


 

II. Мотивационно-целевой

? Какие особенности строения и состава костей обеспечивают выполнение функций опоры и защиты?

III. Оценочно-целевой

Проверка знаний 

I Повторение материала о скелете человека по заданиям учебника в рубриках: «Проверьте свои знания», «Подумайте», «Выберите правильный ответ». (Формы опроса, организация работы учащихся – по выбору учителя.)

Опрос «Строение скелета»- на интерактивной таблице 
Опрос «Функция скелета»- составление таблицы на доске 

Опрос «Особенности строение скелета человека»-монологический рассказ

 

III. Оценочно-целевой

2.Актуализация знаний 

Продолжи фразу

Человек приспособлен к движению и начинает это делать сознательно примерно через____________ (4 месяца после рождения)

. Движение обеспечивается ___________________________(опорно-двигательной системой.)

Опорно-двигательную систему образуют кости и мышцы.

Кости черепа, конечностей и туловища образуют твердый остов тела – _____________(скелет).

Мышцы и соединительно-тканные образования (хрящи, связки, сухожилья) образуют мягкий остов – гибкий скелет.

В организме человека 208-210 костей.

Вариативность связана____________________________________(с индивидуальным развитием каждого человека, и с тем, что некоторые кости могут у одних людей срастаться, а у других – нет).

Назвать функции опорно-двигательной системы

1. Механические функции скелета:

- (Опорная )– определяет форму тела, является вместилищем для внутренних органов, к нему прикрепляются мышцы

- (Защитная )– защита мозга, сердца, легких

2. Биологические функции скелета:

- (Минеральный обмен) – в костях содержится большое количество минеральных солей

- (Кроветворение )– красный костный мозг образует форменные элементы крови

3. Механические функции мышц

- (Двигательная) – передвижение костей

- (Защитная) – защита органов брюшной полости

4. Механические функции связочного аппарата:

- (Опорная) – соединения костей

-( Двигательная)– суставы

Опорные и защитные функции выполняются совместно костями, мышцами и связочным аппаратом.

IV. Операционно-познавательный

II. Мотивация

Формы костей скелета человека. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов. Беседа с учащимися о роли форм костей в обеспечении функций скелета. Связь с физикой.)

Можно ли кость завязать узлом?

В ходе этого урока мы начнем знакомство с тем, каким образом наши кости соединяются и узнаем, почему некоторые из них подвижны, а другие не двигаются друг относительно друга.

Особенности строения костной ткани

Кость образована соединительной (костной) тканью и содержит сосуды и нервы.

( Гистологическое строение кости)


 

Состав костной ткани:

Костная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества.


 

Клетки костной ткани:

Остеоциты уже не способны к делению.


 

Неорганические соединения накапливаются в виде кристалликов между оссеиновыми волокнами.

У детей в костях преобладают органические вещества, поэтому их кости более гибкие, но они легко деформируются при неправильных или слишком больших нагрузках.

С возрастом в костях увеличивается количество минеральных веществ, кости становятся более хрупкими, поэтому пожилые люди даже при незначительных травмах могут получить переломы.

На расположение перекладин губчатого вещества в кости влияют нагрузки. Рентгеновское просвечивание скелета спорстменов говорит об увеличении количества плотного вещества под влиянием усиленной физической нагрузки.

Специальными опытами было доказано, что кости животных, которым давали большие физические нагрузки, имеют более развитое, плотное вещество кости. В этих условиях происходят и глубокие микроскопические изменения: более развитыми оказываются особые пластинки, которые образуют в костной ткани как бы систему цилиндров, одетых один на другой.


 

2. Строение и химический состав костной ткани.

Лабораторная работа «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости». Беседа по проблеме: «Благодаря чему кости обладают упругостью, эластичностью и прочностью?»

Лабораторная работа «Микроскопическое исследование костной ткани» (проводят 2 человека или класс). На основании наблюдений и изучения рисунков учебника учащиеся должны придти к выводу, что костная ткань является видом соединительной ткани.

Строение костей, их функции. (Самостоятельная работа учащихся с распилами костей, текстом учебника на с. 102-103. Беседа по вопросам: «Что обеспечивает скелету выполнение функций опоры и защиты?», «Почему кость трудно сломать?»)

Рабочая тетрадь №94. Дополните предложение

Гибкость и упругость придают костям______________________________________________,

Твердость придают костям_______________________________________________________

Рабочая тетрадь №95. Ответьте на вопрос.

-Почему у пожилых людей кости становятся более хрупкими, чаще возникают переломы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая тетрадь №96. Изучите в учебнике раздел «Строение кости». Рассмотрите рисунок. Напишите названия структур, обозначенных цифрами.

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________

5._______________________

Рост костей. (Рассказ учителя, эвристическая беседа.)

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Встать, ноги врозь, руки за голову. Произвести круговые движения тазовой частью на счет 1,2,3 – вправо; на счет 4,5,6 – влево; на 7,8 – стряхнуть руки вниз и расслабить (полное расслабление).

Встать, ноги врозь, руки на пояс. Наклоны головой: на счет 1 – к плечу, 2 – вперед, 3 – к другому плечу, 4 – назад. Потом в обратную сторону: 5,6,7,8.

_Прочитать и проанализировать текст.

Рост человека

У новорожденного длина тела в среднем около 50 см. За первые 10 лет рост ребенка достигает 130 см. Обычно человек растет до 18-20 лет. До 50 лет рост остается неизменным. Затем начинается медленное уменьшение роста в среднем на 1-2 см в каждое последующее десятилетие. Объясняется это сокращением движений и уменьшением всей массы костно-мышечного аппатата. Однако, если человек занимается спортом в течении всей жизни, выполняет активные движения, в преклонном возрасте снижение роста может задержаться.

Средний рост у различных народностей колеблется от 135 до 178 см. Самые малорослые - карликовые племена Экваториальной Африки, а самые высокие - жители Южной Америки - патагонцы.

Прибавка в росте зависит от времени года: быстрый рост наблюдается летом и медленный - осенью и зимой. Высота человека в течение суток неодинакова. Измерьте свой рост утром и вечером, и вы легко убедитесь в этом.

V. Оценочно-рефлексивный

Закрепление

Рабочая тетрадь №97. Ответьте на вопрос

-Как осуществляется рост кости в длину и толщину?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа «Измерение массы и роста своего организма» (проводят все ученики класса). На основании наблюдений и измерений учащиеся должны придти к выводу, что костная ткань является видом соединительной ткани.

1.Типы соединения костей. (Рассказ учителя с элементами беседы с использованием моделей скелета и черепа; таблица.)

2.Строение сустава. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и раздаточным материалом, моделями сустава.

3.Беседа по результатам работы с использованием рисунков учебника и таблицы. Изображение в тетради схемы строения сустава.)

(Беседа с учащимися по вопросам к тексту учебника; заполнение таблицы).

Методическая литература:

1.Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 5-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 216с.

2.Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.

3.Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие – СПб.: «Паритет», 2008. – 240с.

Интернет-ресурсы:

http://tana.ucoz.ru/load/325-1-0-962 - Скелет человека

Лабораторная работа №3

«Микроскопическое строение кости»

Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

Сделайте вывод об особенностях микроскопического строения кости.


IV. Задание на дом: изучить текст стр.102-106, записи в тетради. Подготовить сообщения об антропологии, пропорциях тела и лица (Зверев И. К. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека – материал о Н.И. Пирогове).

Список рекомендованной литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8   М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Travma.biz (Источник).

2. Histol.chuvashia.com (Источник).

3. Eurolab.ua (Источник).
Соединение костей
PPT / 3.98 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.