Урок биологии «Спинной мозг — главный нервный кабель организма и регулятор его жизненных процессов» (8–9 классы)
Урок с видеоматериалами разработан по учебнику «Человек и окружающая среда» Анастасова Л.П. и др, для пред профильного обучения с учётом изменившихся требований в условиях реализации нового образовательного стандарта, необходимостью формирования и развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
СПИННОЙ МОЗГ — ГЛАВНЫЙ НЕРВНЫЙ КАБЕЛЬ ОРГАНИЗМА И РЕГУЛЯТОР ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Все органы, ткани и даже отдельные клетки живого организма снабжены специальными образованиями, воспринимающими раздражения, исходящие как из внешней, так и из внутренней среды. Они называются рецепторами и отличаются большим разнообразием в строении, что соответствует многообразию их функций.
Раздражения, воспринимаемые ими, передаются по чувствительным проводникам в составе соматических нервов и задних корешков в спинной мозг, который выполняет функции. По его восходящим проводящим путям сигналы, поступающие от кожи, мышц, сухожилий, внутренних органов, кровеносных сосудов, устремляются вверх, к головному мозгу. А по нисходящим проводящим путям «летят приказы» из головного мозга на периферию. При обязательном участии спинного мозга совершаются все двигательные акты организма. Поэтому травмы спинного мозга приводят к различным расстройствам двигательных функций, а иногда и полному параличу.
По своему происхождению спинной мозг более древнее образование нервной системы по сравнению с головным мозгом, и анатомически он устроен более просто. По виду спинной мозг напоминает несколько уплощенный в переднезаднем направлении цилиндрический тяж, заключенный в мощный и одновременно гибкий костный футляр. Спереди спинной мозг защищен телами позвонков, а сбоку и сзади — их дугами . Помимо костных стенок, спинной мозг предохраняют еще оболочки, жировая прокладка и заполняющая меж оболочное пространство жидкость — ликвор (образуется в головном мозге). Спинной мозг немного короче позвоночника: он начинается от продолговатого мозга и кончается конусовидно на уровне первого-второго поясничного позвонка. Его делят на сегменты — участки мозга с парой передних и парой задних корешков и различают: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1—3 копчиковых. Каждый сегмент отвечает за функцию определенной группы мышц и участка кожи.
Если рассмотреть поперечный срез спинного мозга, то хорошо видно серое вещество , внешне напоминающее бабочку с раскрытыми крыльями, которое образовано огромным числом нейронов. В каждом сегменте их десятки и сотни тысяч. Широкие правый и левый выступы серого вещества называют передними рогами. В них сосредоточены группы крупных двигательных нейронов. Их нервные волокна, собираясь в пучки, выходят из спинного мозга и образуют передние корешки, которые сливаются с задними корешками и уже в составе спинномозгового нерва направляются к скелетным мышцам: один корешок — в левую половину тела, другой — в правую. В спинномозговых узлах , прилегающих к задним корешкам, сосредоточены еще и чувствительные нейроны, которые идут на периферию тела и оканчиваются чувствительными нервными рецепторами, залегающими в коже, в подкожной клетчатке, мышцах, кровеносных сосудах и других органах. Центральные отростки чувствительных нейронов в составе задних корешков проникают в спинной мозг и оканчиваются на клетках задних рогов , которые называются вставочными или ассоциативными нейронами. Они передают импульсы с чувствительных нейронов на двигательные.
Задания. 1. Объясните, что произойдет с вами, если вы случайно прикоснетесь к раскаленному утюгу. 2. Почему, исследуя сухожильный коленный рефлекс, врач может судить о функциональном состоянии определенного участка спинного мозга и его проводящих путей?
Анатомия спинного мозга
Как устроен спинной мозг?
Внешенее строение спинного мозга
Строение и функции спинного мозга
Спинной мозг человека и его функции
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html