Конспект урока учебного курса «Мир природы и человека» в 4 классе школы VIII вида «Труд людей осенью»

Конспект урока учебного курса Мир природы и человека. 4 класс школа VIII вида
(предметная область- естествознание)
Тема: «Труд людей осенью»
Цель: закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменения в природе.
Задачи:
- сформировать представления об осенних работах лютей; развитие жизненных компетенций;
- коррекция устной речи посредством ответов на вопросы, разгадывания загадок; мелкой моторики пальцев рук путем сборки предметов конструктора ЛЕГО;
- воспитывать положительную мотивацию к уроку мир природы и человека
Оборудование: проектор, интерактивная лоска, презентация по теме, видеофильм «Сельскохозяйственная техника» для детей («Умный ребенок»), предметные картинки, тетради для записей, ручки, конструктор ЛЕГО (сборка техники, металлический конструктор, кубики ), колосья зерна, секатор ( в натуре), сухая ветка куста, рабочие перчатки, учебник Матвеева Н.Б и др. Мир природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.. Ч1.- Москва., Просвещение, 2018
Ожидаемые результаты:
Предметные
- систематизировать знания об изменениях в живой и неживой природе; о труде людей в осенний период
Личностные БУД:
- расширение представлений о различных социальных ролях (дворник, комбайнер, хлебороб, пахарь и др.) и их видах деятельности
Коммуникативные БУД:
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
Регулятивные БУД:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
Познавательные БУД:
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, схемы)
Технологическая карта к уроку
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Орг. часть (1 мин) | А) Добрый день! Тут загадки и задачи, Книги, лего- все для вас! (показ) Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час!!!
Б)- Отчет дежурного | Дети организуются, встают за парты
В добрый час! (Дети читают хором с экрана проектора) - дежурный произносит отчет: число, день недели, время года, краткая характеристика явления природы, отсутствующие в классе) |
Актуализация имеющихся у обучающихся знаний по теме (5 мин) | А)Работа над загадкой - Ребята, отгадайте загадку: Несу я урожай, Поля вновь засеваю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я… (Осень) - Почему так решили? - Чем засевают поля осенью? Озимь- посев зерновых культур на зиму (показ на слайде) - Какие деревья «раздевает» осень? - Как ты понимаешь слова «осень раздевает деревья»? Б) Дыхательное упражнение «Ветерок» Цель: развитие длительного выдоха. | Слушают загадку Разгадывают загадку (магазин) Поясняют, почему так решили
Хоровое чтение, просмотр слайда
Отвечают на вопросы
Дети подходят к веточке и дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать. Ртом с вытянутыми в трубочку губами |
Сообщение темы урока (1 мин) | Упражнение «Пары слов» Учитель читает пары слов 1–2 раза, потом называет первое слово – лист– дворник плуг–пашня. Сад-яблоня - Как ты думаешь, о чем сегодня на уроке будем говорить? - Выбери название темы урока из предложенных (слайд) - Растения и животные осенью - Труд людей осенью |
вызванный ученик озвучивает второе слово.
Высказывают варианты ответа Выбирают тему урока |
Введение в тему Беседа с опорой на личный опыт обучающихся: (2 мин)
| - Ребята, какое сейчас время года? - Что происходит с деревьями и кустарниками? - Какую одежду люди одевают осенью? - Куда улетают перелетные птицы? - Расскажите о погоде сегодня? - Когда выходили из дома какую температуру показывал ваш термометр? -Рассказ учителя: (сопровождается показом слайдов) Изменяется положение солнца на небе. В результате меняется количество тепла и света, которое получает земная поверхность. Наступает похолодание. На почве бывают заморозки. Выпадают осадки в виде дождя и мокрого снега. На водоемах появляется лед. Увядают травы. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые края. Некоторые животные впадают в спячку | Отвечают на вопросы
I группа (Сережа, Никита) одень куклу-мальчика в осеннюю одежду
Делается вывод: Похолодало, дни стали короче, солнце светит не так ярко, …) |
Работа по теме урока.
А) Осенние работы в саду (5 мин)
А) Осенние работы в огородах (5 мин)
| - С приходом осени много работы у людей в садах и огородах, в поле и на цветниках. - Вспомните, как выглядит сад осенью. У вас на партах конструкторы ЛЕГО. Предлагаю вас изобразить осенний сад Чистоговорки (сопровождается показом слайдов) Цель: четкое проговаривание звуков слогах и словах АД – АД – АД - вот фруктовый сад ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст АДА – АДА – АДА – гроздья винограда ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья Б) Работа с учебником. Чтение страницы учебника-14 Словарная работа Секатор- садовые ножницы — ручной инструмент для обрезания сухих веток садовых деревьев и кустов (показ инструмента, его действия в работе) - В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы. Б) Упражнение «Собери слово» (из букв на кубиках лего)
д а о р г о о
- Какое слово у вас получилось? - Какая буква «лишняя»? Почему? - Мы с вами ходили на экскурсию на пришкольный участок. - Чем занимались ученики старших классов на огороде? - А какую работу осенью в огороде выполняли вы со своими родителями? - Нужно ли помогать родителям? Почему? - Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. |
Сборка деревьев (Яблоня) из деталей конструктора Работа в парах
- читают самостоятельно - отвечают на вопросы
Слушают рассказ учителя, просмотр слайда
- огород
Рассказывают о своих наблюдениях
Слушают рассказ учителя, сопровождающийся просмотром слайда |
Физминутка (2 мин) | Показ слайда В огороде чучело шляпу нахлобучило, Рукавами машет, как будто бы пляшет. Это чучело – оно - сторожить поставлено, Чтобы птицы не летали, чтоб горошек не клевали. | Просмотр слайда имитируют движения надевания шляпы движения руками показывают как стоит чучело имитируют полет птиц
|
В) Осенние работы в поле (10 мин) | А) Отгадайте загадку? На бескрайних он просторах Днём и ночью пашет поле. Он рычит на всю округу, Пашет поле острым плугом… - Как догадались? - Где работает трактор? Б) - Показ видеофильма «Сельскохозяйственная техника в поле» Словарная работа Сельскохозяйственная техника- техника для работы в сельском хозяйстве (для обработки почвы, уборочных работ, перевозки грузов) | Слушают и разгадывают загадку
трактор
просмотр видео
I группа- Сергей, Никита- собирают садовый инструмент – грабли II группа- грузовик III группа – телескопический погрузчик |
Закрепление ( 7 мин.) | Рассказы детей о своей технике (с опорой на наглядность и план) План: Название Внешний вид Применение техники | |
Обобщение. (5 мин.) | Блиц-опрос (друг-другу): дети вытягивают вопрос, говоря заранее, кому его адресуют Вопросы: - Кто убирает листья в городах? - Для чего убирают в садах опавшую листву? - Назови садовые инструменты - Каким инструментом рыхлят землю, собирают опавшие листья? - Чем перекапывают землю? - Назови садовый инструмент, которым обрезают сухие ветви деревьев и кустарников. - Продолжи предложение – комбайнер – это…- Хлебороб- это… - Для чего люди осенью убирают урожай в садах и огородах? |
Читают- отвечают на вопросы |
Рефлексия (2 мин) | Понравилось ли тебе на занятии. Выложи из колосьев солнышко, если урок тебе понравился; тучу- если не понравился | Выкладывают изображение предмета |