ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №»
Принята на заседании методического совета от «30» августа_20__ г. Протокол № 1 | Утверждаю Директор ГБОУ Школа № ____________________/ / «01»_сентября_20__ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Трудные вопросы по химии»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
УРОВЕНЬ: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 9 КЛАСС
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
Автор-составитель:
Мячина Анна Андреевна
педагог дополнительного образования
г. Москва
1.1 Пояснительная записка.
Данная программа соответствует действующим требованиям дополнительного образования, по целям согласована с ФГОС, предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся. Составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).
Данная программа имеет комплексный характер. Направлена на дополнительную подготовку учащихся к сдаче экзамена по предмету химия. В программу входит разбор заданий повышенной сложности, требующий дополнительных знаний по предмету. Также программа позволяет усовершенствовать основные навыки работы с химическим оборудованием, в следствии проведения дополнительного блока практических занятий.
Программа предназначена для учащихся 9-ых классов и рассчитана на 34 часа. Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из учебного времени, выделенного на его изучение в примерном тематическом плане.
Рабочая программа служит для составления рабочего тематического плана по подготовке учащихся к ОГЭ по химии.
1.2. Цели и задачи курса:
- изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по химии.
-закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и общей химии соответствующих требованиям общего государственного экзамена;
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- ознакомление учащихся с типовыми вариантами ОГЭ по химии.
1.3. Требования к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций.
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий; о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями.
смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева; первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.
Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.
Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;
химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ.
Определять/классифицировать: состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями.
Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Проводить опыты / распознавать опытным путем: подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-,сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Предполагаемые результаты обучения
знать/понимать:
•цели проведения ОГЭ
•особенности проведения ОГЭ
•структуру и содержание КИМов по химии
• важнейшие химические понятия: радикал, аллотропия, атомные s-, p-, d- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
• классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
• природные источники углеводородов и способы их переработки;
• вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, , жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
оформлять задания с развёрнутым ответом
•эффективно распределять время на выполнение заданий
• называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы реакций в неорганической и органической химии;
• характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; простейшие свойства органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
• осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представленя в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного
оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;
объяснения отдельных фактов и природных явлений;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
• понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
• оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
1.4. Направленность
Данная программа имеет естественно-научную направленность. Она обеспечивает качественную подготовку учащихся к сдаче экзамена в формате ОГЭ.
1.5. Место курса в образовательном процессе:
Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного происхождения. При изучении спецкурсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного материала обучения из цели становится средством социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Программа спецкурса способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах общеобразовательной школы.
1.6. Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения (38 часов в год).
1.7. Формы и методы обучения
Занятия проводятся 1 раз в неделю по часу.
Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного обучения.
Формы обучения: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум.
Форма работы:
- групповая;
- индивидуальная,
- индивидуально-групповая.
2.1. Содержание курса.
Тема 1. Вещество.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Тема 2. Химическая реакция.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии.
Представления об неорганических веществах. Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот. Химические свойства солей (средних). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Первоначальные сведения об органических веществах. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен. Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. Химия и жизнь.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
2.2.ТАБЛИЦА. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Отличие суждений о простом веществе и о химическом элементе | 1 |
2 | Строение атома | 1 |
3 | Периодический закон и закономерности периодической системы Д.И. Менделеева | 1 |
4 | Валентность | 1 |
5 | Степень окисления | 1 |
6 | Химическая связь | 1 |
7 | Классификация неорганических веществ | 1 |
8 | Химические свойства простых веществ (металлы и неметаллы) | 1 |
9 | Химические свойства оксидов | 2 |
10 | Химические свойства оснований | 2 |
11 | Химические свойства кислот | 2 |
12 | Химические свойства солей | 2 |
13 | Химические реакции и уравнения (взаимосвязь классов неорганических веществ) | 3 |
14 | Условия и признаки протекания химических реакций | 1 |
15 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы | 1 |
16 | Реакции ионного обмена | 2 |
17 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислители. Восстановители | 2 |
18 | Безопасность в лаборатории. Смеси. Химические загрязнения | 1 |
19 | Гидролиз | 1 |
20 | Качественные реакции неорганических соединений | 2 |
21 | Массовая доля химического элемента | 1 |
22 | Массовая доля растворенного вещества | 2 |
23 | Экспериментальная задача (осуществление цепочки превращений) | 3 |
24 | Экспериментальная задача (проведение качественных реакций) | 3 |
Итого: | 38 часов |
3. Формы аттестации и оценочные материалы
3.1. Формы контроля
В процессе обучения планируется написание пробных работ в формате ОГЭ (стартовая работа в сентябре, пробные варианты в декабре, марте, мае). Оценивание в формате ОГЭ
3.2. Средства контроля
Контрольные работы
3.3. Критерии оценки
Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Коли- чество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 40 |
Базовый | 14 | 14 | 35 |
Повышенный | 5 | 10 | 25 |
Высокий | 5 | 16 | 40 |
Итого | 24 | 40 | 100 |
Правильное выполнение каждого из заданий 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18, 19 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение каждого из заданий 4, 9, 10, 12 и 17 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Проверка выполнения заданий 20–23 части 2 осуществляется предметной комиссией в соответствии с критериями оценивания выполнения. При оценивании выполнения каждого из заданий эксперт на основе предоставленных критериев оценивания выявляет в ответе экзаменуемого оцениваемые элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за выполнение каждого из заданий 20 и 22 – 3 балла; за выполнение каждого из заданий 21 и 23 – 4 балла.
Оценивание выполнения задания 24 осуществляется непосредственно при выполнении участником экзамена задания в аудитории двумя членами предметной комиссии (экспертами), оценивающими выполнение лабораторных работ, независимо друг от друга. Максимальный балл за выполнение задания 24 – 2. Результаты оценивания выполнения задания 24 вносятся в отдельную ведомость и не доводятся до сведения участника ЕГЭ в день экзамена.
Задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены экзаменуемым разными способами. Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа. Это относится прежде всего к способам решения расчётных задач.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 40
Перевод баллов в оценку
| Баллы | |||
0-9 | 10-20 | 21-30 | 31-40 | |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Учебно-методические условия реализации программы
1. Состав УМК «Химия» Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. и др. для 8-9 классов:
- Учебник с приложением на электронном носителе. 8, 9 классы. Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
(В каждом электронном приложении содержится более 1100 мультимедиаресурсов разных типов: видеоэксперименты, красочные анимации, интерактивная периодическая система Д. И. Менделеева, словарь химических терминов с аудиосопровождением. Тестовые задания позволяют проводить мониторинг, контроль и самоконтроль знаний учащихся.)
- Задачник с «помощником». 8-9 классы. Авторы: Гара Н.Н., Габрусева Н.И.
- Дидактический материал. 8-9 классы. Автор: Рудзитис Г.Е.
- Электронное пособие «Видеодемонстрации». 9 класс.
2. Сайты ФИПИ и решу ОГЭ
3. МЭШ
4. Справочники по подготовки к экзаменам
5. Химические таблицы (Таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости)
4.2. Материально – технические условия реализации программы
1. Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
3. Цифровые образовательные ресурсы
4. Лабораторное оборудование (включая цифровые лабораторные работы)
4.3. Учебно-информационное обеспечение программы
1. комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
2. совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий:
3. компьютеры и иное ИКТ оборудование;
4. коммуникационные каналы;
5. система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.