Индивидуальная образовательная программа по предмету «Трудовое обучение» (5 класс)
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и социальных технологий»
ГКОУ «Курганская школа № 8»
Индивидуальная образовательная программа по предмету
«Трудовое обучение»
(швейное дело)
«Носовой платочек»
Автор:
Гладкова Наталья Владимировна,
учитель трудового обучения
I категории
Консультанты:
Кеппер Надежда Николаевна,
доцент кафедры педагогики
и профессионального образования ИРОСТ
Войткевич Наталья Николаевна,
проректор по учебной работе ИРОСТ, к. п. н.
Курган,2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. В системе педагогических мер воздействия на психику ребенка с ограниченными возможностями здоровья, труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей.
Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности ребёнка. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы, тем самым способствуя социализации учащихся в дальнейшей жизни.
Программа предусматривает подготовку учащейся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида…………………………………. к самостоятельному выполнению отдельных операций по изготовлению носового платка, овладению некоторыми техническими терминами, привитие навыков использования ручных инструментов и приспособлений, соблюдение правил техники безопасности, выполнение простейших технических рисунков и схем. Она разработана с учётом психических и физиологических особенностей девочки: нарушение ЦНС, координации движения, общей и мелкой моторики, и, как следствие, мышления и речи. Девочка имеет слабые навыки практической деятельности, пользования ручными инструментами и приспособлениями (плохо удерживает в руках иглу, нитки, ножницы, линейку, не может заправить нитку в иголку). Ограничен словарный запас, низок уровень познавательных возможностей, наблюдаются трудности организации деятельности (самостоятельно не может выполнять технические рисунки и схемы, записывать словарные слова и термины в тетрадь, выполнять и анализировать свою работу). Наблюдается достаточно быстрая утомляемость, неустойчивость внимания, расторможенность. Одной из черт личности Насти является отсутствие инициативы и самостоятельности. Часто нарушается на уроке техника безопасности (постоянно берёт в рот иголку). Необходим контроль над деятельностью Насти на уроке, индивидуализация обучения, разнообразные виды помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Обучение ведётся с опорой на знания, полученные на уроках математики, природоведения, русского языка, чтения.
Занятия по трудовому обучению для учащейся с нарушением интеллекта направлены на изучение теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по индивидуальному курсу трудового обучения.
Одно из важнейших направлений в работе с учащимися школы VIII вида – коррекционная работа. Основное направление коррекционной работы на данных уроках – повышение уровня познавательной активности учащейся, коррекция психических недостатков: мышления, речи, внимания, а также развитие её способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Учитывая индивидуальные психофизические особенности девочки, возникает необходимость в дробной подаче учебного материала, тем самым соблюдая одну из важнейших задач уроков в коррекционной школе – здоровьесбережение. Занятия имеют элементы игры; будут проводиться по 15 мин. с перерывом на физминутки (10 мин).
На занятиях будут использоваться опорные схемы, ИТК.
Цель для учащегося: изготовить носовой платочек.
Цель для учителя: научить изготавливать носовой платок.
Задачи:
о) формировать ЗУН по изготовлению носового платочка;
к-р) развивать мышление, долговременную память, внимание, корректировать
мелкую моторику, глазомер;
в) воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Ожидаемый результат.
Выполнение ручных и утюжильных операций по изготовлению швейных изделий (разметка изделия на бумаге, использование инструментов, приспособлений, выполнение ручных швов, работа с тканью, влажно-тепловая обработка изделия).
Приобретение элементарных навыков по использованию ручных инструментов и приспособлений.
После реализации программы ученица должна:
знать и различать инструменты, приспособления, необходимые для ручных швейных работ; понятие ткани и её свойств;
уметь выполнять разметку по шаблону на бумаге; различать ручные стежки по внешнему виду, названию, назначению; различать способы обработки и отделки носового платочка;
выполнять раскрой изделия по намеченным линиям; ручные и утюжильные работы по изготовлению носового платочка;
давать элементарную оценку своей работе (анализировать), сличая с работами сверстников и образцом: хорошо, плохо, аккуратно, неаккуратно.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
Домашнее задание |
Форма контроля |
Отметка о выполнении |
1 |
Сентябрь |
Вводное занятие. Техника безопасности на уроках. |
2 |
2 |
- |
Беседа |
||
2 |
Сентябрь |
Разметочные инструменты, приспособления. |
2 |
1 |
1 |
- |
Опрос |
|
3 |
Октябрь |
Разметка изделия на бумаге по шаблону. |
4 |
1 |
3 |
Упражнения по выполнению прямых линий на бумаге |
Опрос, самостоятельная работа |
|
4 |
Ноябрь |
Представление о ткани: долевая и поперечная нити, свойства ткани, лицевая и изнаночная стороны. |
2 |
1 |
1 |
Принести образцы различных видов ткани |
Беседа, тест |
|
5 |
Декабрь |
Способы обработки и отделки носового платочка. |
2 |
1 |
1 |
- |
Опрос, самостоятель-ная работа |
|
6 |
Январь |
Изготовление носового платочка: раскрой. |
4 |
1 |
3 |
Упражнения по раскрою ткани по прямым линиям |
Беседа |
|
7 |
Февраль, март |
Практическая работа: обработка срезов платочка бахромой. |
4 |
1 |
5 |
Упражнения по выполнению бахромы |
Самос-тоя-тельная работа, беседа |
|
8 |
Апрель, май |
Практическая работа: вышивка платочка. Влажно-тепловая обработка. Анализ работы, выявление ошибок. |
6 |
1 |
5 |
Выполнение ручных стежков |
Самос-тоятельная работа, беседа |
Содержание учебного предмета
Вводное занятие (2 ч.)
Теоретические сведения. Правила поведения в кабинете швейного дела. Правила ТБ. Задачи на предстоящую четверть, год.
Разметочные инструменты, приспособления (2 ч.)
Теоретические сведения. Сведения об инструментах, приспособлениях, необходимых для уроков швейного дела. Правила работы с ними.
Ученица должны знать: инструменты, приспособления, необходимые для уроков швейного дела. Правила работы с ними.
Ученица должны уметь: различать инструменты, приспособления по названиям, правилам использования.
Разметка изделия на бумаге по шаблону (4 ч.)
Теоретические сведения. Понятие шаблона, понятие геометрической формы квадрата. Правила разметки изделия по шаблону. Понятие линий: основных и вспомогательных.
Ученица должны знать: инструменты, приспособления, необходимые для уроков швейного дела. Правила работы с ними.
Ученица должны уметь: различать инструменты, приспособления по назначению.
Представление о ткани: долевая и поперечная нити, свойства ткани, лицевая и изнаночная стороны (4 ч.)
Теоретические сведения. Понятие ткани. Способы определения долевой и поперечных нитей в ткани, лицевая и изнаночная стороны ткани.
Ученица должны знать: назначение и свойства ткани.
Ученица должны уметь: различать лицевую и изнаночную стороны ткани, долевую и поперечную нити в ткани.
Способы обработки и отделки носового платочка (2 ч.)
Теоретические сведения. Обработка срезов и отделка платочка. Необходимые инструменты и приспособления.
Ученица должны знать: различные варианты обработки срезов и украшения платочка. Понятия бахромы, шва вподгибку с закрытым срезом.
Ученица должны уметь: выполнять обработку среза бахромой на образце.
Изготовление носового платочка: раскрой (4 ч.)
Теоретические сведения. Понятие раскроя. Необходимые инструменты и принадлежности для раскроя ткани.
Ученица должны знать: правила хвата ножниц, приёмы раскроя.
Ученица должны уметь: кроить ткань по прямым линиям.
Изготовление носового платочка: практическая работа: обработка срезов платочка бахромой (4 ч.)
Теоретические сведения. Понятие бахромы.
Практическая работа. Распускание ниток среза платочка, выполнение бахромы.
Ученица должны знать: правила ТБ, организацию рабочего места, рабочая поза, понятие бахромы, способы обработки срезов платочка.
Ученица должны уметь: выполнять обработку срезов платочка бахромой.
8. Изготовление носового платочка: практическая работа: отделка платочка украшающими стежками. Влажно-тепловая обработка (6 ч.)
Теоретические сведения. Понятие отделки изделия. Украшающие стежки. Понятие и назначение влажно-тепловой обработки.
Практическая работа. Вышивка платочка. Выполнение влажно-тепловой обработки.
Ученица должны знать: ручные стежки, их назначение, способы выполнения.
Ученица должны уметь: выполнять вышивку ручных стежков.
Приложение 1
Этапы педагогического контроля
№ п/п |
Сроки проверки |
Какие ЗУН проверяются |
Форма подведения итогов |
1. |
На каждом занятии |
Правила пользования инструментами, соблюдение ТБ; требования к носовому платочку. |
Беседа |
2. |
В конце каждой темы |
Последовательность изготовления носового платочка, способы обработки края. |
Беседа, опрос |
3. |
В конце I полугодия |
Способы обработки края платочка; украшающие ручные стежки. Технические требования к ним. |
Самостоятельная работа |
4. |
В конце учебного года |
Уметь выполнять носовой платочек с обработкой краёв бахромой, украшением ручными стежками. |
Беседа, самостоятельная работа, оформление листа в альбоме. |
Приложение 2
Критерии оценок.
Основными общими показателями качества усвоения учащейся знаний, умений и навыков по трудовому обучению являются:
Правильность приемов работы и рациональная организация труда, рабочего места.
Соблюдение технических требований
Степень самостоятельности выполнения задания.
Соблюдение всех требований, правил техники безопасности.
Учет и проверка знаний, умений, навыков завершается оценкой и выставлением отметки по пятибалльной системе.
Оценка должна быть объективной и мотивированной.
«5»- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно.
«4»-работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологического процесса при отдельных небольших отклонениях.
«3»- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушениями технологического процесса, отдельные операции выполнены с отклонением от эталона. Нарушение правил ТБ.
«2»- учащаяся не справилась с заданием, не соблюден технологический процесс, допущены отклонения от эталона, изделие имеет незавершенный вид. Нарушение правил ТБ.
Оснащение урока.
Стол.
Утюжильная доска, утюг.
Плакаты и стенды по ТБ, плакаты «Разметка изделий», «Ручные стежки».
Бумага.
Ткань.
Линейка.
Карандаш.
Ножницы.
Нитки мулине.
Иглы.
Приложение 3
Словарный диктант
Вставь пропущенную букву:
Техника без…пасности, к…ртон, кв…драт, ш…блон, ножн…цы, сг…бать, сре…, ф…гура, к…рандаш, выкр…ить, д…л…вая, п…п…речная, п…л…тно, …тделка, пет…льный, крест…образный, нап…рст…к, к..сой ст…жок, игол…н…ца, тамб…рный, ст…бельч…тый, л…нейка, бахр…ма.
Тема «Работа с тканью»
Отметь правильный ответ:
1. |
Нитку на ткани закрепляем с помощью: |
|||
а) бантика |
||||
б) узелка |
||||
в) карандаша |
||||
2. |
Срез носового платочка обрабатывают: |
|||
а) тамбурным стежком |
||||
б) бахромой |
||||
в) швом вподгибку |
||||
3. |
По окончании работы с тканью необходимо: |
|||
а) поутюжить |
||||
б) сверить свою работу с образцом |
||||
в) обвести по шаблону |
||||
4. |
Найди правильный ответ: |
|||
а) держать иглу в игольнице |
||||
б) передавать ножницы кольцами вперёд |
||||
в) заправлять в иголку длинную нитку |
||||
г) вкалывать иглу в одежду |
||||
д) заправлять в иголку нитку, отмеренную по локтю |
||||
е) класть ножницы на край стола |
||||
Рисунчатые тесты:
- назови: из каких геометрических фигур состоит рисунок? |
|
|
-назови: из каких геометрических фигур состоит рисунок? |
-угадай и назови стежок. |
внимательно посмотри на рисунки, ответь на вопросы:
-что запрещает делать эта картинка? |
|
-что напоминает делать эта картинка? |
Правила Техники безопасности при работе
с иголками и булавками
Храните иголки и булавки в игольнице.
Не берите иголки и булавки в рот.
Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.
Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.
Не перекусывайте нитку зубами — можно испортить эмаль и поранить губы.
До и после работы проверь количество игл.
Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.
Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.
Правила техники безопасности при работе с ножницами
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Нельзя резать на ходу.
При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
Правила Техники безопасности при работе
с шилом, циркулем
Игла шила должна хорошо держаться в ручке.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
При работе шило направлять острием от себя.
Охрана труда. Правильная посадка во время работы
Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Свет должен падать слева или спереди.
Нельзя опираться грудью на стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Список литературы для учителя
Батышев С. Я. Трудовая педагогика школьников.- М.: Педагогика, 1981.
Баженов В. И. Материаловедение швейного производства. - М.: Лёгкая индустрия, 1964.
Картушина Г. Б., Мозговая Г. Г. Швейное дело - 9кл. – М.: Просвещение, 1990.
Кириллова Н. М. Повышение профессиональной компетентности учителя трудового обучения. Планирование учебной деятельности – ч. I. – Курган, 2000.
Кириллова Н. М. Повышение профессиональной компетентности учителя трудового обучения. Организация занятий в учебных мастерских по технологии – ч. III. – Курган, 2000.
Кириллова Н. М. Обучение проектированию и изготовлению швейных изделий. Практическое пособие для учителя. – Курган, 2000.
Мирский С. Л. «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе». - Москва « Просвещение», 1988.
Мирский С. Л. «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении». - М. «Педагогика», 1990 .
Труханова А. Т. Технология женской лёгкой одежды. - М.: Легкая индустрия, 1975.
Труханова А. Т. Основы швейного производства – 8-9 кл. - М.: Просвещение, 1989.
Трудовое обучение – технология. Программа. – М.: Просвещение, 1998.
Интернет–источники
http://www.uchportal.ru/-учительский портал
http://www.rusedu.ru/ - архив учебных презентаций, разработок урока по различным дисциплинам
http://www.uroki.net/-все для учителя-все бесплатно
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей
http://pedsovet.su/load/276-1-0-6192- педсовет
http://www.zavuch.info/component/mtree/osoboe/specschool/rab-prog-spec-shkol- завуч-инф
Дементьева Ирина Михайловна
Елена Гаврииловна Гончарова