Внеклассное мероприятия по литературе в 10 классе на тему «Тургеневский вечер»

3
0
Материал опубликован 24 June 2023 в группе




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ


«








Методическая разработка внеклассного мероприятия.


«Тургеневский вечер».



Преподаватель: Демина С.В.

       

























2023, июнь.






Литературный вечер.

Тема «Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь».


(к 205-летию со дня рождения И.С. Тургенева).

Цели:

1)расширить и углубить знания студентов о творчестве И.С. Тургенева на примере произведений: повести Первая любовь», стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…», пьесы «Месяц в деревне»;

2) формировать у студентов художественный вкус, духовно-нравственные принципы, трепетное отношение к такому высокому понятию как любовь.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева и Полины Виардо, выставка книг писателя.

Музыкальное оформление: Глинка «Вальс – фантазия».

Ход мероприятия:

.

Слово преподавателя:

9 ноября 2023 года исполнится 205 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича

Великий русский сатирик М.Е. Салтыков - Щедрин писал:

«Иван Сергеевич Тургенев пробуждал в читателях добрые чувства, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра, любви и нравственной красоты».

Сегодня студенты драматического кружка колледжа подготовили для Вас литературно -музыкальную композицию «Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь».

Любовь - тема вечная в искусстве, и напрасно многие думают, что век тургеневских девушек прошел. Тем не менее, многие наши современники мечтают о любви чистой, возвышенной. Отметим, что никто не писал так проникновенно в прозе о любви, как Иван Сергеевич.


. В зале царит торжественная атмосфера: девушки в красивых нарядах, а юноши – в костюмах с галстуком. В художественной программе вечера представлены произведения Тургенева, отображающие таинственную прелесть любви, ее мучительные и прекрасные чувства, которые остаются у человека на всю жизнь. В литературно музыкальной композиции участвуют: Антон и Полина (ведущие вечера), Николай в роли И.С. Тургенева; Егор и Наташа, исполняющие роли Беляева и Натальи Петровны из пьесы И.С. Тургенева «Месяц в деревне», Александр читает «Как хороши, как свежи были розы…», Михаил читает отрывок из повести «Первая любовь».


1-ый ведущий-Антон:

- «Хочешь быть счастливым? Научись сперва страдать», - таково было житейское правило И.С. Тургенева. Его страдания были отражением огромной силы чувства преданности, любви бескорыстной и красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь. Рождением своим Тургенев связан с Орлом, но истинной его колыбелью оказалось имение Спасское-Лутовиново, в котором устраивались балы, маскарады, ставились спектакли, исполняемые актерами крепостной труппы.

2-ой ведущий-Полина:

-Но детство Тургенева золотым не назовешь – деспотичной и жестокой была его мать Варвара Петровна, которую боялись все: дети, муж, родственники, прислуга. Она была крайне противоречивой натурой: могла быть и щедрой, и до неприличия скупой, жестокой и вместе с тем весьма чувствительной. За буйный нрав ее прозвали «Салтычихой». Иван Тургенев еще в детстве попытался сбежать из родительского дома — настолько невыносимой для него была жизнь с матерью-деспотом. Своими жестокими поступками она мстила за тяжелое детство.

Именно она стала прообразом барыни из повести «Муму».

Антон:

-Отец Тургенева, Сергей Николаевич, красивый, изящный, далекий от семьи, плёл свои донжуанские кружева то с орловскими дамами, то с крепостными девушками. Иван Сергеевич Тургенев очень любил своего грешного отца, и тем больнее ему было узнать, что соперником в его первой любви к княжне Екатерине Шаховской оказался именно его отец. Этот факт из своей жизни И.С. Тургенев описал в своей любимой повести «Первая любовь»:

Николай, исполняющий роль Тургенева, читает наизусть отрывок из повести «Первая любовь»:

- Моя страсть началась с того дня. Я, помнится, почувствовал тогда нечто подобное тому, что должен почувствовать человек, поступивший на службу: я уже перестал быть просто молодым мальчиком; я был влюбленный. Я сказал, что с того дня началась моя страсть; я бы мог прибавить, что и страдания мои начались с того же самого дня. Я изнывал в отсутствие Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней... Я изнывал... но в ее присутствии мне не становилось легче. Я ревновал, я сознавал свое ничтожество, я глупо дулся и глупо раболепствовал -- и все-таки непреодолимая сила влекла меня к ней, и я всякий раз с невольной дрожью счастья переступал порог ее комнаты. Зинаида тотчас же догадалась, что я в нее влюбился, да я и не думал скрываться; она потешалась моей страстью, дурачила, баловала и мучила меня. Сладко быть единственным источником, самовластной и безответной причиной величайших радостей и глубочайшего горя для другого -- а я в руках Зинаиды был как мягкий воск.

Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости; над всем, что она делала, говорила, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, играющая сила. И лицо ее беспрестанно менялось, играло тоже: оно выражало, почти в одно и то же время, -- насмешливость, задумчивость и страстность. Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам.

1-ый ведущий:

Настоящая любовь пришла к Тургеневу в 1843 году, когда он встретил Полину Виардо – знаменитую французскую певицу.

Осенью 1843 года молодой Тургенев впервые услышал её пение (в опере «Севильский цирюльник» Виардо исполняла партию Розины) и был буквально околдован её необыкновенным голосом и артистизмом. Мать Ивана Сергеевича, барыня Варвара Петровна, твердила: «Околдовала тебя проклятая цыганка!» И грозила лишить наследства. - «Маман, она не цыганка, она – испанка…» - с досадой возражал Тургенев.

Полина Виардо - дочь знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать, старшая сестра тоже блистали на сценах Европы, так что она с детства знала театр, росла среди артистов. У неё оказался прекрасный голос – меццо-сопрано. Получила приглашение в «Итальянскую оперу» в Париже. В 18 лет вышла замуж за директора этой оперы Луи Виардо, который был на двадцать один год старше. Явно по расчету, чтоб супруг помог в творческой карьере.

2-ой ведущий:

-Замечательный художник Алексей Боголюбов, который долго жил в Париже, дружил с Тургеневым, общался с Полиной Виардо писал: «Она была нехороша собой, но стройна и даже худощава, у нее до старости сохранились чудные черные волосы, умные бархатистые глаза и матовый цвет лица… Рот ее был большой и безобразный, но только она начинала петь - о недостатках лица и речи не было, она божественно вдохновлялась, являлась такой красавицей, что театр дрожал от рукоплесканий, и цветы сыпались на сцену, и в этом восторженном шуме царица сцены скрывалась за падающим занавесом…».

Вот это «божественное вдохновение» певицы, ее страстный женский темперамент на сцене и сразили чувственного Тургенева.

В письмах Тургенева к Полине Виардо столько нежности и любви!

Читает Николай, исполняющий роль И.С. Тургенева:

Санкт-Петербург, четверг 26 октября 1850.

Дорогая моя, хорошая m-me Виардо, как вы поживаете? Дебютировали ли вы уже? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел вас во сне. Теперь, в разлуке, я чувствую больше, чем когда-либо, силу уз, скрепляющих меня с вами и с вашей семьей; я счастлив тем, что пользуюсь вашей симпатией, и грустен оттого, что так далек от вас! Прошу небо послать мне терпения и не слишком отдалять того, тысячу раз благословляемого заранее момента, когда я вас снова увижу!

2-ой ведущий:

-И мало кто мог подумать тогда, что молодой человек, ставший вскоре великим русским писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведет большую часть своей жизни. Сильное нежное чувство к Полине Виардо сопровождало Тургенева всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире… Замечательно, что через 30 лет после первой встречи с Полиной Виардо Тургенев написал одно из самых чудесных стихотворений в прозе «Как хороши, как свежи были розы», в котором отразил свое первое впечатление от встречи с певицей.

Читает наизусть Александр:

«Как хороши, как свежи были розы…»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы…

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога…
Как хороши, как свежи были розы…

А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот…

1 ведущий:

В любом тургеневском романе герои испытывают самое загадочное и трогательное из всех человеческих чувств - любовь к женщине. В его романах любовь является основным средством раскрытия характера героя, его многогранности и полноты образа.

Пьеса «Месяц в деревне» - самое известное произведение в драматургическом наследии И.С.Тургенева.

Писатель ставит вопрос: способна ли гармония природы спасти человека от душевных метаний. В поисках ответа он проводит героев через испытание любовью.

2-ой ведущий:

А сейчас студенты драматического кружка исполнят сцену объяснения в любви из пьесы И.С. Тургенева «Месяц в деревне».

   Беляев:

- Я могу вас уверить, Наталья Петровна...

   Наталья Петровна:

-Остановитесь, Алексей Николаич. Точно... Вера права... Пора... пора перестать мне хитрить. Я виновата перед ней, перед вами -- вы вправе презирать меня. Я унизилась в собственных глазах. Мне остается одно средство снова заслужить ваше уважение. Притом я вас вижу в последний раз, я в последний раз говорю с вами.

Я люблю вас. 

   Беляев:

Вы, Наталья Петровна!..

   Наталья Петровна:

-Да, я. Я вас люблю. Я полюбила вас с первого дня вашего приезда, но сама узнала об этом со вчерашнего дня. Я не намерена оправдывать мое поведение... Оно было недостойно меня... но по крайней мере вы теперь можете понять, можете извинить меня. Да, я ревновала к Вере; да, я мысленно выдавала её за Большинцова, для того чтобы удалить её от себя и от вас.

Я вас люблю, Беляев; но знайте: одна гордость вынуждает у меня это признание... комедия, разыгранная мною до сих пор, меня возмутила наконец. Вы не можете остаться здесь. Я, признаюсь, не хотела, чтобы вы унесли дурное воспоминание обо мне. Теперь вы все знаете

 Вы мне не отвечаете?.. Впрочем, я это понимаю. Вам нечего мне сказать... Положение человека, который не любит и которому объясняются в любви, слишком тягостно. Я благодарю вас за ваше молчание. Поверьте, когда я вам сказала... что я люблю вас, я не хитрила. Я ни на что не рассчитывала; напротив: я хотела сбросить наконец с себя личину, к которой, могу вас уверить, я не привыкла... Все кончено теперь между нами. Я вас более не удерживаю. Вы можете уйти отсюда, не сказавши мне ни слова, не простившись даже со мной. Прощайте, навсегда.

Вы не уходите?

   Беляев:

- Нет, я не могу уйти так!.. Послушайте, Наталья Петровна, вы вот сейчас мне сказали... вы не желаете, чтобы я унес невыгодное воспоминание об вас, но и я не хочу, чтобы и вы вспомнили обо мне, как о человеке, который... Боже мой! Я не знаю, как выразиться... Наталья Петровна, извините меня... Я не умею говорить с дамами... Я до сих пор знал... совсем не таких женщин. Вы говорите, что нам не было суждено узнать друг друга, но помилуйте, мог ли я, простой, почти необразованный мальчик, мог ли я даже думать о сближении с вами? Вспомните, кто вы и кто я! Вспомните, мог ли я сметь подумать... С вашим воспитаньем... Да что я говорю о воспитании... Взгляните на меня... этот старый сюртук, и ваши пахучие платья... Помилуйте! Ну да! я боялся вас, я и теперь боюсь вас... Я, без всяких преувеличений, глядел на вас, как на существо высшее, и между тем... вы, вы говорите мне, что вы меня любите... вы, Наталья Петровна! Меня!.. Я чувствую, сердце во мне бьется, как отроду не билось; оно бьется не от одного изумления, не самолюбие во мне польщено... где!.. не до самолюбия теперь... Но я не могу уйти так, воля ваша!

   Наталья Петровна 

Что я сделала!

   Беляев. Наталья Петровна, ради бога, поверьте...

   Наталья Петровна:

Алексей Николаич, если б я не знала вас за человека благородного, за человека, которому ложь недоступна, я бы могла бог знает, что подумать. Я бы, может быть, раскаялась в своей откровенности. Но я верю вам. Я не хочу скрыть перед вами мои чувства: я благодарна вам за то, что вы мне сейчас сказали. Я теперь знаю, почему мы не сошлись... Стало быть, собственно во мне ничего вас не отталкивало... Одно мое положение...  Все к лучшему, конечно... но мне теперь легче будет расстаться с вами... Прощайте. 

   Беляев:

Наталья Петровна, я знаю, что мне нельзя здесь остаться... но я не могу передать вам все, что во мне происходит. Вы меня любите... мне даже страшно выговорить эти слова... все это для меня так ново... мне кажется,

я вас вижу, слышу вас в первый раз, но я чувствую одно: мне необходимо уехать... я чувствую, что я ни за что отвечать не могу...

   Наталья Петровна 

Да, Беляев, вы должны уехать... Теперь, после этого объяснения, вы можете уехать... И неужели же точно, несмотря на все, что я сделала... О, поверьте, Если б я могла хоть отдаленно подозревать все то, что вы мне теперь сказали -- это признание, Беляев, оно бы умерло во мне... Я хотела только прекратить все недоразумения, я хотела покаяться, наказать себя, я хотела разом перервать последнюю нить. Если б я могла себе представить... (Она закрывает себе лицо.)

   Беляев. Я вам верю, Наталья Петровна, я верю вам. Да я сам, за четверть часа... разве я воображал... Я только сегодня, во время нашего последнего свиданья перед обедом, в первый раз почувствовал что-то необыкновенное, небывалое, словно чья-то рука мне стиснула сердце, и так горячо стало в груди... Я точно прежде как будто чуждался, как будто даже не любил вас…

   Наталья Петровна:

Полноте, полноте, Беляев; нам не об этом должно думать. Нам не должно позабыть, что мы говорим друг с другом в последний раз... что вы завтра уезжаете...

   Беляев.

О да! я завтра же уеду! Теперь я еще могу уехать... Все это пройдет... Вы видите, я не хочу преувеличивать... Я уеду... а там, что бог даст! Я унесу с собой одно воспоминанье, я вечно буду помнить, что вы меня полюбили... Но как же это я до сих пор не узнал вас? Вот вы смотрите на меня теперь... Неужели я когда-нибудь старался избегать вашего взгляда... Неужели я когда-нибудь робел в вашем присутствии?

   Наталья Петровна:

Вы сейчас мне сказали, что вы боитесь меня.

   Беляев:

Я?  Точно... Я сам себе удивляюсь... Я, я так смело говорю с вами? Я себя не узнаю. Наталья Петровна. И вы не обманываетесь?..

   Наталья Петровна:

В том, что вы меня.. О боже, что я делаю... Послушайте, Беляев... Придите ко мне на помощь... Ни одна женщина не находилась еще в подобном положении. Я не в силах больше, право... Может быть, оно так к лучшему, все разом прекращено, но мы по крайней мере узнали друг друга... Дайте мне руку -- и прощайте навсегда.

   Беляев:

Наталья Петровна... я не знаю, что вам сказать на прощанье... сердце у меня так полно... Дай вам бог..

   Наталья Петровна:

Останьтесь...

Беляев. Как?..



2-ой ведущий:

-И эта сцена подтверждает слова Тургенева о том, что «…любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать, ни взять, холера или лихорадка. В любви одно лицо раб, а другое – властелин».

«Певец чистой, идеальной женской любви, господин Тургенев так глубоко заглядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает её и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует её лучшие мгновения, что и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слёзы не раз подступают к глазам», - так высоко оценил творчество Тургенева русский критик Н.А. Добролюбов.

Два века минуло со дня рождения одного из пленительных художников слова, и новое поколение читает произведения Тургенева, открывает для себя мир чувств, о которых даже не подозревает: любовь как редкий дар, который дается далеко не каждому.

Звучит одно из любимых произведений писателя – «Вальс – фантазия» Глинки.

1-ый ведущий:

-Дорогие друзья, наш литературный вечер подходит к концу, но изучать произведения великого мастера слова мы будем всю жизнь!

Благодарим Вас за внимание! До новых встреч!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.