12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Боровских Наталья Юрьевна227
Россия, Хакасия респ., Саяногорск
3

Доклад «Организация научного общества учащихся как средство раскрытие творческих способностей школьников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САЯНОГОРСК

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Организация научного общества учащихся как средство раскрытие

творческих способностей школьников

Доклад

 

Саяногорск, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

1 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ…………………...5

2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, в условиях модернизации образования - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.

В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Научно-исследовательская деятельность является: мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования; одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей:

Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.

Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, т.к. её целью является уяснение сущности явления, достижение истины.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.

В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

В последние годы вопросы теории и практики исследовательской деятельности разрабатывались и разрабатываются многими исследователями:

В своих работах А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, А.М. Фридман приводят ясные доводы, что исследовательская деятельность имеет значительные преимущества перед проектной в силу того, что последняя детерминирована предсказуемостью, человек, разрабатывающий и реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками, поэтому она значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что доклад об организации научного общества учащихся как средство раскрытие творческих способностей школьников является актуальным. Исходя, из актуальности были выделены следующие параметры:

Цель доклада: определение влияние научно-исследовательской деятельности на раскрытие творческих способностей.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- проанализировать условия развития творческих способностей;

- показать как раскрываются творческие способности школьников на примере организации научного общества учащихся.

В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности, а этому, в свою очередь, активно способствуют создаваемые на базе школ научные общества учащихся (НОУ).

1 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В своей деятельности школа ориентируется на формирование творческих способностей как на условие эффективного обучения. Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей1. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование в жизненной практике. Но творчество базируется на определенных знаниях. «Человек может классифицировать, анализировать, сопоставлять, делать выводы только на основе уже имеющейся информации»2. Не все люди с хорошим умственным развитием обладают хорошими творческими способностями, но человек с развитыми творческими способностями более способен к обучению. «Способности выступают как предпосылка усвоения знаний, умений и навыков и от части как результат и критерий уровня обучаемости»3. Формирование творческих способностей должно быть системным, иметь определенную структуру. В педагогике чаще говорят об этапах творчества.

Рассмотрим классификацию этапов по Шубинскому В.С.

Первый этап творческого процесса – этап возникновения творческой ситуации. Данный этап можно условно разделить на три звена.

Первое звено – это столкновение с новым, для которого характерно обнаружение нового, необычного, что казалось обычным. Здесь формулируются вопросы, возникают творческие затруднения. Второе звено – творческой неопределенности, поиск выхода из сложившейся творческой ситуации. Во время творческого процесса происходит скрытая бессознательная работа. Такое состояние – звено скрытой работы.

Второй этап творчества – эвристический этап, где вырабатываются пути решения проблемы, идеи, замыслы.

Третий этап – этап завершения, в котором используются средства доказательства правильности, ценности полученного результата и воплощение в разных формах результатов творчества.

Каждый этап творчества требует особых проявлений качеств личности. Перенося процесс творчества в учебную деятельность, мы создаем условия для развития творческих способностей. Так на первом этапе важно развивать такое качество как чувство нового. Для второго этапа необходимо другое важное качество творческой личности – интуиция, которая тесно связана с творческим воображением и фантазией. При оценке полученного результата на третьем этапе творческого процесса проявляется самокритичность и упорство в доведении дела до конца.

Творческий процесс очень труден. Ведь творец должен трудиться над решением задачи, не зная, есть ли у этой задачи решение, не зная, сможет ли он его найти, до тех пор, пока оно не будет найдено в неосознанном виде. Немногие способны на такой духовный поиск. Не всем, кто способен на это, дарован успех. Но, если кому – либо удается решить подлинно- творческую задачу то он переживает мощный эмоциональный подъем, который А.Эйнштейн сравнивал с религиозным экстазом или влюбленностью.

Личность это человек обладающий сознанием и индивидуальностью. Интеллектальная сфера это имеющийся у человека запас знаний, а также умственный потенциал. Обученность – уровень подготовки человека, результат усвоения им того или иного материала, обучаемость- это возможности человека, эмоциональная сфера – способность к саморегуляции, рефлексии. Лабильность нервной системы – приспособляемость к ситуации, ценностно-мотивационная сфера – это направленность личности, которая выражается в терминальных и инструментальных ценностях. Терминальные ценности это цели (например, получение образования, поступление в вуз). Инструментальные ценности – это тактические ценности, позволяющие достигать цели, занимать определенные социальные роли, позиции. Именно в этих ценностях проявляется отношение человека к себе, людям, к делу, а так же нравственный и моральный облик, мировоззрение.

Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач обучения. Разнообразные глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки. А сами творческие способности оказываются показателями духовных сил человека. Творческая способность – это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы, чтобы в результате создать новый оригинальный продукт (научное изобретение, оригинальные решение задачи и т.д.). Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна. При ее решении следует учитывать ряд особенностей творчества (объективные и субъективные стороны). Объективная сторона творчества определяется новизной и социальной ценностью конечного продукта. Его результатом должно быть например, какое-либо научное открытие, изобретение и т.д. Субъективная сторона определяется переживанием самого процесса творчества. Новизна полученного продукта, состояние вдохновения, внезапность догадки могут иметь субъективный характер. Это позволяет развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить школьника в положение первооткрывателя того, что учителю уже давно известно, но ново для ученика. Другой особенностью развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что творческий мыслительный процесс связан с особым видом мышления – интуицией, которая формируется скачком. Этапы этого формирования отчетливо не выражены и ученик не может сразу рассказать о том, как он пришел к полученному решению. Этот путь остается не осознанным, а логическое обоснование интуитивной догадки приходит позднее. Теоретическую проблему или практическую задачу можно решить последовательно логическими шагами, применяя знания. Этот процесс называется дискурсивным. Часто встречаются задачи, решаемые и дискурсивно и интуитивно.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

- Ученик – первооткрыватель

- Творческие способности развиваются в деятельности

- Особый вид мышления – интуиция

- Решение задач логическими шагами – дискурсивное решение

- Эмоциональная окраска

- Проблема новизны

При организации творческого процесса должны быть реализованы два процесса: 1)надо обеспечить оптимальное соотношение между имеющейся информацией и информацией необходимой для решения проблемы. Учебной информации должно быть несколько меньше, чем это необходимо для решения проблемы. 2)занятиям необходимо придать эмоциональную окраску.

Одна из важных проблем управления творческой деятельностью – это проблема новизны. Благодаря этому учитель может создать ситуацию для возникновения творческой проблемы, решение которой возможно на основе знания школьного предмета.

ЦИКЛЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ФАКТ - ПРОБЛЕМА - ГИПОТЕЗА - ТЕОРЕТИЧСКОЕ СЛЕДСТВИЕ - ПРОБЛЕМА - ЭКСПЕРИМЕНТ - ПРАКТИКА

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания учащегося с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все школьники могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, это благоприятно скажется на развитии творческих способностей школьников.

Воспитание творческих способностей учащихся будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели и в этом поможет организация научного общества учащихся.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ СОШ №2 - это составная часть обучения и воспитания школьников. Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.

В школе сложилась определённая система работы и накопился опыт: действует НОУ (научное общество учеников), которым руководит Совет НОУ в рамках школьного самоуправления. Членами НОУ являются учащиеся 5-11 классов, изъявившие желание участвовать в работе одной-двух секций общества.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;

- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

- даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

-благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

В структуру НОУ входят 8 предметных секций. Организационная структура научного общества учащихся школы выглядит следующим образом.

Предметные секции: обществознание и право, иностранные языки, естественные науки, здоровый образ жизни, прикладное и художественное творчество. математика, информатика, краеведение, филология.

Главным событием и одновременно результатом работы НОУ является традиционная для школы научно-практическая конференция «Шаг в будущее».

Организация исследовательской работы учащихся выстраивается поэтапно: 1 этап подготовительный 2-5 классы (Формируются навыки научной организации труда, быстрого чтения, обучение работе с информацией. Реализуется через подготовку к Слёту юных исследователей); 2 этап развивающийся 6-8 классы (Совершенствуются навыки научной организации труда, активное расширение кругозора, приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности); 3 этап исследовательский 9-11 кл (Осуществляется непосредственно научно-иследовательская деятельность через исследовательские работы которые представляются на школьном конференции «Шаг в будущее», городской НПК, республиканской НПК, всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку», Омской межрегиональной научно-практической конференции, республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды, всероссийский конкурс учебных проектов в рамках фестиваля творческих и исследовательских работ «Портфолио») где школьники занимают места в научно-практических конференциях и становятся лауреатами конкурсов.

Также в НОУ традиционно проходят заседания: «организационное собрание»; «написание и оформление исследовательских работ учащихся»; «отбор ИР на школьную научно-практическую конференцию»; «итоги работы НОУ, «отбор работ на городскую НПК».

Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения повышенного уровня обучения становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской (и вообще эвристической) деятельности в развитии познавательной мотивации школьников в любых типах и видах образовательных учреждений.

Развитие творческого потенциала личности учащегося является одним из ведущих направлений деятельности школы. В школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми: это и создание авторских учебных программ (курс по выбору «основы исследовательской деятельности»), работа факультативов и спецкурсов, разнообразных конференций, олимпиад. На сегодняшний день накоплен серьёзный опыт организации исследовательской деятельности учащихся в школьном ученическом научном обществе (НОУ). НОУ было создано более 10 лет назад с целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся в профильных классах, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.

Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.

Мы убедились, что в процессе школьного исследование действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

· развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);

· формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

· даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

· воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

· благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, ученики получают дополнительную научную информацию, которая существенно помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Следует отметить, что необходимость создания НОУ учеников продиктована всем ходом развития нашей школы. Идея создания общества принадлежит администрации, научно - методическому совету. С 2002 года началось его организационное оформление. Создание НОУ учеников школы включало два этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура исследовательского общества учащихся, были определены цели и задачи НОУ.

Организация работы НОУ строится по следующим принципам:

- интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности учащихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

- непрерывности - процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

- межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навык исследовательского труда.

- свободы выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;

-индивидуализации образовательной траектории учащихся;

-создания условий для самореализации личности;

-социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;

Общие образовательно-воспитательные задачи в процессе организации научно-исследовательской деятельности учащихся решаются нами на трех уровнях:

- информационном, заключающемся в получении учащимися новых знаний;

- эмоциональном - через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

- нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества

Если говорить о непосредственных целях и задачах научного общества учеников, то они заключаются в следующем:

Целями являются:

- выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

- поддержка научно-исследовательской работы в школе.

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи НОУ:

- сформировать у учащихся представлений о целостной картине мира;

- привлечь учеников к участию в научно - исследовательской работе;

- пропагандировать научные знания об окружающем мире, интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;

- знакомить с современными методами научно-исследовательской работы;

- участвовать в школьных, городских, республиканских, всероссийских конференциях, конкурсах, научно-практических семинарах.

- сформировать у учащихся творческое мышление, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;

- развить интерес учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники;

- создать ранению профессиональную ориентация учащихся;

Работа учителей с членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в нескольких направлениях.

Первое направление — это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) совместная работа над отдельными заданиями {подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

Второе направление — групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Третье направление — массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.

Помимо познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность имеет и немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности учащегося, преодоления некомфортности одаренного ребенка, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений. Недаром все больший интерес у ребят вызывают такие области исследований, как экономика, маркетинг, реклама, политическая деятельность.

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов.

Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах).

После постановки проблемы и мотивации учащихся наступает следующий этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура? Опыт показывает, что в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы. Во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества. В-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных программой. В-четвертых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной исследовательской деятельности.

Нередко возникает ситуация, когда предполагаемая тема проект находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы.

После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом или рефератом под руководством учителя и с помощью консультантов.

Однако этот главный практический этап предваряет теоретическая подготовка. В школе организована систематическая методическая подготовка как учителей – научных руководителей учеников, так и самих учеников. Такая учёба представляет собой проведение нескольких заседаний в год (по разным возрастным категориям), в результате которых школьники получают навыки культуры исследовательского труда, оформления реферата и др.

Таким образом необходимо в школе поддерживать творческую среду, возможность самореализации учащихся через научное общество учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2001. № 1.с. 24 – 34.

Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: кн. для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение. 1990.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига.: НПЦ «Эксперимент»,1995.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Учебная литература, 2007.

Степанова М. В. учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей.-СПб.: Каро, 2006.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». – 1998.-№2.-С.25-39.

Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. -1998.- №4.- С. 83 – 128.

1 Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.

2 Волков И.П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.

3 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига.: НПЦ Эксперимент,1995.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.