12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Владмировна1126
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 11
Россия, Ростовская обл., Новочеркасск
1

Творческий проект в подготовительной к школе группе «Лоскутная пластика при изготовлении одежды донских казаков»

 

Творческий проект в подготовительной к школе группе

Тема: «Лоскутная пластика при изготовлении одежды донских казаков».

Вид проекта: краткосрочный (ноябрь-декабрь-январь), познавательный, творческий, групповой.

 Участники проекта: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».  Проводится в совместной деятельности, в рамках тематического планирования. 

Актуальность темы.

Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.

Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

Объект изучения: Одежда донских казаков.

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями одежды Донских казаков?

Цель проекта: Создание условий для воспитания и образования, при которых духовно-нравственное, экологическое и патриотическое развитие дошкольников осуществляется через воспитание у детей  интереса  и любви  к казачьей культуре, народному творчеству, особенностям традиций казачьей одежды; сформировать представления детей об одежде казаков посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи проекта:

* Развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой родины.

* Знакомство с культурой, бытом, традициями Донского края, приобщение к народной культуре.

* Формирование чувства гордости за свой город, край и его людей.

* Воспитание любви к малой родине и гордости за свой край.

* Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.

Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному  искусству.

Познакомить детей и их родителей с традициями костюма казака и казачки, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.

Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

Обогащать словарный запас дошкольников. 

Данный проект предполагает реализацию ряда принципов:

* Развивающий принцип – народная, казачья культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

* Принцип опоры на игровую деятельность как ведущую в органической связи её с другими видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

* Принцип сотрудничества и сотворчества предполагающий взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров.

* Принцип краеведения предполагает максимальное включение в образовательный процесс изучение традиций, обычаев и культуры Донского края.

* Принцип учета возрастных особенностей, позволяющий рассматривать материал на доступном уровне.

* Принцип развития духовно-личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

* Принцип доступности и открытости, трансляция идей, форм методов работы по реализации программы по всем доступны информационным ресурсам.

Ожидаемые результаты:

Дети:

Повысится уровень осведомленности дошкольников и их родителей об истории и традициях донских казаков.

Обогатится словарный запас.

Научатся уважать традиции донских казаков, почувствовав себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем.

Познакомятся с основными элементами казачьей одежды.

Сформирован интерес к казачьей культуре;

Воспитано чувство гордости за собственную принадлежность к Донским казакам.

Родители:

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Педагоги:

Повышают профессиональный уровень;

Пополняется методическая копилка, накопленный материал будет предлагаться для обмена опытом другим группам.

Этапы работы над проектом:

I этап

(подготови-тельный- ноябрь 2018г.)

1.Определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

2.Подготовка информационного материала. Проведение вводной беседы с детьми на тему «Что я знаю о казачьей одежде?»

3.Подготовка консультаций и стендовой информации для родителей.

II этап

(основной- декабрь 2018 г.)

1.Экскурсии в Музей Донского казачества.

2.Беседы об истории казачьего костюма.

3.Разучивание стихов, слушание песен о казачьем крае.

4.Проведение дидактических игр по теме.

5. Изготовление фигурок куколок в казачьей одежде в стиле лоскутной пластики.

6.Организация консультаций, выставки стендовой информации для родителей.

III этап

(заклю-чительный- январь 2019 г.)

1.Создание декоративного панно «Казачьи посиделки».

2.Подведение итогов.

3. Защита и презентация проекта педагогам ДОУ.

Пути реализации:

Совместная деятельность. «Женский казачий костюм». «Мужской казачий костюм». «Одежда маленьких казачат».

Конкурс рисунков для детей и родителей «Одежда донских казаков».

Совместная деятельность с детьми по теме проекта.

Содержание проекта: В процессе ознакомления детей с одеждой донских казаков в Музее Донского казачества, мною был отмечен интерес детей к данному объекту. В Новочеркасске я проживаю недавно, до этого времени я жила в Ставрополе. Быт и традиции Терских казаков мне были хорошо знакомы, и переехав в Новочеркасск- столицу Донского казачества я заинтересовалась традициями и бытом Донского казачества. Наш детский сад в течение 3 лет успешно внедрял долгосрочный проект по сохранению и развитию народных традиций «Лавочка». Проект работал как в виртуальном, так и в штатном режиме в комнате интерактивного обучения «Донская мозаика». В продолжение данного направления работы у меня возникла идея создания нового проекта - «Лоскутная пластика при изготовлении одежды Донских казаков». У одежды казаков многовековая история. Она прошла долгий путь в развитии, во многом связана с историей, традициями и местными вкусами. В 16-17 веке костюм казаков формировался под влиянием нескольких культур, своего костюма у них долгое время не было. Наряд их состоял из элементов русской, татарской, турецкой и черкесской одежды. Отражением самобытности, культуры была одежда казаков, к ней относились с почтением, как ко второй коже. Одежда казаков была практичной, но вместе с тем подчёркивала народность. Костюмы отличались эстетичностью и оригинальностью. Наряды приспосабливались под разные времена. Но в любом случае одежда подчёркивала связь с военным делом. Повседневный наряд казачки составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Женщины обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей. Всё это мне предстояло выполнить в лоскутной пластике.

Лоскутная пластика - это один из древних способов рукоделия, который распространен во многих странах мира. Изготовление изделия из лоскутков не требует сложных приспособлений, а материал для него можно найти в любом доме.

Прежде чем приступить к практической работе, необходимо подобрать рисунок и выполнить эскиз, затем подобрать ткань по цвету, выкроить и приклеить её на основу. Для работы мне так же понадобятся ножницы, карандаш, мел и канцелярский клей. Продукт совместной деятельности с детьми представляет декоративное панно, на котором при помощи крючков для шитья располагаются фигурки казаков выполненные из плотного картона, одежда для казаков выполняется в технике аппликация из ткани (лоскутная пластика). Для большей реалистичности декоративное панно стилизуется под убранство казачьего дома в технике рисования. Из плотного картона вырезаются фигурки казаков и казачек, маленьких казачат. На фигурку накладывается ткань, обводится мелком или карандашом, из ткани вырезается силуэт части одежды, смазывается канцелярским клеем и приклеивается на фигурку. Те же действия проделываются со следующей частью одежды. Все детали совмещаются встык и приклеиваются на фигурку. При помощи швейных крючков расположенных на обратной стороне фигурки можно прикрепить в прорезях панно в любое место: возле окна, за столом, возле колыбели, печки и т.д.

Защита проекта: Презентация декоративного панно. Защита проходит для воспитанников ДОУ, родителей.

Заключение

В ходе проекта дети научились совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей появилась уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Список литературы

1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Маслова И. В., Наумова Ю. И., Акимова Ю. А., Белова И. К., Кузнецова М. В. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей». – М. : Баллас, 2012г.

2. Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких». - Москва, «Лайда», 1994г.

3. А.И. Ригельман. История о донских казаках, 1846 год.

4. Н.Яковлев «Материалы по одежде донских казаков».

5. А.И. Яблокова. «О природе одежды некрасовских казачек на основе сопоставления с костюмным комплексом донских казачек» XVIII века. // «Дикое поле».

6.Энгельс Рит. Лоскутная пластика. Изд. Рио-Гранд, 2006.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.