Доклад на тему «Творчества Симы Ревазовой»

6
0
Материал опубликован 11 July 2022

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования г.Владикавказа»

структурное подразделение

«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»

РСО-Алания, г. Владикавказ









«Творчества Симы Ревазовой»

                                                 (методическое сообщение)












                                                                                   Составитель:

педагог дополнительного образования

Баскаева Маргарита Витальевна









г. Владикавказ, 2022г



В 30-х годах прошлого века из Германии была завезена в Россию купцами гармонь, сделана немецким мастером - Бушманом и венским мастером – Демианом. Тульские оружейники из этой примитивной гармошки сконструировали свои свои гармоники, назывались они по села: налимовская, сербская, саратовская.

История ирон фандыр начинается с середины 19 века. С этих пор она заняла ведущее место среди национальных народных инструментов осетии. Без гармоники немвслимо ни одна празднество, ни одно народное веселье. Она лучшее украшение жизни осетинской семьи.

Старинная осетинская гармоника, усовершенствованная народными исполнителями и реконструированная искусными мастерами высоко подняла инструментально – исполнительское мастерство. Очень уважаемые в народе были лица, наделенные даром музыканта – сказителя, или просто даром исполнителя.

Особо хочется отметить гармонистов, которые стали носителями осетинской национальной инструментальной музыки, это Кайсын Мерденов, Серафима икаева , Венера Дзеранова, Замира Мамиева, Булат Газданов, Ирина Мистулова и др.

Среди таких музыкантов, бесспорно, одно из лидирующих мест принадлежит широко известной в Осетии, признанной и любимой в народе гармонистке, народной артистке республики, заслуженной артистке России Симе Ревазовой.

Ее музыкальная деятельность началась очень рано, с 14 лет. За это время она прошла путь от гармонитски –любительницы, играющей по слуху на однорядной диатонической гармонике, до зрелого музыканта, получившего крепкое музыкальное образование. Сима Ревазова первой среди гармонистов Осетии стала исполнять музыку с зафиксированным нотным текстом, и в числе первых овладела искусством игры на реконструированной хроматической гармонике, существенно обогащенной по своим техническим и выразительным возможностям.

В процессе своего творческого пути Сима Камболовна прошла прекрасную школу ансамблевого, оркестрового, а затем и сольного исполнительства, работая бессменно в оркестре республиканского радио и телевидения в качестве домристки и гармонитски.

Сольные выступления С. Ревазовой всегда вызывали большой интерес слушателей. Ей удавалось раскрыть эмоциональную наполненность, сокровенный лиризм, мелодичемкую красоту музыки.

Творческий потенциал С. Ревазовой не ограничивается исполнительской деятельностью. Многие годы она ведет плодотворную педагогическую деятельность в музыкальных учебных заведениях города.

Из ее класса вышло немало отличных гармонистов, которые продолжили свое образование в музыкальных институтах России.

Отмечу еще один важный штрих, раскрывающий диапазон ее творческих возможностей – это пытливый интерес к проблемам развития современной осетинской народной музыки, к проблемам обогащения национального репертуара, создания сочинений для народных музыкальных инструментов концертного и методического характера. Она создала сборник, составленный из собственных сочинений – пьес, этюдов для гармоники , пьес для ансамбля, обработок популярных осетинских песенно – танцевальных мелодий народов Северного Кавказа.

Этюды ставят своей задачей развитие у исполнителей – гармонистов технического мастерства, музыкальной памяти, владение мехом, звуком. Наиболее примечательные песни сборника написаны на стихи современных осетинских: Т.Кокаева, Г.Цагараева, А. Чеджемова. Содержание песен разнообразно. Это и образы природы и оьразы возвышенной, романтической любви. Песни привлекают своей глубокой выразительностью, теплой задушевностью, ярко народным характером.

Среди произведений для гармоники есть такие, которые по праву стали классикой осетинского музыкального творчества: «Танец Эльды», «Свадебный симд», «Девичий танец». Они пронизаны национальным музыкальным ладом, пропитаны его природой, в них явственно слышатся его звуки и интонации, многие из них воспринимаются как народные.

И в творчестве и в жизни Симу Ревазову отличает душевная теплота, большое жизнелюбие, энергия и интеллигентность. Эти качества всегда по достоинству оценивались коллегами.

Не случайно Сима Камболовна в течение многих лет была народным заседателем, депутатом районного городского Совета, не однократно назначалась председателем и членом жюри различных конкурсов, имеет более 20 наград и почетных грамот.

Большое уважение вызывают творческая молодость Симы Ревазовой, её неуспокоенность на достигнутом, ощущение нерастраченности творческого потенциала, которые приносят осетинской национальной культуре свои замечательные плоды.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.